Найти тему

Как справиться с детскими капризами: 10 советов от психолога

Оглавление

Дорогие друзья!
Мы продолжаем серию экспертных публикаций о развитии и воспитании детей. Сегодня Наталья Спехова поделится секретами о том, как быстро и эффективно справиться с любыми детскими капризами.

Об авторе:

-2

Наталья Спехова - педагог, психолог, известный писатель и автор книг для детей и родителей, Член Союза детских и юношеских писателей, член российского общества "Знание". Но, пожалуй, самым значимым аспектом её жизни является то, что она многодетная мама, что делает её советы и рекомендации особенно ценными и жизненными.

У каждого ребёнка бывают периоды хорошего настроения и периоды, когда он капризничает. В эти моменты родителям непросто с ним ладить: он то хочет пить, то конфетку, то новую игрушку. От того, как взрослый будет реагировать на прихоти и слёзы, зависит, как ребёнок будет себя вести в дальнейшем. Поэтому важно научиться справляться с детскими капризами, чтобы сохранить психическое здоровье, своё и ребёнка, а также выстроить с ним отношения.

«Каприз – это внезапная прихоть, неожиданное и немотивированное желание чего-либо», – так говорит словарь.

На самом деле, у всего есть причина, не бывает ничего неожиданного, и чтобы справиться с капризами, важно понять мотивы их появления. Часто капризы могут возникнуть вследствие усталости, голода или неумения выразить истинные желания и эмоции.

Откуда берутся капризы

Мы знаем, одинаковых детей не бывает, к тому же, многое обуславливает состояние здоровья, настроение и подходы в воспитании, а значит, причины появления капризов тоже отличаются. Так откуда они берутся?

Усталость. Если накануне ребёнок переутомился (много занимался, долго играл, находился в дороге и т.д.), то капризы – это крик о помощи: «Позвольте мне отдохнуть». Ведь ребёнок далеко не всегда может высказать то, что у него внутри.

Неумение выразить свои мысли, эмоции, чувства – беспомощность. Даже если ребёнок здоров и полон сил, он может столкнуться с тем, что не знает, как изложить свою мысль (например, на развивающем занятии не может что-то объяснить и начинает нервничать); он может чувствовать беспомощность, когда хочет показать свои чувства к кому-то, а его не понимают (даже если это котёнок не откликается на его тепло, ребёнок может расстроиться).

Защита личной территории и личных границ. Под территорией можно подразумевать не только место, это может быть любимая игрушка, определённая фраза родителей (только меня вы можете называть солнышком, а сестра пусть будет хоть клубничкой, хоть заинькой, но только не солнышком, оно моё) или же некая позиция (я пойду в садик в любой шапке, хоть с рисунками, хоть с ушками, но в платке – никогда). В таком случае полезно выяснить причину, поговорить, узнать, что для него значит эта защита и этот предмет/слово. Если за причиной не стоят обиды, позвольте ребёнку иметь кусочек личного.

-3

Ребёнок заболел. Болезнь чаще других причин провоцирует капризы, поэтому важно внимательно относиться к состоянию, особенно, если ребёнок не может объяснить, что с ним не так (например, горло не болит, а першит, как это рассказать родителям и врачу, он не знает). Кстати, приём лекарств тоже может повлиять. Читая противопоказания к лекарству, мы обычно обращаем внимание на заболевания, а ведь там может значиться, например, «повышенная возбудимость», которая и приведёт к капризам.

Перемены погоды, метеозависимость. Этот фактор относится к здоровью, но далеко не все взрослые его воспринимают всерьёз.

Как снизить метеозависимость: с помощью физической активности, свежего воздуха, режима дня и грамотного питания. Если малыш совсем маленький и не научился делать зарядку – сделайте ему гимнастику и массаж.

Стресс. Если что-то случилось (поссорился с товарищем, взрослый повысил голос, сломал игрушку и т.д.), реакцией могут стать капризы. Тут крайне важна поддержка.

Защитная реакция. Чтобы обезопасить себя, ребёнок может осознанно или неосознанно переключить внимание взрослых на капризы или разбудить жалость (например, разбил вазу, а чтобы не ругали, капризничает).

Ребёнок – центр семьи. Когда вся жизнь семьи сосредоточена на ребёнке, и родители стараются сделать за него всё: завязать шнурки, застегнуть пуговицы и предупредить все желания, появляется «выученная беспомощность». Такой ребёнок не владеет элементарными умениями: умывание, одевание и т.д. И, если вдруг ему приходится что-то сделать самостоятельно (например, в садике), он возмущается и капризничает.

-4

Желание обратить на себя внимание. Если ребёнок что-то не может получить (и здесь не зависит, вещь он хочет или внимание взрослого), то он может использовать капризы как манипуляцию.

Подведем итог, во всех перечисленных ситуациях (даже манипулятивных), ребёнок сообщает нам, что не справляется с ситуацией и просит помощи, просит внимания. Задача взрослого – научить справляться с любыми сложностями.

Но как понять, какая именно причина повлияла на состояние ребёнка? Наблюдать и общаться, это поможет разобраться в ситуации, спрашивать ребёнка, что его беспокоит или не устраивает.

Что делать, если ребёнок капризничает

Обратите внимание на свои реакции, посмотрите, какое поведение ребёнка вы подкрепляете: проявление беспомощности и своенравия или стремление научиться объяснять своё состояние, просьбы, желания. Когда мы ищем альтернативу, то начинаем управлять ситуацией.

Посмотрите, как вы подкрепляете те или иные фразы? Ведь на одно и то же действие можно среагировать по-разному, например, ребёнок отказывается завязывать шнурки и капризничает, а взрослый может предложить научить завязывать шнурки, может накричать или сделать за него. Второе и третье усилит капризы.

Как справиться с капризами

Чтобы справиться с детскими капризами, требуется терпение, но этого недостаточно, важны настойчивость, последовательность, внимательность, забота и ласка.

Что ещё поможет изменить ситуацию:

1. Важно учитывать возрастные особенности ребенка. Чем меньше ребёнок, тем ему сложнее выражать свои эмоции и потребности. Поэтому разговаривайте с ним, задавайте вопросы, слушайте внимательно, даже если он непонятно изъясняется.

2. Установите границы и правила, которые помогут предотвратить манипуляции: пусть ребёнок знает, что капризы не будут приняты. Какие могут быть правила: пришли с прогулки, пусть ребёнок самостоятельно разденется, соберёт вещи, вымоет руки. А когда у ребёнка не заладилось, можно сказать: «Если у тебя что-то не получилось, ты всегда можешь попросить о помощи, я помогу. Но если ты упал и бьёшь ногами пол, я выйду из комнаты – такое поведение мне неприятно».

3. Приучайте проговаривать свои чувства, желания, мысли, например: «Если плохо себя чувствуешь, скажи (а уж дальше с помощью вопросов выясните, что именно болит)», «Если устал – скажи» и т.д.

-5

4. Вместе осваивайте приёмы, которые помогают привести в равновесие своё состояние: водные процедуры (купание, умывание), игры на развитие мелкой моторики рук, физические упражнения, самомассаж, музыка.

5. Игра «Нехочуха». Предложите ребёнку поиграть в вопрос-ответ, например:

- Я буду задавать тебе вопросы, а ты на них отвечай: «Не хочу, не буду». Хочешь кашу?

- Нет!

- Хочешь новую игрушку?

- Не хочу.

- Хочешь пирожное?

- Не хочу.

В процессе игры ребёнок быстро начинает понимать, что капризы «не хочу, не буду» могут привести к неприятным последствиям и лишить чего-то желаемого.

6. Меняем описание. Часто мы, взрослые, в запале говорим: «Какой же ты нытик!» Ребёнок привыкает и начинает в это верить, он эту модель поведения закрепляет за собой. А можно сделать акцент на ситуативности: «Сегодня ты капризничаешь, что-то случилось?» В таком варианте мы выходим на диалог с ребёнком и не предлагаем негативную модель.

7. Переключить внимание и создать интригу:

Если ребёнок не успокаивается, переключите его внимание на что-то другое.

- Ой, а что под столом блестит? Давай посмотрим.

Такой ситуативный отвлекающий манёвр можно применить в критический момент, но когда ребёнок успокоится, важно поговорить с ним, выяснить причину капризов, объяснить, к чему они приводят.

8. Скажите правду. Капризы могут привести к неприятным последствиям, мы это уже отметили, соберите факты, расскажите их детям:

Капризы ослабляют здоровье (можно заболеть), а с ослабленным здоровьем часто нельзя сладкое, гулять, сидеть за компьютером и пр. – сплошные «нельзя».

Ещё одна правда: капризы передаются по цепочке, вызывая раздражение у мамы и папы, и они тоже начинают кричать. А ведь гораздо приятнее, когда родители улыбаются.

-6

9. Поощряйте уравновешенность (речь не о тотальной дисциплине, а именно о уравновешенности). Например: «Какой ты сегодня спокойный, можно подольше поиграть, ведь спокойные быстрее засыпают, не нужно долго готовиться».

10. Повышайте самооценку ребёнка. Хвалите процесс и результат: «Как бережно ты сложил вещи, ты аккуратный». «У тебя красивый дом на рисунке». Напоминайте о его достижениях и помните о искусстве похвалы.

Вывод

Капризы – это жизненное явление, которое связано с эмоциональным развитием и потребностями малыша.

Поскольку настроение ребёнка в течение дня меняется, и он может реагировать на один и тот же раздражитель по-разному, важно наблюдать, разговаривать, искать варианты реагирования. Чем больше их будет, чем гибче подход, тем больше шансов вырастить спокойного, уравновешенного и волевого человека. Важно помнить, что не всегда быстро и легко удаётся решить вопрос, но сообща можно справиться с любой ситуацией.

Справиться с капризами – это не единственная и не конечная цель, главное, это помочь ребёнку стать эмоционально здоровым и чутким человеком.