Приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Сегодня - об открытом 1 сентября 2024г после ремонта Рижском вокзале в Москве.
Через месяц после его открытия я собралась погулять по Парку Хуамин около м. Ботанический Сад. Чтобы не ехать через всю Москву, села на D2 до Рижской. А так как Парк часто "временно закрыт" (бывает это случается даже без предварительного уведомления), решила зайти сначала по пути на Рижский вокзал за впечатлениями дня.
Станция Рижская МЦД-2 теперь перенесена ближе к павильону метро "Рижская", хотя раньше выход был расположен ближе к вокзалу. Неузнаваемая платформа, какая-то временная станция. И, ох, уж эти лестницы!
Не уверена, что была на Рижском вокзале раньше. Хотя в далекой молодости ездила на экскурсию Рига-Таллин. Города в памяти остались, а вот вокзал- нет. А в последнее время он был закрыт, и напротив велись вечные строительные работы.
Итак, небольшой повтор. В Москве сейчас 10 жд вокзалов. Выделены те, о которых я уже рассказала (можно почитать, кликабельно). Ленинградский, Ярославский, Казанский + Москва-Пассажирская-Казанская 1862г ( теперь Казанский вокзал), Киевский, Рижский, Белорусский, Павелецкий, Курский+Нижегородский (второй в Москве, временный, 1861г. С него уехала Анна Каренина. Был объединен с Курским. Существовал до 50-х годов. Обслуживал военные грузы. Был снесен за ненадобностью), Восточный вокзал (2021, Черкизово. Первый новый вокзал за 100 лет), Савеловский (Бутырский, 1902 -единственный, с которого не идут поезда дальнего следования).
Памятник жд-вокзалам Москвы установлен именно у здания Рижского вокзала. Вокруг стилизованного Кремля расположены 9 стилизованных вокзалов. Не все узнаются, хотя подписаны. Курский, например, до модернизации, лишившей его статуса охраняемого культурного объекта.
У Рижского вокзала нет скандальной или трудной истории. Над ним не ломали головы лучшие архитекторы, пытаясь расширить, создав новый и сохранив старый архитектурный ансамбль как на пл. Трех вокзалов. Его не увеличивали в 6 раз как Павелецкий, не модернизировали бездарно как Курский, не украшали в угоду императору как Киевский, не было судебных разбирательств о хищениях как на Савеловском.
Просто АО Московско-Виндаво-Рыбинской ЖД выпросило землю на пустыре у города. Город взамен кроме большой суммы за стройработы обязал выполнить дополнительные работы- благоустроить близлежащую территорию, разбить сквер с фонтаном и обеспечить работу Москворецкого водопровода. Построили сразу и на века. Поэтому информации немного, а вокзал красивый.
Хотя нет, есть и у этого вокзала особенность (как и у площади рядом с ним)- переименования.
Рижская площадь ( Троицкая, Переяславская, Крестовская застава, Ржевская) всегда была местом бурной транспортной жизни: обозы шли из Архангельска, Вологды и Костромы, богомольцы шли в Троице-Сергиев монастырь, на перекладных спешили фельдъегеря с государственными бумагами. Поэтому со временем здесь возникла слобода ямщиков, было много постоялых домов и трактиров. Теперь площадь выглядит непримечательным то ли сквером, то ли площадкой. Без фонтана.
Фонтан в сквере был снесен в 2018г. при строительстве БКЛ. Жаль. Может, просто перенесли или перенесут куда-нибудь недалеко?
А таков теперь вид на площадь и вокзал со стороны Рижского рынка.
В конце XIX в. под руководством архитектора Ю.Дитриха был построен Виндавский вокзал. Открыт в 1901 г. Однако, памятник у вокзала стоит другому архитектору, автору проекта - С.А.Бржозовскому. Он же автор проекта старейшего Витебского вокзала в С.-Пб.
В 1942 г. вокзал переименовали в Ржевский, в 1946 г. в Рижский. Он занимал первое место по количеству перевозимых пассажиров в Российской империи. Поезда шли в Прибалтику, современные Белоруссию и Польшу. Ежесуточно в советские времена вокзал принимал и отправлял восемь пар поездов дальнего следования (через Ржев и Великие Луки на Ригу) и более 100 пар пригородных электричек. Когда-то планировалось, что здесь будут и грузоперевозки, но с 2008 г. - это пассажирский вокзал и пассажирская станция.
Внешне вокзал состоит из трех зданий-теремов. Неорусский стиль, но без вычурности и аляповатости. Сдержанно и нарядно. Боя музыкальных курантов, когда-то исполнявших мелодию "Вернисаж" каждый час, не слышала.
Здание имеет статус охраняемого государством объекта культурного наследия регионального значения. Поэтому снести его в угоду торговым центрам невозможно. Используется в связи с малой загруженностью в настоящее время и как центр детского творчества, и как музей жд-транспорта (макеты). Музей под открытым небом сейчас закрыт.
В левом крыле здания работает детский центр.
В правом крыле-информационный центр и музей.
К сожалению, музей закрыт по понедельникам и вторникам. Поэтому мне, зашедшей во вторник, не удалось посмотреть макеты поездов и макет железной дороги. Вход в музей бесплатный. И экспонаты интересные.
Но я зашла в центральный вход и посмотрела интерьеры вокзала. Высоченные потолки. Красивые люстры. Светлый зал.
В одном из боковых залов устроены кассы. Работает одна. Народу нет. На какие поезда здесь можно взять билеты непонятно - табло не работают.
Но люстры красивые.
Другой боковой зал, зал № 3, закрыт.
Но стандарты РЖД соблюдены- туалеты, медпункт, рамки безопасности, зоны ожидания. Чисто. Но пусто.
Жизнь покажет как лучше использовать это большое красивое историческое здание. Даже если в настоящее время оно не очень востребовано.
А я вернулась к павильону станции метро "Рижская" и поехала гулять по необычному китайскому парку "Хуамин".
Но об этой прогулке-чуть позже.
Спасибо, что дочитали, подписались, отреагировали. Хороших всем прогулок, поездок и ярких впечатлений от жизни!