Найти тему

Итальянская улица. Часть №1. Иезуиты, декабристы и... "Бродячая собака"

Все знают, что Санкт-Петербург основан в 1703 году. Тогда же появились первые улицы. С бурным строительством города их становилось все больше и больше. Однако долгое время городские улицы не имели официальных названий. И только в 1738 году государственное учреждение "Комиссия о Санкт-Петербургском строении" занимавшееся вопросами планировки и застройки, дала официальные названия наиболее значимым городским улицам и площадям.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

С развитием городской структуры улиц становилось все больше и больше. Сегодня в городе насчитывается более 3000 улиц. Мир петербургских улиц имеет богатую историю и архитектурное наследие. Все они разные. Есть широкие и узкие, одни протяженные, другие совсем короткие. Есть улицы, имеющие по разным сторонам разные названия. Это Думская, с другой стороны - Перинная или улицы-линии на Васильевском острове. И каждая имеет свою, неповторимую историю.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

Друзья! Сегодня мы совершим экскурсию по улице, являющейся сосредоточением немалого количества объектов культурного наследия России. Думаю, немногие знают о маленькой жемчужине в центре Петербурга - Итальянской улице. Находится она в историческом центре Петербурга, соединяет канал Грибоедова и Фонтанку. Ее протяженность - 920 метров. На ней располагаются множество бывших особняков, доходных домов и построек, принадлежавших тем или иным людям или государственным службам. Это и Дворец Нарышкиных - Дворец Шуваловых, Особняк М.А. Горчакова (Здание товарищества нефтяного производства "Братья Нобель"), Дом костёла святой Екатерины, Особняк Гамбса и многие другие.

Здание  Екатерининского института благородных девиц, наб. Фонтанки, 36. Фото автора.
Здание Екатерининского института благородных девиц, наб. Фонтанки, 36. Фото автора.

Откуда пошло название улицы? Тут своя история. Дело в том, что до начала XIX века по нынешнему адресу Набережная Фонтанки дом 36 располагался Итальянский дворец, построенный в 1723-1725 годах для Екатерины Алексеевны, супруги царя Петра. Дворец получил такое название из-за схожести интерьера и внешнего вида итальянским дворцам той поры. Улица выходила к Фонтанке, на другом берегу которой напротив стоял тот самый дворец. От него в 1739 году улица и получила свое название. Правда, дворца уже и в помине нет, в 1803-1807 годах по проекту Джакомо Кваренги на месте обветшавшего дворца было построено новое здание для размещения в нем Екатерининского института благородных девиц. Да был такой. Туда принимали детей незнатных, небогатых дворян. Как вы знаете, девушек из более обеспеченных семей принимал Смольный институт.

Итальянский мост. Фото автора.
Итальянский мост. Фото автора.

Противоположный створ улицы также выходит на водную артерию - канал Грибоедова. Здесь же перекинут пешеходный мост. Переправа получила название Итальянский от героини нашей публикации. Такие вот "итальянцы" в Санкт-Петербурге. Мост соединяет Казанский и Спасский острова. Выше по течению находится Ново-Конюшенный мост, ниже - Казанский. Первая деревянная переправа на этом месте появился в 1896 году. Затем в 1902 году была перестроена по проекту архитектора Карла Валериановича Бальди. По прошествии десяти лет, в 1911-1912 годах мост вновь перестроен, теперь уже по проекту Константина Васильевича Ефимьева. И только в советское время, в 1955 году, мост стал полностью металлическим.

Итальянский мост. Фото автора.
Итальянский мост. Фото автора.

В Санкт-Петербурге что ни дом, то историческое здание. Такое утверждение в полной мере относится и к Итальянской улице. Ведь она находится в самом сердце исторического центра, в так называемом "золотом треугольнике", занимающим пространство между Невой, Фонтанкой и Невским проспектом. Да, здесь каждое здание дышит историей. Напомню, активная застройка улицы началась в конце 30-х годов XVIII столетия. Сегодня, друзья, начнем знакомство с историей домов одной из старейших улиц Петербурга - Итальянской. Первым владельцами участков земли на ней была община римско-католической церкви. Она же построила первые на улице каменные дома №1, №3 и №5. На нижних снимках мы видим дом №1 на угловом участке. Его историческое название звучит следующим образом: Дом коллегии иезуитов.

Дом коллегии иезуитов, Итальянская ул. 1. Фото автора.
Дом коллегии иезуитов, Итальянская ул. 1. Фото автора.

Дом, принадлежавший католической церкви, со стороны Итальянской улицы украшен колоннадой из десяти колонн ионического ордера, а фасад со стороны канала Грибоедова имеет шестиколонный портик. Построено здание в 1801-1805 годах архитектором, работавшим в России на протяжении 35 лет. Он приверженец классического стиля, его учителями были Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна. Кстати, после того как последний покинул Россию, Луиджи Руска, а речь идет об этом архитекторе, был назначен на должность придворного архитектора. В этом доме католическая церковь размещала учебное заведение закрытого типа. Почему закрытого? Ответ прост - в нем обучались дети петербургской аристократии: Шуваловых, Галициных, Строгановых, Вяземских и т.д. Это элитное учебное заведение обязано своим существованием генералу Общества иезуитов в России Габриэлю Груберу. Он легализовал деятельность Ордена иезуитов В России, и именно он получил разрешение от императора Павла I на строительство Дома коллегии иезуитов в Петербурге.

Дом коллегии иезуитов, Итальянская ул. 2. Фото автора.
Дом коллегии иезуитов, Итальянская ул. 2. Фото автора.

Из стен этого привилегированного учебного заведения вышли будущие декабристы: Епафродит Степанович Мусин-Пушкин, Александр Викторович Поджио, Александр Петрович Барятинский. А вы знаете, друзья, что Александр Сергеевич Пушкин мог закончить обучение и вовсе не в Царскосельском лицее? Дело в том, что родители юного Саши Пушкина планировали отдать его на обучение в этот благородный пансион иезуитского (дворянского) коллегиума и вели переговоры по этому поводу. Да, величайший русский поэт продолжил обучение в более престижном учебном заведении, как Царскосельский лицей. К тому же за обучение здесь платило государство, в отличии от иезуитского очага просвещения... В 1815 году училище было закрыто, а в 1816 году указом императора Александра I иезуиты были изгнаны из Петербурга и Москвы. После этого здание было передано Военно-сиротскому дому. В настоящее времени оно используется как жилой дом.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

На нижнем снимке по Итальянской улице №2, напротив Дома коллегии иезуитов находится Особняк М.А. Горчакова (здание товарищества нефтяного производства "Братья Нобель"). Историческое здание неоднократно перестраивалось. Появилось же на этом месте примерно в первой четверти XIX века. Авторство и вовсе не установлено. В 70-х годах XIX века дом был перестроен архитектором Лидвалем по заказу Товарищества нефтяного производства братьев Нобель под штаб-квартиру этой организации.

Итальянская ул., 2. Особняк М. А. Горчакова - Здание товарищества нефтяного производства "Братья Нобель". Фото автора.
Итальянская ул., 2. Особняк М. А. Горчакова - Здание товарищества нефтяного производства "Братья Нобель". Фото автора.

Вид, который он имеет сегодня, дом приобрел в результате еще одной реконструкции, выполненной все тем же Лидвалем в 1909 году. Федор Иванович Лидваль - заметная фигура в архитектурной среде Санкт-Петербурга. За двадцать лет работы художником-архитектором он оставил яркий след в истории и облике города. Имея хорошее академическое образование и природный творческий талант, Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий. Большинство из них были доходными домами. Каждый его дом неповторим. Каждый имеет свою изюминку, будь это башенки на крышах, светильники необычной формы, замысловатые перила, ограждения, кованые ворота, необычно оформленные входы в здание. Пример? Пожалуйста! Гостиница "Астория" - настоящий шедевр неоклассицизма с элементами модерна...

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

Очень интересная история соседнего дома №4. Его историческое название Дом Жако, также известный как Дом Дашкова. Свое имя дом получил в честь архитектора Поля (Павла Петровича) Жако - автора и первого владельца дома. Прежде чем участок дома перешел в собственность архитектора, с 1820 года им владели придворные ювелиры братья Франц и Иоганн Сеген. Оный участок земли Высочайшим указом передал ювелирам в личное пользование сам император Александр I. Долгое время участок не застраивался. И только в 1831 году со сменой владельца, а это был архитектор Поль Жако, на заросшем пустыре появилось в стиле классицизм трехэтажное здание.

Итальянская ул., 4. Дом Жако-Дашкова. Фото автора.
Итальянская ул., 4. Дом Жако-Дашкова. Фото автора.

Соавтором проекта дома выступил Карл Росси. Именно Карл Иванович был ответственен за разработку фасада дома. И не только этого, но и других прилежащих в Михайловскому дворцу домов. Дело в том, что Росси являлся архитектором ансамбля Михайловского дворца, построенного в 1819–1825 годах. И после постройки дворца он курировал застройку площади перед парадным фасадом дворца и всех прилегающих зданий и улиц. К фасадам строящихся домов предъявлялось особое требование. Росси следил, чтобы все они соответствовали центру ансамбля - дворцу великого князя Михаила Павловича.

Итальянская ул., 4. Дом Жако-Дашкова. Фото автора.
Итальянская ул., 4. Дом Жако-Дашкова. Фото автора.

В 1836 году Жако продает дом известному горнозаводчику и кредитору Ивану Яковлеву. В течение многих лет он сдавал два этажа дома графам Михаилу и Матвею Виельгорским, организаторам известного музыкального салона. Это был особенный салон. Здесь исполнялась музыка, которая задавала определенный творческий ориентир на всю музыкальную жизнь Петербурга и России. На еженедельных концертах выступали известные исполнители. Например, выдающаяся пианистка эпохи романтизма Клара Шуман и ее супруг, не менее выдающийся композитор Роберт Шуман, певица и композитор Полина Виардо, основоположник ноктюрна, пианист-виртуоз Джон Филд, немецкий виолончелист-виртуоз Бернхард Ромберг, польский скрипач и композитор Генрик Винявский, пианист-виртуоз, педагог, дирижёр Ференц Лист и многие другие музыканты. Друзьями братьев Вильегорских были Жуковский, Одоевский, Тютчев, Грибоедов, Пушкин и другие не менее известные личности. Салон Вильегорских играл значительную роль в истории отечественной культуры.

Остап Бендер на Итальянской улице. Фото автора.
Остап Бендер на Итальянской улице. Фото автора.

В 1862 году дом приобретает действительный тайный советник Яков Андреевич Дашков. Впоследствии дом по наследству перешел во владение его сына известного букиниста и коллекционера Павла Яковлевича Дашкова. Павел Яковлевич состоял на госслужбе, но значительное время уделял собиранию редких книг, рукописей, исторических документов, гравюр. Его коллекцию составляли материалы, относящиеся к русской истории и истории русской литературы XVIII - XIX веков. О ценности его коллекции говорит тот факт, что к собранию обращались Императорская Академия наук, известные историки, крупные журналы "Исторический вестник", "Русская старина" и другие. Коллекция Дашкова мало в чем уступало государственному архиву. Семья Дашковых владела домом вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Бронзовый Бендер... Фото автора.
Бронзовый Бендер... Фото автора.

Нельзя не упомянуть еще об одном явлении из истории этого дома. В нем в свое время находился ни много ни мало один из центров культурной жизни Серебряного века. Да, именно так! С 1911 по 1915 год в подвале этого дома существовало литературно-артистическое арт-кабаре "Бродячая собака". Оно позиционировалось как место для собраний представителей искусства: актеров, музыкантов, поэтов, писателей, художников. Чем занимались? Проводились лекции, поэтические и музыкальные вечера, мини-театральные представления. Здесь читали стихи, пели песни, дискутировали известные личности. Посетителями творческого кафе были Всеволод Мейерхольд, Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Максим Горький, Велимир Хлебников, Игорь Северянин, Владимир Маяковский, Сергей Есенин и многие другие.

Памятник литературному герою у Дома Жако. Фото автора.
Памятник литературному герою у Дома Жако. Фото автора.

Создатель "Бродячей собаки" известный режиссёр, театральный деятель и антрепренер Борис Константинович Пронин. После закрытия салона вся столичная творческая интеллигенция стала собираться в новом арт-кафе "Привал комедиантов", открытое все тем же Прониным, только уже на новом месте в доме Адамини. Причиной закрытия "Бродячей собаки" стало скандальное выступление 22-летнего Маяковского со своим стихотворением "Вам". Ознакомьтесь с этим двойным ронделем от поэта-бунтаря, есть о чем подумать... В 2001 году кафе "Бродячая собака" возродилось и вновь открыло двери на своем историческом месте.

Бронзовый Бендер... Фото автора.
Бронзовый Бендер... Фото автора.

Напоследок познакомимся с еще одним объектом, имеющим отношение к Дому Жако. Это памятник герою произведений Ильи Ильфа и Евгения Петрова - Остапу Бендеру. К столетию персонажа романа "12 стульев" в 2000 году у ресторана "Золотой Остап" установлена бронзовая фигура великого комбинатора. Авторы памятника - скульптор и председатель правления отделения Союза художников РФ в Санкт-Петербурге Альберт Серафимович Чаркин и автор "Чижика-Пыжика" архитектор Вячеслав Борисович Бухаев. Да, ресторан в Доме Жако уж давно "почил в Бозе", прекратил свое существование, а Бендер цел и невредим и, судя по гладкоотполированному носу, пользуется популярностью у туристов и гостей города.

Итальянская улица. Фото автора.
Итальянская улица. Фото автора.

Продолжение следует! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы и не судите строго!