Найти тему

Три шедевра Генрика Вигстрёма — главного мастера фирмы Фаберже

Оглавление

Выдающийся ювелир Генрик Вигстрём родился 2 октября 1862 г. в Финляндии. Ещё будучи подростком, он приехал в Санкт-Петербург. В 1884 г. он стал помощником Михаила Перхина, а после смерти своего наставника — главным мастером фирмы Фаберже.

Генрик Вигстрём. Санкт-Петербург, 1900.
Генрик Вигстрём. Санкт-Петербург, 1900.

Мастерская Вигстрёма

Фирма Фаберже имела несколько отделений в разных городах (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Киев, Лондон), но выпуск продукции был в основном сосредоточен в Санкт-Петербурге и Москве. В Санкт-Петербурге на фирму работало несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на том или ином виде работ. Одной из самых известных была мастерская золотых дел, принадлежавшая Михаилу Перхину, а после его смерти — Генрику Вигстрёму.

Мастерская Михаила Перхина. Начало XX в.
Мастерская Михаила Перхина. Начало XX в.

Из воспоминаний одного из подмастерьев-граверов Яалмари Хайконена (Jalmari Haikonen) становятся понятны принципы работы мастерской Вигстрёма. Для того чтобы овладеть всеми тонкостями профессии, было необходимо обучаться на практике, например, следя за работой другого, более опытного подмастерья. Сотрудникам мастерской Вигстрёма давали возможность распределять свое время так, чтобы работа выполнялась без спешки. Только таким образом, по мнению руководителя, можно было добиться хороших результатов.

Хайконен описал интересную традицию, существовавшую в мастерской Вигстрёма. Когда работа по созданию какого-нибудь особенно значимого предмета была завершена, Вигстрём медленно проходил мимо каждого мастера с готовым произведением, чтобы можно было как следует рассмотреть его, и говорил: «Только посмотрите на эту превосходную вещь. Теперь она готова».

В задачу главного мастера входила организация работы нескольких десятков сотрудников, он отвечал за изготовление тысяч предметов. Генрик Вигстрём лично курировал создание пасхальных яиц по заказу императора Николая II. Не менее интересны произведения из серии objets de fantaisie, созданные под его руководством. Об этих фантазийных предметах и пойдёт речь в нашей статье.

Серия «Objets de fantaisie»

Витрина с фантазийными предметами в Золотой гостиной Музея Фаберже
Витрина с фантазийными предметами в Золотой гостиной Музея Фаберже

Objets de fantaisie — это предметы, единственное предназначение которых состоит в том, чтобы демонстрировать мастерство ювелира и приковывать к себе завороженные взгляды клиентов. Компания Фаберже создала целый фантастический мир с цветами из драгоценных камней и миниатюрными предметами мебели из золота, населенный фигурками людей и животных из сибирских самоцветов.

Флоральные этюды

Витрина с фантазийными предметами в Золотой гостиной Музея Фаберже
Витрина с фантазийными предметами в Золотой гостиной Музея Фаберже

Высочайшее мастерство проявилось во флоральных композициях, изготовленных в мастерской Генрика Вигстрёма. В этих изделиях фирма Фаберже сочетала самоцветы, эмали и цветное золото, а также весьма деликатно использовала драгоценные камни. Точно так же как и фигурки людей и животных, цветы служили одной-единственной цели — услаждать взор.

В Музее Фаберже хранится эмалевый золотой цветок «Анютины глазки». Подавляющее большинство постоянных клиентов Фаберже покупали его изделия в качестве подарков для своих родных и близких. Поэтому анютины глазки обладали для Фаберже особым смыслом, ведь их французское название pensée также означает «мысль». На языке цветов подарить анютины глазки значило «Думай обо мне». А в вечно цветущих и никогда не увядающих цветах Фаберже это послание звучало: «Думай обо мне всегда».

Цветок «Анютины глазки» выполнен с чрезвычайной наблюдательностью: листики вырезаны из нефрита с богатой цветовой палитрой, а стебель — из чеканного золота. Стебелек настолько тонок, что, если бы он был сделан только из золота, он бы согнулся. Чтобы под весом лепестков стебелек не переломился, мастер вставил внутрь него стальную проволоку. Лепестки исполнены из золота и покрыты многоцветной живописной эмалью. Цветок натуралистично помещен в вазочку из горного хрусталя и прислонен к стенке так, словно его только что сорвали и принесли из сада.

Миниатюрная мебель

Бонбоньерка в форме кресла. Санкт-Петербург, около 1911. Фирма Карла Фаберже, мастер Генрик Вигстрём. Собрание Музея Фаберже
Бонбоньерка в форме кресла. Санкт-Петербург, около 1911. Фирма Карла Фаберже, мастер Генрик Вигстрём. Собрание Музея Фаберже

Вдохновение для своих objets de fantaisie мастера черпали как из современного декоративного искусства, так и в произведениях прошлых эпох. Одним из таких источников вдохновения для компании была европейская миниатюрная мебель XVIII века. Изысканная, похожая на кукольную, миниатюрная мебель Фаберже принадлежит к числу наиболее оригинальных изделий фирмы. Музейная коллекция располагает несколькими подобными экземплярами.

Находящееся в коллекции музея кресло гондольного типа в стиле ампир размывает границы между функциональными и сугубо декоративными предметами. Оно было изготовлено в мастерской последнего главного мастера фирмы Фаберже Генрика Вигстрёма. Спинка и ножки украшены эмалью насыщенного оттенка, имитирующего красное дерево. Сиденье покрыто полупрозрачной зеленой эмалью под шелк-муар с тончайшей окантовкой в виде золотых листьев. И хотя на первый взгляд кажется, что это всего лишь миниатюрное кресло, на самом деле сиденье выдвигается вперед, и кресло превращается в уникальную бонбоньерку.

Драгоценный зоопарк

Печать «Тюлень на льдине». Россия, конец XIX — начало ХХ века. Фирма Карла Фаберже. Собрание Музея Фаберже
Печать «Тюлень на льдине». Россия, конец XIX — начало ХХ века. Фирма Карла Фаберже. Собрание Музея Фаберже

В мире фантазий Фаберже также существовали фигурки животных из разных цветных камней. Музею Фаберже принадлежат несколько лучших образцов таких фигурок. Их очень любили постоянные покупатели Фаберже, а вдовствующая императрица Мария Федоровна их просто обожала. В книгах Кабинета Его Императорского Величества записаны покупки 233 экземпляров фигурок от Фаберже с декабря 1891 по апрель 1916 года. Марии Федоровне нравилось выставлять сценки из этих фигурок на столах в Аничковом дворце.

Печать «Сова». Санкт-Петербург, 1908-1917. Фирма Карла Фаберже, мастер Генрик Вигстрём. Собрание Музея Фаберже
Печать «Сова». Санкт-Петербург, 1908-1917. Фирма Карла Фаберже, мастер Генрик Вигстрём. Собрание Музея Фаберже

В 1896 г. великий князь Александр Михайлович, супруг сестры императора Николая II Ксении Александровны, приобрел у Карла Фаберже коллекцию сов, состоящую из 15 камнерезных скульптур. Одна из них представлена в собрании Музея Фаберже. Это не просто очаровательное декоративное украшение, выполненное из разных оттенков нефрита, а настольная печать.

Произведения, созданные в мастерской Генрика Вигстрёма — признанные во всём мире шедевры, восхищавшие современников Фаберже, и покоряющие сегодня посетителей музеев. Одна из крупнейших коллекций этих произведений представлена сегодня в Музее Фаберже.