22 марта 1994 года. Лайнер Airbus A310 Аэрофлота, летит в Гонконг над ночной сибирской тайгой. 71 пассажир и бортпроводники спят в креслах и не догадываются, что в кабине самолета их жизни размениваются на отцовскую любовь, потому что резервный капитан провел туда своих детей. И что в кресле пилота огромного лайнера летящего на высоте 10 000 метров за штурвалом сидит маленькая девочка Яна.
Чтобы дать Яне "порулить", папа встал между креслами двух пилотов и потянулся к панели управления автопилотом, переключив режим бокового управления автопилота с "Навигация" на "Выбор курса". В истории дальнемагистральной авиации передача штурвала гостю случалась и не таила опасности.
Летящий на автопилоте самолет постороннему отключить сложно, даже если взяться за штурвал, да и управление дублируется вторым пилотом. Так думал резервный капитан Кудринский и был прав. Если бы только полностью знал западный самолет, с автоматикой 1983 года.
После взлета "Аирбас" летел на автопилоте, с вертикальным каналом в режиме удержания крейсерской высоты, боковой канал автопилота вел самолет по введенной программно линии маршрутных точек от Москвы до Гонконга, поворачивая его как надо. Переключившись из режима "Навигации" в режим "Выбора курса" Ярослав Кудринский отключил запрограммированный маршрут, чтобы создать дочери в кресле капитана иллюзию управления самолетом.
Папа незаметно повернул ручку курса на панели управления автопилотом на несколько оборотов влево, и автопилот послушно ввел самолет в левый поворот. В ответ на сигналы автопилота руль управления повернулся влево сам под руками Яны. Дав самолёту еще повернуться налево, а дочери "порулить", Кудринский опять включил режим навигации и автопилот Airbus A310 автоматически вернул борт 593 на запрограммированный маршрут.
Через восемь минут дочь уступила кресло старшему брату Эльдару. 15-летний мальчик был в восторге еще большем чем сестра, и летящий в качестве пассажира пилот Макаров предложил: "Слава, надо сфотографировать нашего пилота!" Через 3 минуты Эльдар спросил: "Папа можно мне тоже порулить? - Да" - без колебаний ответил Кудринский. Капитан был убежден, что на автопилоте сын не повлияет на полёт.
"Давай, сын, поворачивай налево!" Эльдар с усилием, но повернул штурвал на 4 градуса. Автопилот сопротивлялся, удерживая самолет на курсе, и, как в случае с дочерью, капитан Кудринский опять щелкнул тумблером, снимая с навигации на выбор курса и вручную выбирая левый курс.
Получив команду летчиков, автопилот довернул налево и сила сопротивления на штурвале исчезла. "Видишь Эльдар, как он поворачивает? - Да, папа!!" Через 8 секунд крен лайнера влево достиг 21 градуса и Кудринский щелкнул тумблером курса вправо. Слушаясь его, автопилот стал заваливать лайнер на правый борт.
"Верните горизонт" - посоветовал пилот Макаров, предлагая закончить эти игры и выровнять самолет горизонтально. Это легко сделать - верни режим навигации, и автопилот сделает всё сам. В это время Эльдар продолжал рулить в папином кресле, "выравнивая" горизонт.
Авиалайнер кренился направо, и мальчик тоже накренил штурвал направо, как делал влево секунды назад. А позади отец щелкнул тумблером в режим "Навигация", и автопилот стал поворачивать Airbus 310 налево, чтобы выровнять горизонт и продолжить маршрут.
На этот раз 15-летний Эльдар не получил подсказки взрослых. Вместо того, чтобы позволить "рулю" повернуть налево под управлением автоматики, он удерживал его повернутым направо силой, сопротивляясь автопилоту, пытающемуся повернуть штурвал.
Эльдару надо было отпустить руль или повернуть опять влево, но никто из 3-х пилотов не заметил в полутьме этих секунд. Все внимание летчиков переключилось на маленькую Яну, которая засыпала их вопросами.
Никто не сказал ничего маленькому мальчику, что на миг стал хозяином огромного лайнера, повелителем семидесяти пяти человеческих душ. И в 00:55 в кромешной ледяной тьме на высоте 10 100 метров на Airbus A310 отключился боковой автопилот, чувствуя сопротивление летчика на штурвале.
ДАЛЬШЕ: глава 5 < (жми) I Оглавление ниже:
Подписывайтесь на премиум, < там интересно