После печальных событий в Крокус Сити Холле Правительство РФ выпустило постановление, касающееся мигрантов.
Если читать этот документ между строк, то становится видно, что на работодателей этих самых мигрантов возлагается обязанность… Как бы сказать… Сделать так, чтобы мигранты не имели мотивации вступать в разные нехорошие ячейки и пропитываться разной нехорошей идеологией.
Да, взваливать на бизнес свои обязанности наше государство умеет, любит, практикует.
Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.
В постановлении сказано, что работодатель должен обеспечить мигрантов работой, приемлемыми бытовыми условиями и так далее.
Но налоговая служба поняла этот документ по-своему, в своей плоскости — она решила, что надо добиться от бизнеса, чтобы он больше мигрантам платил. Хотя как раз про зарплаты в постановлении ничего не сказано. И начала (вернее, продолжила, но уже с новыми основаниями) вызывать бизнесменов на зарплатные комиссии.
Вообще ФНС отменила комиссии ещё в 2017 году. Первое письмо ФНС о том, что никаких комиссий не должно быть, датируется 21 марта 2017 года. Потом было ещё несколько писем с напоминаниями о том, что комиссии отменены:
- письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@;
- письмо ФНС России от 07.07.2020 N БС-4-11/10881@;
- письмо ФНС России от 02.12.2021 N ЕА-4-15/16838.
Но, тем не менее, комиссии проводятся. Это часть реальности, и игнорировать её — неправильно, я считаю.
При чём тут среднеотраслевые зарплаты?
Есть такая сущность — средняя зарплата по отрасли в конкретном регионе. Её можно посмотреть в сервисе Прозрачный бизнес на сайте ФНС. Надо заполнить поля и щёлкнуть «Показать среднеотраслевые индикаторы».
Так вот: налоговая истолковала вышеупомянутое постановление Правительства так, что бизнес якобы должен платить работникам-мигрантам не меньше среднеотраслевой зарплаты. И вызывает директоров на комиссии, где требует дотянуть зарплату до этого уровня.
Для понимания: например, в Москве по виду экономической деятельности «Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность» работник в среднем получает 92 920 рублей. Это за 2022 год, более свежих данных в сервисе нет. Фактическая же зарплата людей, которые заняты на складах — в районе 40 000 рублей.
Если таких сотрудников несколько десятков, то повышение зарплаты на 50 000 рублей легко сделает бизнес нерентабельным.
Встаёт вопрос — что делать?
Вариант оформить работников на ½ или ¼ ставки уже вызывает у инспекторов «рвотный рефлекс»
Я объяснял сотрудникам инспекции: вот работа грузчиков. Она заключается в том, чтобы разгрузить и загрузить машину. Одна разгрузка/загрузка = половина дня. В неделю приходит две машины, их надо сначала разгрузить, потом загрузить. То есть работник занят два полных дня из пяти рабочих дней в неделю. В остальное время ему просто нечего делать. Платить ему за то, что он будет просто сидеть на базе?
Значит, оформлять его на полную ставку нет никакой надобности. Вот он и оформлен на ½ или даже ¼.
Но инспекция это объяснение не принимает. Хотя в результате мы нашли решение, которое плюс-минус устроило инспекторов и не сильно «напрягло» клиента по деньгам.
Некоторые работодатели ссылаются на то, что у сотрудников сокращённый рабочий день. Учтите, что это рискованно, и в некоторых случаях инспектора имеют возможность проверить, полный рабочий день трудится сотрудник или часть. Например, время работы продавцов и кассиров вычисляют с помощью онлайн-касс, ведь сотрудник, когда заступает на смену, вводит свои данные. Инспекция видит, кто и когда заступил на смену.
А ещё мы слышали про одного работодателя, у которого сотрудники так привязаны к своим семьям, что не могут вынести долгой разлуки. Поэтому они один месяц работают, а другой — берут отпуск за свой счёт. Получается, что один месяц работодатель им платит по среднеотраслевой зарплате, а второй не платит ничего, потому что отпуск за свой счет.
Вариант: частично согласиться с инспекцией и поднять зарплаты. Процентов на 10, больше не надо
Практика показывает, что инспектора удовлетворяются, если увеличить фонд оплаты труда на 10%. Хотя они требуют увеличить зарплаты до среднеотраслевых, а поднятие на 10% этого не даёт, инспектора все равно довольны.
Примерно на год компания получает передышку. Можно пообещать, что в дальнейшем компания рассмотрит возможность поднять зарплаты ещё, как только появится финансовая возможность — так вот прям сразу.
Вариант: напомнить инспекции, что требования поднять зарплату до среднеотраслевого уровня в законодательстве нет и ничего не поднимать
В ст.133 ТК РФ сказано:
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
А требование поднять оплату до среднего по отрасли — это инспекция «от себя» изобрела.
Что будет, если проигнорировать требования инспекции и не поднимать оплату труда?
Инспекция начнёт «мотать нервы»: будет требовать документы (которые надо будет предоставить), грозиться привлечь к делу трудовую инспекцию и прокуратуру, а главное — назначить выездную проверку. Это любимая пугалка инспекторов.
Будут грозить назначить проверку по зарплатным налогам (НДФЛ и взносы) и всем остальным. Насколько это обещание реалистично — надо в каждом случае смотреть отдельно. Вряд ли потенциал доначислений НДФЛ и страховых взносов настолько велик, чтобы назначать выездную. А вот если там ещё и «разрывы» по НДС, возможность признать сделки фиктивными и доначислить налоги на прибыль, то разговор может быть уже другим. Но и тема для статьи это уже другая.
____________________________________
Налоговая реформа — это, по сути, существенное повышение налогов. Она ставит перед бизнесом новые вопросы:
— как работать дальше?
— какой должна быть структура бизнеса?
— как должны быть оформлены отношения между хозяйствующими субъектами?
При этом необходимо исключить претензии налоговой инспекции, но и не разорится на налогах.
Более 20 лет я помогаю бизнесу в вопросах налоговой оптимизации и снижения налоговых рисков. Если перед вами встали такие проблемы, пишите или звоните, мы предложим вам действенные и безопасные способы работы.
____________________________________
С 2008 года я помогаю бизнесу защищаться от незаконных претензий налоговой инспекции. Сопровождаю выездные налоговые проверки, готовлю бизнесменов к допросам и комиссиям по легализации налоговой базы, защищаю при обвинениях по «налоговым» статьям уголовного кодекса.
Если перед вами встали такие проблемы, пишите или звоните. Я разберусь в ситуации, и мы решим, что делать дальше. +7 (499) 283-80-20.
Все мои контакты и соцсети: https://taplink.cc/romanchernenko. Подпишитесь и читайте меня там, где вам удобно.