Найти тему
КОСМОС

Что такое прогрессивное христианство?

Оглавление
Статуя Святого Павла.
Статуя Святого Павла.

Кит Тернер указывает пять причин, по которым прогрессивное христианство стало неактуальным. Причина №1 — отсутствие четкого, позитивного определения: прогрессивные христиане определяют себя через то, кем они не являются, а не через то, кем они являются.

Мы не фундаменталисты. Мы не приверженцы буквальной интерпретации Библии. Мы не евангелисты. Нет. Нет. Нет. Но за что мы выступаем? Как мы представляем себя и почему? Какое сообщество, какую идентичность мы предлагаем разделить другим?

Представьте, что вы пригласили кого-то на концерт, и на вопрос, какая там будет музыка, вы ответили: «Это не рок, не поп, не кантри, не …».

Как красноречиво пишет Тернер:

«Любая идентичность, основанная только на дифференциации, контрасте и разделении, не продвинется далеко. Устанавливать идентичность через отдаление от тех, кто отличается от нас, не позволяет нам строить отношения или связи».

Отсутствие четкого самовосприятия создает двусмысленность для людей, ищущих сообщество, и, что еще хуже, мешает группе сплотиться и организоваться для достижения большего влияния на повседневную жизнь людей, чтобы быть актуальной. Трудно объединиться вокруг «Мы не…».

Но как можно определить движение, которое не считает себя движением? У которого нет организованной структуры, центрального руководства или общего культурного или исторического фона? Члены которого могут даже не считать себя членами?

Ведь прогрессивное христианство — это не деноминация. Это не профессиональная ассоциация с ежегодными конференциями, основными журналами и сайтами. С чего вообще начать попытку определить прогрессивное христианство? Ну, вот вам начало.

Семь характеристик определяют прогрессивное христианство, будь то основные протестанты, эксевангелисты или те, кто предпочитает называть себя последователями Иисуса, а не христианами.

Прогрессивное христианство децентрализует власть

Не позволяйте никому говорить вам, что власти в прогрессивном христианстве не существует. Она есть, но обычно она децентрализована и распределена.

Например, пастор методистской церкви обладает властью принимать решения, но также делится этой властью с мирянами и комитетами. Пастор подотчетен этим людям, выбранным из числа прихожан, и они могут наложить вето на его идеи, разрабатывать свои инициативы и возглавлять (новые) служения. Власть распределена.

Вне церковных структур прогрессивные христиане обладают такой же властью, сколько им предоставляют другие прогрессивные христиане. Мы взаимодействуем с опытом, взглядами, теологией или герменевтикой, предлагаемыми авторами, ораторами и подкастерами. Затем мы решаем, согласны ли мы, насколько и что делать с этой информацией и нашим согласием с ней.

Большинство прогрессивных христианских авторов и ораторов активно призывают нас сохранять авторитет над собственным мышлением, верованиями и действиями. Цель прогрессивного христианского контента — дать людям разрешение пересмотреть свою веру, а не говорить, что думать. Власть децентрализована.

Прогрессивное христианство упрощает иерархии

Иерархии неизбежны. Любая группа, какой бы маленькой она ни была, в конечном итоге приобретает лидеров, последователей и определенную структуру подчинения. Но иерархии могут быть высокими, жесткими и угнетающими, а могут быть низкими, гибкими и способствующими развитию. Вопрос в этом.

Прогрессивное христианство упрощает иерархии как часть распределения власти. В прогрессивной деноминации могут быть епископы, окружные суперинтенданты и пасторы, но они, как правило, взаимно подотчетны друг другу. Существуют также процессы, через которые члены могут покидать или вступать в общину. Церковная иерархия не удерживает людей «на месте».

Некоторые авторы, ораторы или подкастеры могут стать знаменитостями среди прогрессивных христиан, но они отказываются позиционировать себя как авторитеты в жизни людей. Они часто предоставляют платформу разнообразным людям с различными взглядами, расширяя горизонт неофициальной иерархии.

Прогрессивное христианство ценит ортопраксию выше ортодоксии

Ортопраксия означает правильные действия, а ортодоксия — правильные верования. Прогрессивные христиане ставят первое выше второго. Это приводит к некоторым из крупнейших социальных разногласий между нами и консервативными христианами.

Прогрессивные христиане гораздо больше обеспокоены применением своей веры, чем контролем за тем, во что верят другие. Мы считаем продвижение социальной справедливости правильной практикой библейских заповедей заботиться о бедных, уязвимых и маргинализированных. Вопрос о том, отвлекает ли «социальное Евангелие» от «Евангелия», для нас второстепенен.

Как сказал апостол Иаков:

«Кто слушает слово и не исполняет его, тот подобен человеку, который смотрит на свое лицо в зеркало, и, посмотрев на себя, уходит и сразу забывает, каков он».

Прогрессивные христиане считают, что принятие женщин-проповедников и утверждение людей ЛГБТК+ — это лучшее применение заповеди Иисуса любить Бога, любя других (Матф. 22:36–40). Почему мы должны исключать женщин из проповедничества и осуждать гомосексуальность «из-за Библии», если это, по-видимому, противоречит словам Иисуса в той же Библии? (И соответствующие Писания гораздо более неоднозначны, чем часто утверждают.)

Прогрессивное христианство серьезно относится к благодати

Глубокое доверие к Божьей благодати делает возможным большинство из того, что я описал выше.

В религиозном контексте принятие децентрализованной власти демонстрирует готовность взять на себя ответственность за свою духовность. Кто бы осмелился взять свою душу в собственные руки, а не делать в точности то, что говорит проповедник, и не думать в точности так, как думает пастор? Только те, кто доверяет Божьей благодати, если они ошибутся.

Акцент на ортопраксии, а не на ортодоксии имеет смысл только в том случае, если вы верите, что Бог простит вас, если вы ошибетесь, и все равно примет вас как любимого друга. Библия не указывает, что делать в каждой ситуации, с которой мы сталкиваемся. Кто осмелится действовать в условиях неопределенности? Те, кто рассчитывает на прощение, если это потребуется.

Прогрессивное христианство исследует и учится
Поскольку доверие к благодати освобождает нас от страха ошибиться, мы открыты к обучению у людей, которые мыслят иначе. Мы не воспринимаем как угрозу возможность верить во что-то другое и осознавать, что наши убеждения могут оказаться неверными. Мы можем свободно исследовать и рассматривать другие способы понимания христианства, Иисуса, Библии, искупления, оправдания, освящения — выбирайте любое христианское учение.

Это не означает, что мы принимаем всё и вся. Прогрессивные христиане децентрализуют власть, помните? То, что мы находим ценным, мы интегрируем в свою веру. То, что нам не подходит, мы признаём в других, но не обязательно принимаем для себя. Мы проводим черту на вредоносных идеях или практиках, но в остальном даём другим то же право на самостоятельное определение веры, которое хотим иметь для себя.

Конечно, возможно, мы можем отправиться прямо в ад за неправильные убеждения или за то, что не кричали на людей, когда думали, что их убеждения неверны, но мы считаем более вероятным, что вселюбящий Бог вселенной проявит к нам благодать.

Прогрессивное христианство предполагает прогрессивное откровение

Исследование и обучение у других точек зрения — это не просто любопытство. Прогрессивные христиане верят, что могут лучше понять Бога и Библию, рассматривая их с различных углов: через призму теологии освобождения, феминистской теологии, квир-теологии и так далее. Не является необычным для прогрессивных христиан вести диалог с раввинами, еврейскими учёными, археологами, историками, психологами и другими.

Прогрессивные христиане знают, что они не постигли Бога полностью. Они понимают, что их опыт и религиозная традиция не могут охватить всё, что можно сказать о Боге. Он постепенно открывается через калейдоскопическое свидетельство людей из всех слоёв общества.

Прогрессивное христианство придерживается целостной перспективы

Трудно учиться у людей, которые мыслят иначе, в упрощённой иерархии с децентрализованной властью, и при этом сводить вопросы к бинарным оппозициям и чёрно-белым суждениям. Скорее, целостная перспектива приходит естественным образом.

Это означает, что прогрессивные христиане охотно принимают во внимание множество факторов, контекстов, точек зрения и источников знаний при столкновении с трудными вопросами. Они сопротивляются бинарному, чёрно-белому мышлению и вместо этого развивают нюансированное восприятие.

Например, как разные христиане могут подойти к вопросу: «Была ли Библия вдохновлена Богом?» Большинство консервативных христиан говорят о божественном вдохновении так, как будто авторы Библии впадали в транс, и их разумы захватывал Бог. Признание какой-либо роли человека ставит под вопрос достоверность Библии как слова Божьего. Чёрно-белое мышление. Большинство прогрессивных христиан подтверждают как божественное вдохновение Писания, так и участие его авторов и редакторов — позиция, поддерживаемая историческими данными, теологией Святого Духа и внимательным прочтением самой Библии. Целостный, нюансированный подход.

Подводя итоги

Прогрессивное христианство доверяет Божьей благодати настолько, чтобы рисковать децентрализацией власти, упрощением иерархий, приоритизацией ортопраксии, обучением у разных точек зрения и применением целостного подхода к темам.

Прогрессивное христианство — это доверие благодати, стремление к росту, обучению и любви.