Вы наверняка играли в настольные игры. В морской бой, крестики-нолики, фишки (они же кэпсы), монополию, мафию, покер, шашки, шахматы, крокодила, или во что-нибудь похожее или в детстве, или в более зрелом возрасте на вечеринках с друзьями.
Все это - настольные игры. Их между собой объединяет то, что у каждой игры есть специфический набор правил, некоторое количество игроков, и (часто, но не обязательно) приспособления для игры. Например, доска и фигуры для шахмат.
Кроме этого, существуют настольные ролевые игры. Они отличаются от обычных настольных игр тем, что вам, в таких играх, необходимо отыгрывать определенную роль. Как в театре или в кино. И это является важной частью игры.
Примерно, как если бы, когда вы играете в "Мафию", вам бы пришлось носить с собой пистолет, играя за мафиози, и ночью "стрелять" в вашу цель. Или, играя за доктора, не просто говорить "я в эту ночь буду лечить Диму\Вику\Лену\Мишу, а подробно описывать, как вы это делаете. Что вы берете бинт, накладываете жгут, зашиваете рану, и так далее.
Настольные ролевые игры
История настольных ролевых игр, а конкретно Dungeons and Dragons, как самой популярной настольной ролевой игры (далее НРИ) отсчитывается от 1974 года, когда ее придумали Гэри Гайгэкс и Дэйв Арнесон.
Раньше игроки просто кидали кубики, и продвигались вперёд, как в любых играх-бродилках, где у вас есть фигурки, и в зависимости от выпавшего числа, вы двигаете вашу фигурку вперёд на выпавшее число. И кто первый дойдёт до финиша - победил.
Гэри и Дэйву же не хватало вариативности и возможностей ассоциировать себя с той самой фигуркой. Хотелось чувствовать себя, будто ты погружаешься в мир любимого фантастического фильма или книги, и становишься частью истории.
Про историю создания Подземелий и Драконов (Dungeons and Dragons или DnD) советую прочитать отдельную статью на сайте журнала "Мир Фантастики" по ссылке. Я же хочу рассказать про сам феномен подобных игр, чем они отличаются от классических "настолок", и где в них можно поиграть, кому подойдут такие игры, а также, что для этого нужно.
Как выглядит процесс игры в НРИ
Если бы меня попросили коротко рассказать про то, как проходит игра в НРИ, то я бы описал этот процесс так:
Некоторое количество игроков (обычно от четырех и более), выбирают ведущего, который будет играть роль рассказчика истории.
Ведущий заранее подготавливается к игре. Сочиняет историю, продумывает персонажей, придумывает, в какую сторону может пойти история, если игроки начнут вести себя неадекватно (да, такое тоже бывает), придумывает награды и мир в целом.
Все, что нужно перед игрой сделать игрокам - придумать своих персонажей. Выбрать, кем они будут: волшебником, воином с огромным двуручным мечом, разбойником с кинжалом и луком, бардом с лютней, который может своими песнями воодушевлять союзников и ослаблять противников, паладином или жрецом, некромантом или друидом. А также выбирают расу. Человека, гнома, эльфа, дворфа, орка и так далее. Всё как в фантастических фильмах.
Также, по желанию, можно продумать для своего персонажа предысторию и происхождение. Обычно, за хорошую предысторию, ведущий (он же мастер игры) может наградить вашего персонажа чем нибудь ценным, что понадобится во время игры. Дополнительным золотом или зельем лечения. Но это необязательно.
Потом мастер игры (он же ведущий, помните?) коротко рассказывает игрокам предысторию. Что-то вроде:
Вы - команда приключенцев, которые отдыхают в столичной таверне после очередного успешно выполненного задания. В один момент в таверну врывается королевский стражник, и идёт напрямую к вашему столу. В руках у него - свиток, он подходит и зачитывает его содержимое: "Именем короля приказываю. Приключенцев *имя*, *имя*, *имя* срочно доставить в королевский дворец для выполнения внеочередного задания по личному распоряжению его Величества". Вы спрашиваете у стражника, что же это за задание, на что стражник говорит, что подробностей не знает, но в награду вы сможете попросить всё, что только пожелаете.
В этот момент в игру "вступают" игроки. Если игроки не очень опытные, или хотят специально играть неадекватно, они могут напасть на стражника, или проигнорировать его, и пойти гулять по городу. Причем, каждый в свою сторону. Или перебить друг друга. Или... вариантов много, и всё ограничивается только фантазией игроков.
Но так делать не стоит, иначе вас, как игрока, больше никогда не позовут. Подобной историей со стражником мастер игры как бы "ведёт" игроков по линии сюжета, которую он заранее подготовил перед игрой.
При этом, могут появляться дополнительные персонажи, которые могут обратиться к героям со своими просьбами, обычно короткими (в компьютерных играх это называется сайд-квест), которые перекликаются с основным сюжетом, дают игрокам дополнительные награды, и не сильно уводят игроков "в сторону".
Как игроки и взаимодействуют с миром игры и делают свои ходы
В целом, игроки действуют свободно, проговаривая свои действия вслух, вроде "я пошел туда-то и сделал это". Но так продолжается до тех пор, пока игроки не захотят сделать одно из специальных действий, вроде атаки, взлома замков, кражи, убеждения, обмана, использования магии, или других действий, которые требуют специальных "умений". В таком случае, игрок бросает двадцатигранный кубик (также называемый d-20), и в зависимости от загаданной мастером сложности (число, выше которого должен выкинуть игрок), у игрока либо получается, либо нет. При этом, у действия может быть как критический успех (если выпало 20) и критическая неудача (если на кубике выпало число 1).
К примеру: ваш персонаж решает взломать сундук в лавке торговца. Вы сообщаете об этом мастеру игры, и он говорит "сложность 15". Дальше может быть несколько вариантов:
- На кубике выпало 15 и больше - вы взламываете сундук и получаете добычу
- На кубике выпало 14 и меньше - у вас не получилось. Вы можете предпринять еще попытку, но у вашего персонажа должны быть для этого отмычки. Не все так просто. Нельзя кидать кубик, пока не выпадет нужное число. Иначе другим игрокам было бы скучно сидеть и ждать, пока вам выпадет 15.
- На кубике выпадает 20 - у вас критический успех. Вы не только взламываете сундук, но и находите в сундуке секретный лаз в сокровищницу, наполненную золотом, айфонами, и ламборгини.
- На кубике выпадает 1 - у вас критическая неудача. Вы настолько неудачно взламывали замок на сундуке, что "случайно" сломали себе руку.
Остальные действия происходят по такой же схеме, за исключением боя. Во время боя игроки и персонажи, с которыми они сражаются (за них играет мастер игры) ходят по очереди. Очередь зависит от броска кубика в начале боя. У кого число выше - тот и ходит первым.
Во время боя, сначала нужно кинуть кубик d20 (двадцатигранник) на успешность попадания по противнику (и\или на то, сможете ли вы пробить его броню своим оружием), а затем, если вы попали, бросить кубики на урон. В зависимости от выпавшего числа необходимо отнять нужное количество очков здоровья. Также ходят и ваши противники.
При этом, у вашего персонажа в начале игры есть 20 очков здоровья (условная цифра). Если они закончатся - персонаж погиб. И вы больше не сможете играть. Если только вас не воскресит другой персонаж с помощью магии или специального предмета.
НРИ в культуре, кино, сериалах и видеоиграх
Таким вот образом игроки и мастер создают собственную историю, двигаясь по сюжету, изначально придуманному мастером игры. Иногда отходя в сторону, иногда вообще делая что-то не то, что задумал мастер, иногда заканчивая игру за 20 минут, помирая всей партией (группой игроков) в самом начале игры по собственной глупости.
НРИ можно часто увидеть в произведениях мировой культуры. В том числе и в нашем, русскоязычном культурном пространстве.
Конечно, больше всего настольные ролёвки распространены на западе (где и были придуманы), например, часто можно увидеть, как персонажи сериала "Теория большого взрыва" играют в "Dungeons and Dragons", или в "Подземелья и Драконы".
Особенно интересно смотреть за тем, как Саймон Хелберг, исполнитель роли Говарда Воловица отыгрывает роль мастера игры, отменно изображая персонажей и меняя свой голос и акцент, в зависимости от того, кто из "игровых персонажей" сейчас отвечает игрокам.
Видео, если что, на английском. На русском можно посмотреть специальный эпизод, выпущенный к рождеству, где мастер игры (Леонард) придумал приключение, посвященное спасению рождества и Санта-Клауса:
Также в "Подземелья и Драконы" играют персонажи сериала "Очень странные дела", и дети, являющиеся главными героями игры, даже путают мистическое существо, которое появляется в их городе с чудовищем из мира игры DnD.
У нас же, как мне кажется, сильнее всего настольные ролевые игры популяризовал проект от студии "Чикен Карри", который так и называется "Подземелья Чикен Карри", который выходит параллельно на Ютубе и в ВК Видео.
В нём есть постоянный состав из Александра Гудкова, BRB и Никиты Кукушкина (иностранный агент на территории РФ. После объявления иноагентом уехал из страны и не появляется в программе), а также приглашенные гости из популярных телеведущих, музыкантов, комиков и других артистов.
Для упрощения процесса ребята из "Чикен Карри" играют по упрощенным правилам, и мастер игры (Александр Бриганов) очень многое прощает своим игрокам, позволяя им творить буквально любую чушь, которую они захотят. Однако, если вы незнакомы с этим проектом, то предупреждаю, что там присутствует много нецензурной лексики, а также проект не предназначен для лиц до 18 лет из-за обилия тем, не предназначенных для этой аудитории. Такой вот юмор у людей.
Также, в 2023 году в прокат вышел фильм "Подземелья и Драконы: Честь среди воров". Ничего не могу про него сказать, так как не смотрел, но оценки и рейтинги у фильма очень хорошие.
Опять же, пока я писал эту статью, наткнулся на интересный материал на соседнем канале на Дзене, где перечисляются шоу (на английском и на русском), посвященные теме НРИ.
Где и как поиграть в НРИ
Если вы хотите поиграть в настольные ролевые игры, то у вас есть несколько вариантов.
Самым простым будет поиск клуба настольных игр в вашем городе. Начать поиск можно с запроса в яндексе или гугле "игротека DnD *город*", где вместо *город* вам нужно вписать название вашего города.
Также можно посмотреть, к примеру здесь (тык) список клубов НРИ в крупных городах России.
Еще как вариант - можно посмотреть, есть ли в вашем городе магазины или клубы настольных игр (не ролевых). Иногда в таких местах проводят игротеки. Это мероприятия, на которых люди могут ознакомиться с той или иной игрой. И зачастую все друг-друга не знают, и являются новичками.
Ознакомление в таком случае проводит опытный мастер игры, что отлично позволит познакомиться с игрой, правилами, и поможет прочувствовать атмосферу.
Также, можно поискать товарищей по интересам в интернете. И игру провести, к примеру, по скайпу. Или по зуму.
Для поиска проще всего найти сообщество "Вконтакте" или соответствующий сервер Discord. Например:
- D&D по-русски (vk)
И другие. Там же в вк можно поискать и группу по своему городу для поиска единомышленников и игроков для партии.
Самым сложным, на мой взгляд, будет вариант, если вы захотите самостоятельно вместе с друзьями собрать собственное приключение и самому стать мастером или выбрать мастером одного из своих друзей. Не имея опыта - вам будет довольно сложно, и велик шанс того, что вы переругаетесь между собой и никогда больше не захотите играть в НРИ. Или вам просто станет скучно через 5-10 минут. Хотя, может в вас кроется скрытый талант мастера подземелий и именно вы, не имея опыта игры в DnD сможете провести группу приключенцев по собственной истории, и увлечь их своим рассказом. Кто знает..
Итого
Настольные ролевые игры - отличная возможность весело провести время, проявить свои скрытые актерские таланты, фантазию, и отдохнуть. В нашей стране, к сожалению, подобное хобби является скорее уделом энтузиастов. Людям порой сложно понять, почему компания молодых людей и девушек (иногда, но девушки тоже играют в НРИ), могут часами (если не десятками часов) сидеть в одном помещении с перерывом на туалет, не выходя на улицу.
Даже не подозревая о том, что эта компания в то же самое время находится в тридевятом царстве и спасает мир от очередного дракона. Путь мир и дракон выдуманные. Но главное, что им весело.
Спасибо!
Если вы дочитали до этого момента, то, во первых, спасибо!
Во вторых, поделитесь пожалуйста в комментариях своей историей знакомства с настольными ролевыми играми. Может быть вы только сейчас узнали, что они существуют. Может быть, вы опытный ролевик и прошли не одно подземелье вместе с друзьями. А может вы мастер игры, который умеет продумывать историю до мельчайших подробностей.
Если вам понравилась статья, то пожалуйста, не забудьте нажать на "палец вверх" и подписаться на канал, это сильно помогает продвижению и мне будет очень приятно!
А у меня на этом все. Играйте в настольные ролевые игры. Находите своё хобби. А у меня впереди много интересного контента!