В последнее время в мире набирает популярность такое хобби, как ретро-гейминг. Сегодня предлагаю поговорить о нём. Попробую рассказать про это увлечение простыми и понятными словами, возможно кто-то заинтересуется, и начнёт собирать собственную коллекцию "некро-железа" и картриджей от классических консолей.
Начнём с определения:
Ретрогейминг (retro gaming) или олдскул-гейминг (old school gaming) - увлечение старыми компьютерными играми. Включает коллекционирование старых игр и игровых приставок, их эмуляцию, реверс-инжиниринг, модификацию, а также портирование на современные платформы. Обычно к ретрогеймингу относят увлечение игровыми системами 1-6 поколений, в первую очередь, играми 8-битных и 16-битных платформ. По мере развития игровой электроники все устаревающие приставки становятся частью ретро.
Что же такое игровые системы 1-6 поколений? Всё просто. Это все игровые приставки, которые были выпущены с 1972 по 2013 год. Согласно википедии, по крайней мере.
Теперь же пойдем по порядку с каждым из терминов определения: коллекционирование старых игр и игровых приставок, эмуляция, реверс-инжиниринг, модификация, а также портирование на современные платформы.
Коллекционирование старых игр и игровых приставок
Коллекционирование - это один из аспектов ретро гейминга. Существует несколько причин такому хобби. Например, взрослые люди часто начинают собирать старые игры, потому что им хочется вспомнить своё детство или поиграть на старых приставках.
Те, кто родился в 1983–1987 годах, играли на ZX Spectrum. Они помнят, как в России появилась Dendy. Те же, кто родился в 1989–1991 годах, видели передачу «Денди — Новая Реальность». Они начали играть в игры в конце 90-х. Тогда Dendy выглядела как старая игрушка, а Sega Mega Drive была ещё популярна.
Каждый, кто только начинает играть в старые игры, должен понять, что ему нравится. Выбрать одну-или две приставки для начала коллекционирования и сосредоточиться на них, не распыляя своё внимание на всё подряд. Иначе коллекция будет обширной, но это встанет в "круглую сумму".
В этом хобби есть много сложностей, которые нельзя игнорировать. Одна из главных проблем при покупке различных старых игровых приставок — это защита игр по регионам. Если вы купили американскую приставку Sega Saturn, то она будет работать только с американскими играми.
Конечно, можно обойти региональные ограничения, используя методы чиповки, прошивки или специальные загрузочные диски. Однако не все коллекционеры готовы пойти на такие меры. Некоторые быстро смиряются с этим фактом, а другие не жалеют денег и покупают консоль трижды — из Японии, США и Европы. Выбор зависит от личных предпочтений, но я бы рекомендовал приобрести консоль с уже снятой региональной защитой.
Однако есть один нюанс. В США и Японии напряжение составляет 110 вольт. Из-за этого консоль нельзя подключать к российской розетке из-за 110-вольтного блока питания. Для современных платформ это не проблема, так как их блоки питания рассчитаны на любое распространённое напряжение. Но если речь идёт о подключении Super Famicom к российской сети, то ситуация меняется. Консоль может сгореть сразу или в ближайшее время.
Чтобы этого избежать, нужно купить понижающий трансформатор, который преобразует напряжение с 220 до 110 вольт. Сегодня его стоимость составляет около 700–800 рублей.
И таких трудностей при коллекционировании - большое количество. Но что же движет такими людьми? Мне кажется, таких причин несколько:
Конфликт между техническими характеристиками устройств.
Сейчас на современных компьютерах и приставках уже довольно сложно запустить игры детства, которые были выпущены в 70-ые, 80-ые, 90-ые года, по той причине, что они производились под другое компьютерное "железо". Конечно, существуют режимы совместимости, эмуляторы, и другие ухищрения, но все из перечисленного не всегда работает идеально.
Конфликт между программными продуктами.
Помимо "железа" или "аппаратной части", также сильно изменилось и программное обеспечение. В частности, для запуска игр на современных компьютерах используют эмуляторы - программы, которые как бы имитируют работу старых систем, но существуют случаи, когда на эмуляторах некоторые игры запускаться отказываются, а также для эмуляторов необходимо искать записанные образы игр, а их не всегда можно найти, потому что образы были сделаны для определенной страны, на определенном языке и так далее.
Достижение определённого уровня развития компьютерных и консольных игр.
Многие любители компьютерных игр начинают увлекаться ретрогеймингом в том числе еще и потому, что современная индустрия им просто-напросто надоела. Современные игры разрабатываются по 4-5 лет, и в конце процесса разработки все чаще и чаще выпускаются невыразительные поделки, не имеющие ничего общего с тем, что было 20-30 лет назад. Поэтому, устав от современных трендов, в том числе "повесточки" - пропихивания ЛГБТ (запрещенная в России организация) взглядов, пропихивания меньшинств, игроки возвращаются в те времена, когда разработкой занимались энтузиасты, которые выпускали игры просто потому, что им это нравилось, а не потому, что они хотели заработать как можно больше денег и угодить инвесторам.
Достижение определённого возраста людьми, которые играли в эти игры в своё время
Опять же, многие люди, кто играли в игры в детстве или в юношеском периоде, попав на учебу в ВУЗ, а затем и на работу, обзаведясь семьёй, уже не успевают пристально следить за игровой индустрией, и поэтому предпочитают "вернуться в те времена", когда они играли в видеоигры, и заново пройти те игры, в которые они играли в детстве, или наоборот, не успели поиграть в юном возрасте.
Желание испытать чувство ностальгии.
Есть те, кому коллекционирование старых приставок и игр приносит чувство ностальгии по старым временам. В том числе, благодаря возможности виртуально "окунуться в детство" перед "пузатым" ЭЛТ телевизором.
Эмуляция
Эмуляция - это процесс запуска старых игр через специальные программы - эмуляторы - на современных устройствах, чаще всего - компьютерах. Но иногда, и на телефонах или современных игровых приставках. Программисты создают эмуляторы таким образом, чтобы они понимали специально созданные под них файлы - ROM'ы. Обычно, на каждую приставку существует один тип файлов, и несколько эмуляторов. Примеры приводить не могу, так как эмуляция - это тоже самое, что и пиратство, но при желании их можно посмотреть в интернете.
Сообщества «Ретрогейминга» и «эмуляции» — разные, и у них часто возникают разногласия. И те, и другие любят старые игры и работают вместе, когда нужно найти и загрузить в интернет какой-нибудь редкий релиз или игру, которая не была выпущена, но существует. Однако ценности у этих субкультур противоположны.
Ретрогеймеры ценят аутентичность: оригинальное железо, старые телевизоры (они же - телевизоры ЭЛТ - с электронно лучевой трубкой), оригинальные контроллеры-джойстики. По их мнению, невозможно полностью оценить консольную игру на клавиатуре и неточном эмуляторе — это всё равно что играть не в ту игру.
Сторонники эмуляторов, напротив, предпочитают кастомизацию и доступность. Если вы хотите запустить игру для 3DS на своём телефоне без геймпада, то почему бы и нет?
Обе точки зрения можно рассматривать как благородное дело — сохранение игрового наследия для будущих поколений. С оригинальным железом возникает вопрос цены на редкие устройства и копии игр. С эмуляторами же идут дискуссии о том, можно ли составить мнение о проекте, пройдя его не на контроллере, для которого он был задуман.
Реверс-инжиниринг
Реверс-инжиниринг, она же - реверсивная, или обратная инженерия - это способ, при котором программисты на основе уже готовых программ, в данном случае - игр, пытаются получить программный код.
Вот, например, отрывок из интервью с человеком, который занимается реверс-инжинирингом:
— Давайте о самом вкусном — о реверсе. Что это? Как это происходит?
— Реверс-инжиниринг — восстановление алгоритма работы программы. Это процесс противоположный разработке. Мы не пишем программу, которая реализует конкретный алгоритм, а восстанавливаем алгоритм по готовой программе. Для этого нужно сначала проанализировать дизассемблированный/декомпилированный или открытый исходный код. Подробнее об этом можно почитать в Википедии.
— Умение восстанавливать алгоритмы наверняка полезно и специалистам по информационной безопасности. Можно анализировать ПО и выявлять вредоносный код. А как это помогает в работе над играми?
— Чтобы извлечь ресурсы из игры, надо знать, где и в каком формате они лежат, каким образом сжаты. Лучший способ это понять — посмотреть, как сама игра достает их, отрисовывает графику и текст. Потом по восстановленному алгоритму можно писать утилиту для экспорта/импорта. Ради экономии места в DOS-играх все ресурсы обычно сжимали. Делали это разными самописными упаковщиками.
От себя, крайне рекомендую к прочтению полную версию интервью, расположенную здесь.
Модификация, а также портирование на современные платформы.
Модификация - изменение игры и\или её компонентов. Могут поменять как игру полностью (так, например, из карты для игры Warcraft 3 появилась игра Dota 2), или изменение отдельных составляющих, таких, как музыка, персонажи, какие-либо компоненты сюжета, изменение внешнего вида мира игры и так далее. Я бы также отнёс к модификациям и перевод на языки, которые были изначально не предусмотрены разработчиками или издателями (любительские переводы), но это спорный вопрос.
Например, есть модификация Shrink Mode для игры Тетрис, которая позволяет менять размер "колодца" и тетромино.
Но чаще всего, конечно, в старых играх меняют графику, улучшая качество картинки. Ниже - пример графической модификации для игры Quake 2 1997 года выпуска (было\стало):
Портирование на современные платформы - означает, что разработчики (не энтузиасты) "переносят" игру на современные телефоны, приставки, операционные системы. Хотя, даже в таких случаях, иногда разработчики халтурят, и используют эмуляторы, которые были много лет назад написаны программистами-разработчиками. Как пример - сборник игр от "денди" на более современную приставку Nintendo Switch.
Иногда, кроме портирования, разработчики занимаются ремейками или ремастерами старых игр, где или полностью переделывают игру с нуля, или опять же, как и в случае с модификациями, просто улучшают графическую составляющую игры.
Как пример, The Duck Tales Remastered (у нас более известный, как "Утиные Истории"). Опять же, картинка было\стало:
Итого
Подведя итог, могу сказать, что ретрогейминг как хобби, во первых, сейчас набирает обороты, за счёт все большего увлечения старыми играми, на фоне ухудшения качества современных игр. А также за счёт желания людей почувствовать чувство ностальгии. Ведь со времен популярности старых консолей прошло уже более 30-ти лет, и люди, которые играли в них в детстве, сейчас повзрослели и могут потратить часть свободных денег на подобное хобби.
А в какие приставки играли в детстве вы? Может это была "Денди", или "Сега", или ZX-Spectrum?
Может вы всем двором после занятий собирались у кого-нибудь из друзей, чтоб по очереди поиграть в Марио или в Mortal Combat?
Делитесь историями из детства в комментариях, и не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал! Впереди много интересного!