В российском прокате тихо идет «Холли» Фин Трох — деликатный фильм, где социальные проблемы сталкиваются с маленькими чудесами, а в воздухе разливается напряжение, как в заправском триллере. Решил вспомнить еще несколько проектов, где магия или нечто паранормальное едва заметно вплетены в повествование, чтобы подчеркнуть драму персонажей и разукрасить в целом реалистический подход.
«Специальный полуночный выпуск» (2016)
Первый крупный проект амбициозного режиссера Джеффа Николса, отчасти предсказавший «Очень странные дела», но не снискавший славы. Юный Элтон (Джейден Мартелл из «Оно» и «Сторожки») предположительно обладает некой суперсилой, которая вызывает интерес у сектантов и спецслужб (в роли агента национальной безопасности — Адам Драйвер). Чтобы тот не оказался в злых руках, Рой (Майкл Шэннон) вместе с сыном — и другом детства (Джоэл Эдгертон) — отправляется в бега. Довольно реалистичный микс «Инопланетянина» и комиксов про Супермена, заставляющий всю дорогу (не) верить в чудо, которое многие хотели бы поставить себе на службу.
«Тельма» (2017)
«Кэрри», если бы её снимал Ларс фон Триер. Выросшая в набожной семье и вдали от большого города, Тельма (прекрасная Элли Харбоа) поступает в университет, где влюбляется в Аню (Кая Уилкинс). Ранее у девушки обнаруживают психогенные неэпилептические приступы, а со временем родители начинают подозревать, что их дочь вообще-то ведьма. Изобилующий библейскими и юнгианскими символами триллер о паранормальном, где проведена очевидная (и во многом справедливая) параллель между консервативной реакцией на инаковость: мистическую и сексуальную. Йоаким Триер, дальний родственник Ларса, строит эту конструкцию долго, усердно и чересчур отстраненно.
«Счастливый Лазарь» (2018)
Живописная как итальянское поле притча о том, что святость не тупость, а времена крестьянские не слишком отличаются от классового расслоения сегодняшнего. Наивный молодой крестьянин Лазарь (Адриано Тардиоло) живет в местечке, чьи жители добывают табак для графини, не подозревая, что за окном не XVIII век. Когда обман разоблачается, юноша таинственным образом переносится на несколько десятилетий вперед, не постарев ни на минуту. Награжденный в Каннах за лучший сценарий фильм Аличе Рорвахер, полнящийся «сакральным набором смыслов» — или же набор каких-то общих слов, чье добродушное и прекрасное лицо одновременно скрывает всё и ничего.
«Ковбой из Копенгагена» (2023)
Экспериментальный сериал Николаса Виндинга Рефна, чьи ракурсы и эстетика как будто извлечены из сознания персонажей. Таинственная Миу (Анжела Бундалович), оказавшаяся в Дании без денег, знакомых и документов, должна принести удачу сербской сутенерше Розелле (Драгана Милутинович), которая мечтает забеременеть. Тем временем состоятельный детина Никлас (дебютант Андреас Люкке Йоргенсен), не чурается расправляться с девушками для собственных жутких целей. Однажды их (и не только) пути пересекутся с неожиданными последствиями. В сериале НВР столько мистики и пространства для чуда, что легкий налет реализма быстро разъедает, а неоновая бездна становится всё шире.
«Холли» (2023)
Тихий нидерландоязычный фильм Фин Трох, кажется, затерявшийся в прошлогоднем каннском конкурсе (рядом с «Бедными-несчастными» и «Зло не существует»), подобно титульной героине в толпе. 15-летнюю Холли (замечательная Катарина Герартс) шпыняют одноклассники, обзывая ведьмой. Однако после школьного пожара, который девушка, возможно, предвидела и не пришла, городок погружается в траур, а некоторые начинают верить в её особый дар — снимать душевную боль прикосновением. Чуткий водоворот отражений, предчувствий, бликов и прикосновений, демонстрирующий, что для «нормы» любое «чудо» — такая же аномалия, как темная магия (или просто социально беззащитные люди).
«Пришелец» (2024)
Мистический сюжет о контакте с неизведанным, балансирующий при этом между аккуратной комедией наблюдений или даже нравов и социальной драмой. В местечке недалеко от Уральских гор живет молодой слабослышащий Лёша (Максим Стоянов), который верит в НЛО и живет в доме, над которым высится башня из собранного им хлама. Он верит, что пришельцы однажды выйдут на связь — и расскажут, что случилось с его мамой. Весточка из далекой галактики возникает практически на пороге: к дому приходит молчаливая девочка (Алёна Мирошникова), которая общается с Лёшей через «наушник» (то по-настоящему, то ли в его фантазии). у рукотворного и тактильного фильма Ивана Соснина больше общего не с «Инопланетянином» или «Секретными материалами», но «Духом улья»: это история блаженного, который мечется между космосом и бездной.
Спасибо, что дочитали! Хотите больше обзоров, необычных и разных? Подписывайтесь на Бусти (или телеграм-канал).