Марго Хенни шла на рынок, когда двое крепких парней подхватили ее за руки и потащили в какой-то темный фургон. От ужаса она даже не смогла закричать – страх лишил девушку голоса. Все происходило среди бела дня, 25 февраля 1919 года. Но самое невероятное заключалось в том, что эту акцию одобрили власти. Похищение девушек с улицы было частью большого «Американского плана».
Осенью 1917 года американские власти были вынуждены признать одну неприглядную истину: среди граждан слишком много больных людей! В России такую хворь называли «венерушкой», во Франции – «неаполитанкой». И вот в большом городе Нью-Йорке каждый седьмой оказался ею заражен. Ситуация усугублялась тем, что тысячи вояк отправлялись на Западный фронт – США вступили в Первую мировую. Когда рекрутов осматривали люди в белых халатах, они сокрушенно качали головами: каждый третий!
«Это непозволительно», - гневно писал президент фонда Рокфеллера, Раймонд Фосдик.
И вот тогда приняли тот самый «Американский план»… «Веселые дома» срочно закрывались. В разных частях США принимали местные законы, которые разрешали… задерживать на улице абсолютно любого человека и подвергать его досмотру. Никакие возражения не брались в расчет, все делалось ради блага и здоровья нации.
Марго Хенни была одной из тысяч девушек, которых остановили среди бела дня и затолкали в фургон. Вместе с нею была задержана еще двадцать одна молодая американка (в том числе дочь пастора Лина Розерен, миссис Смит и миссис Николс - уважаемые замужние дамы). Но только Марго не стала молчать. Она была настолько ошарашена бесцеремонным обращением с собой, что подала жалобу. Осмотр, которому она подверглась, был грубым и лишенным всякого смысла. Напрасно она говорила, что здорова. Кроме того, она умоляла отпустить ее к 6-летнему сыну, который остался дома один. Никакие аргументы не подействовали.
Закон не давал никаких четких указаний, кого следует отправлять на осмотр. Но на деле оказывалось, что отыгрывались… только на женщинах. Попробуй останови крепкого мужчину на улице просто так! Дорого одетых девушек с жемчужными нитками на шее, конечно, тоже никто не хватал. В фургон заталкивали исключительно представительниц рабочего класса, как бедную Марго, которая просто шла вместе с сестрой на рынок в Сакраменто…
«Никогда в своей жизни я не чувствовала себя настолько униженной», - позже писала девушка.
Произошедшее стало для нее настоящей травмой. На протяжении полутора лет Марго боялась выходить на улицу, а потом решилась переступать порог дома исключительно в сопровождении сестры или матери.
Еще тяжелее пришлось восемнадцатилетней Нине Маккол. Ее задержали точно также, посреди улицы, а потом подвергли осмотру. Врач беспечно поставил ей неправильный диагноз, и девушку на три месяца оставили в лечебнице за колючей проволокой.
«С нами обращались как с животными, - писала Нина, - а когда мы пытались возражать, то нам говорили, что сообщат о наших «приключениях» родным и в приходскую церковь».
Три месяца Нина Маккол получала препараты на основе мышьяка. Другим средством была ртуть. Когда она попала на свободу, ее здоровье было подорвано навсегда. И тогда Нина – одна из немногих – подала на врача в суд! И выиграла его!
«Американский план» был жестким: применять силу разрешалось. Более того, в 40-е из уст в уста передавали множество историй, когда полицейские сообщали женщинам, что они вправе подвергнуть их осмотру. Это было нужно, чтобы "надавить" в определенных обстоятельствах.
Федеральные власти выделяли средства на больницы, но фактически это были настоящие тюрьмы с вооруженной охраной. Женщин никто не щадил, их подвергали неэффективному лечению, которое только вредило. А некоторые и вовсе потеряли способность иметь детей.
К слову, лидеры «Американского плана» были горячими сторонниками евгеники. Да-да, той самой лженауки, которая утверждала превосходство одних людей над другими. Так вот последователи этого течения в США самостоятельно делали выводы: кому позволять становиться матерями, кому нет. Решения принимались в тех самых лечебницах, которые изначально создавались совсем под другой эгидой.
Между войнами стало тише. А потом новый виток! Мэрилин Хэгерти, которая занималась исследованием этого мрачного этапа в американской истории, рассказывала о девушке, которую задержали в Лисвилле, штат Луизиана (не путать с Луисвиллем в Кентукки). Вся вина бедняжки заключалась в том, что она в одиночестве сидела в кафе. За это ее заподозрили в бродяжничестве и отправили на «лечение». Неделю проводили исследования, пока не стало понятно: девушка ничем не страдает! Только тогда ее отпустили.
Но идти против властей рисковали немногие. Лишь 12 дел известны в штатах по результатам работы «Американского плана». Большинство из них рассыпались, потому что действия считались необходимыми. Важными. Ну а если кто-то пострадал, так это побочный эффект. Он бывает даже в идеальных условиях!
Марго Хенни вышла замуж за англичанина в 1921 году, после чего перебралась в Великобританию. Там у нее появились на свет две дочери. Нина Маккол так и не смогла устроить свою личную жизнь, но посвятила свою жизнь заботе о бедных и угнетенных. То, что с ней произошло, она так и не смогла вычеркнуть из своей памяти.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!