Приветствую Вас в моей гостиной! Рассаживайтесь на удобные диванчики, у нас с Вами новая историческая головоломка! Но прежде чем мы начнем, хочу Вам кое-что рассказать о себе.
Для тех, кто пришел сюда из моих других соц. сетей, конечно не секрет, что я провожу интереснейшие лекции по истории искусства, и о художниках в частности. Уже год, все свои живые лекции я записываю, чтобы у тех, кто живет в других городах, была возможность «поприсутствовать» на них. Не так давно мы говорили о художнике Иерониме Босхе. И сегодня я хочу рассказать об одной из его картин и здесь.
Но если у Вас есть желание узнать об этом художнике больше, разобраться в символах на его работах, погрузиться в его загадочный мир, населённый невиданными существами – то по этой ссылке, вы можете найти и посмотреть 10 минут от лекции бесплатно, а если захочется продолжения - приобрести доступ (это можно сделать 1-3 число каждого месяца).
А теперь к самой картине! Перед нами довольно необычный сюжет, который редко встречается у художников.
Мы видим с вами распятие, в этом как раз нет ничего странного, необычно то, что на кресте не Иисус Христос, а девушка! Да, в этом нет сомнений - длинные рыжие волосы, платье, грудь – это девушка. Загадка в том кто она.
Есть две основные версии. Все дело в том, что некоторые исследователи биографии Босха считают, что он никогда не выезжал из Нидерландов, а другие, что он все-таки совершил однажды поездку в северную часть Италии, в частности Венецию. И, отталкиваясь от этих двух разных мнений, меняется личность распятой девушки.
Версия первая - Святая Иулия (Юлиана)
Она была хорошо известна именно в Италии. История ее, как и у всех мучениц незавидная. Она родилась в знатной семье, в Карфагене, и воспитывалась в христианской вере. В 439 году на ее город напали вандалы Гейзериха, всю ее семью убили, а сама она попала в плен. А вскоре была продана в рабство сирийскому торговцу Евсевию. Он был добр к ней, и она с усердием служила ему.
Однажды Евсевий и Иулия на корабле отправились в Галлию. Они высадились на острове Корсика в день языческого праздника – богам приносили в жертву быка. Евсевий присоединился ко всеобщему ликованию, а вот Иулия не пожелала покидать корабль и поклоняться идолам.
Когда губернатор Феликс Саксо узнал о девушке на корабле, стал просить Евсевия привести ее, но он, уважая ее выбор, отказался. Тогда Феликс решил добиться своего другим путем – он напоил Евсевия до такого состояния, что тот упал без чувств. А в это время с его корабля была насильно приведена Иулия. Ей было приказано присоединится к чествованию их богов, но она была тверда в своей вере и отказалась. За это ее избили и распяли на кресте в насмешку над ее верой. Но помня о страданиях Христа, она все стойко сносила и вера ее не дрогнула. Когда очнулся Евсевий и увидел Иулию на кресте, она уже была при смерти. По легенде с последним вздохом из ее рта вылетела белая голубка, символ ее чистой души, устремившейся к Богу.
Те, кто считает, что на кресте Босх изобразил Святую Иулию, указывают на мужчину лишившегося чувств, при виде распятой девушки. Якобы это Евсевий, который осознал весь ужас ситуации.
Версия вторая (основная) - Святая Либерата
По этой версии Босх изобразил другую Святую – Либерату. У Либераты много имен – она так же известна как Вильгефортис или Стойкая Дева. Согласно легенде, Либерата была дочерью Португальского короля, который исповедовал язычество. Втайне от отца она приняла Христианство.
Когда король решил выдать ее замуж, она воспротивилась, так как считала себя невестой Христа, но ее мнение в этой ситуации ни на что не влияло. Когда она поняла, что отец непреклонен, стала неистово молиться, чтобы Бог сделал так, что свадьба бы не состоялась. И тогда наутро у нее выросла борода, сделавшая ее, мягко говоря, малопривлекательной! Увидев такую «красоту» принц-жених сбежал, а отец был взбешен! Узнав, откуда ноги растут, а точнее борода, он приказал распять непослушную дочь так же, как распяли и Бога, в которого она так верит. По понятным причинам Либерата считается заступницей девушек, страдающих от назойливых домогательств.
Либерату как раз изображали распятой, но ее главной отличительной чертой была борода! А в картине Иеронима Босха ее нет, или все же есть?
Недавние исследования с применением инфракрасного анализа и фотографий в высоком разрешении позволили обнаружить на лице Святой следы бороды. Возможно, они были на тонком слое лака, и при какой-то реставрации по неосторожности были стерты.
Интересно, что сюжеты боковых створок для нас остаются загадкой, как и то, каким образом они связаны с центральной частью.
Существовали догадки, что когда-то на боковых створках присутствовали донаторы (заказчики), но по какой-то причине были записаны.
И вот в 2016 году в ходе масштабной выставки в Хертогенбосе (родной город художника), посвященной 500-летию со дня смерти Иеронима Босха, были проведены серьезнейшие исследования большинства его работ. Их проверяли, фотографировали, рассматривали под микроскопами, просвечивали всеми возможными способами и нашли немало интересного.
В работе, о которой мы говорим, на боковой створке под красочным слоем обнаружили фигуру мужчины, что подтверждает догадку о том, что триптих дошел до наших дней в измененном виде!
Босх конечно удивительный художник, и туман из 500 прошедших лет скрывает истинные его взгляды и верования. Но на лекции я рассказала самые вероятные версии, и разобрала самые знаковые работы, а так же рассказала сенсации последних исследований атрибуции (авторства). Это настоящий шок-контент.
Я благодарю Вас за внимание, если Вам было интересно – подписывайтесь и до встречи в гостиной!