Найти тему
Субъективный путеводитель

Самарканд, Бухара, Хива. Какой город Узбекистана стоит посетить в первую очередь?

Представьте себе, что вы по каким-то делам оказались в Ташкенте, имеете желание познакомиться с древними городами Узбекистана, но свободного времени у вас 1-2 дня. Попробуем сравнить три самых известных древних города этой среднеазиатской страны - Самарканд, Бухару и Хиву.

Для начала - немного сухой статистики.

Самарканд (500 тыс. жителей) и Бухара (275 тыс.) - областные центры, а Хива (50 тыс.) - лишь небольшой город в Хорезмской области, фактически впрочем являющийся историческим центром нового Ургенча, с которым даже связана междугородним троллейбусом. Самарканд известен около 2700 лет, Бухара - около 2500, Хива - около 1200, но при этом Самарканд был опустошён Чингисханом и отстроен практически заново в 13 веке, Бухара заняла свою роль где-то 1300 лет назад, Хива была заурядным городком до 16 века, а Самарканд таковым сделался в 18-19 веках.

История Бухары - плавный подъём, долгий расцвет и плавный спад; история Самарканда - чередование взлётов и падений, а история Хивы - один недолгий расцвет во времена не слишком давние. Самарканд в состав России вошёл в 1868 году (само собой, путём завоевания), Хива и Бухара как центры монархий-протекторатов в прямом подчинении России никогда не были, войдя в 1920 году уже в состав СССР и из него же в 1991 выйдя.

Наконец, в Самарканде 10-15% населения русские, а в Бухаре и Хиве наших людей почти нет, но при этом Бухара и Самарканд говорят по-таджикски, в то время как Хива целиком и полностью узбекоязычна, но только узбеки там свои, особые - хорезмийцы, чей диалект не всегда понятен жителям других областей.

слева колодец Хейвак в Хиве, справа задворки Регистана в Самарканде, внизу - Бухарский регистан у цитадели Арк.
слева колодец Хейвак в Хиве, справа задворки Регистана в Самарканде, внизу - Бухарский регистан у цитадели Арк.

Общие виды.

У Самарканда панорама, скажем прямо, самая слабая - невзрачные махалли с плоскими домами ХХ века и разноцветными крышами, среди которых блестят одинокие шедевры да пустынное домонгольское городище Афросиаб. Одна из особенностей Самарканда - его радикальная одноэтажность, это наверное самый приземистый из крупных городов бывшего СССР.

-3

Панораму Бухары мне удалось оценить хуже всего, так как все её смотровые площадки были в мой приезд закрыты. Но то, чем полюбоваться удалось, впечатление оставило примерно такое - более высокая, но опять же за исключением пары районов довольно невзрачная застройка, над которой довлеет совершенный абрис куполов, порталов и одинокого минарета Калян.

-4

И наконец Хива - её общий вид возможно лучший среди всех городов бывшего СССР. Потрясающе целостная среда старых глинобитных домов, среди которых мечети, медресе, минареты, мавзолеи и ханские дворцы, но всё это даже не хочется раскладывать на множители. Хива - самый целостный старинный город постсоветских стран:

-5

Достопримечательности.

Вид Самаркандского регистана - из тех, что узнаются с первого взгляда, как Красная площадь Москвы, Тяньаньмэнь в Пекине или Сан-Марко в Венеции. В Самарканде находится несколько ярчайших памятников и ансамблей Средней Азии, а может быть и всего Большого Иpaна, и хотя их немного - ничего подобного нет ни в Хиве, ни в Бухаре. Важнейшие достопримечательности Самарканда образуют Большую Диагональ, вытянутая редким пунктиром на 11 километров (!) с юго-запада на северо-восток. Наиболее частые объекты - мечети и мавзолеи.

Мой топ-5 по Самарканду:

1. Регистан.

2. Шахи-Зинда.

3. Гур-Эмир.

4. Ходжа-Ахрар.

5. Хазрет-Хызр

А вот мечеть Биби-Ханум меня впечатлила, простите, только размером.

-6

В Бухаре тоже есть Большая Диагональ, тянущаяся с юго-востока на северо-запад километра на 3, но зато непрерывно. Её достопримечательности в целом скромнее самаркандских, но зато в разы многочисленнее. Самые частые объекты - медресе, мечети, торговые здания (купола, караван-сараи).

Мой субъективный топ-5 Бухары:

1. Ляби-хауз.

2. Пои-Калян (на фото)

3. Кош-медресе Улугбека и Абдулазиза.

4. Торговые купола.

5. Арк.

-7

Хива, при всей своей удивительной цельности и атмосфере, при ближайшем рассмотрении оказывается очень провинциальной. Большинство её домов, дворцов и храмов построены в 19 веке и моложе петербургских дворцов, а самые яркие здания обращены вовнутрь, скрывая за скромным фасадом украшения дворов и интерьеров. Самые частые объекты - медресе, мечети, дворцы. Мой топ-5 Хивы:

1. Джума-мечеть.

2. Стены Ичан-Калы.

3. Дворец Таш-Хаули.

4. Минарет Кальта-Минар (на фото).

5. Дворец Куня-Арк

-8

Итого - в общем-то общее место всех путешественников: Самарканд - нецельный город разрозненных шедевров, Хива - исключительно цельный город заурядных зданий, Бухара - абсолютная золотая середина. Теперь сравним отдельные здания, не только в плане "где лучше", но и чтобы понять наглядно отличия трёх городов.

Старейшее здание.

В Самарканде таковое определить практически невозможно - с одной стороны, в Шахи-Зинде есть мавзолей начала 14 века, с другой - у мавзолея Рухабад разброс от 1270-х до 1380-х годов, а задняя часть мавзолея Абди-Дарун, который я обойти так и не догадался, и вовсе может быть домонгольской. Что ж, будем считать старейшей самаркандской постройкой Рухабад, и своей общей невзрачностью он показывает, что возведён до тимуридского расцвета:

-9

В Бухаре сохранилось 4 постройки домонгольских времён из пары десятков на всю Среднюю Азию: караханидские минарет Калян и мечеть Намазгох, саманидские (то есть более старые) мечеть Магоки-Атари и собственно мавзолей Саманидов. Последний построен на рубеже 9-10 веков и претендует на звание старейшего кирпичного здания Средней Азии (сырцовые и саманные руины тут бывают и под 2000 лет). И - одного из красивейших:

-10

В Хиве ситуация та же, что в Самарканде - вариантов старейшего здания несколько, но с ещё большим разбросом по времени. Бастион Ак-Шейх-баба над дворцом Куня-Арк скрывает в своей основе замок времён Афригидов (4-10 века), исходной точкой города считается затерянный во дворах колодец Хейвак, а близ главной улицы есть довольно скромный мавзолей Алауддина (1303). Что впечатляет более всего - хотя с окружающими зданиями у него разница в 600 лет, визуально догадаться об этом очень трудно.

-11

Главные мечети.

Самаркандская Биби-Ханум была на рубеже 14-15 главной стройкой Тамерлана веков, в которой он пытался обобщить опыт всего покорённого мира. Получилось нечто гигантское и на мой взгляд не очень вразумительное (настоящие тимуридские шедевры - Гур-Эмир, часть мавзолеев Шахи-Зинды, мавзолей Ясави в Туркестане), да вдобавок конструктивно слабое - уже в 15 веке мечеть стала угрожающе сыпаться, и нынешний её облик - результат масштабной реставрации. Тем не менее, это крупнейшая мечеть Средней Азии по высоте (порталы более 40 метров) и объёму внутренних помещений.

-12

Бухарская Калян-мечеть (Великая мечеть) построена в начале 16 века на месте домонгольской предшественицы. Уступая Биби-Ханум высотой, она крупнейшая в Средней Азии по площади (127 на 78 метров), собственно её двор сам по себе площадь. Кроме того, у неё есть домонгольский минарет Калян (48 метров), ставший за эти века своеобразной осью Бухары - он виден даже с окраин.

-13

Хивинская Джума-мечеть (Пятничная мечеть) представляет собой крупнейшее в Средней Азии крытое помещение (55 на 48 метров), и из этих трёх мечетей самая необычная - если снаружи она похожа на какой-нибудь советский гастроном, то внутри это фантастический лес резных деревянных колонн, коих здесь 212, и ни одна не повторяет другую. Одним больше тысячи лет, другим едва набирается сотня.

-14

Рядовые мечети.

В Самарканде они выглядят в основном как-то так - айван из колонн без резьбы, напоминающий монитор, одинокий маленький минаретик, похожий на кафедру, и стискивающая их со всех сторон застройка махаллей. Все они 19 и даже начала 20 века, когда город возрождался после полного запустения.

-15

В Бухаре "рядовых" мечетей то ли мало, то ли они очень невзрачные, по крайней мере у меня осталось всего несколько их фотографий. Вид предельно простой - двор за высокой стеной, в который открыт айван здания-"коробки". На этом кадре даже купол не собственный, а огромной Калян-мечети на заднем плане.

-16

Зато в Хиве рядовые мечети куда более узнаваемы - здание с куполом и двор из двух айванов разной высоты, глядящих друг на друга. Так же обратите внимание, что если в Бухаре и Самарканде у куполов обычно есть только круглая (как сам купол) "шея", то в Хиве они часто ещё и на 4-угольных "подставках".

-17

Медресе

Честно говоря, так до сих пор и не понял, с чем связано такое количество этих заведений - мусульманских школ - в среднеазиатских городах: в одной только Хиве их под 30! В центрах городов они иногда идут подряд, слагая целые кварталы. Слышал, что фактически общежития медресе выполняли роль доходных домов, так как комнаты в них сдавались, но утверждать, что это основная причина - не буду. Тем не менее, базовая единица среднеазиатских достопримечательностей - именно медресе, а не мечеть.

В Самарканде медресе немного, и они не слагают единого стиля.

В Бухаре характернее всего (хотя встречается такое не только там) угловые башни без завершений и особая конструкция входа в форме широкой буквы Y - через главные ворота видишь стену, которую два коридора обходят во двор: в фойе полагалось оставаться рабам и неверным. Кроме того, в Бухаре как нигде часто встречается кош - пара зданий, поставленных порталами друг к другу строго по одной оси.

-18

А вот хивинские медресе сходу опознаются по двору перед порталом, который от внешнего мира закрывает невзрачная стенка. И башни с верхушками в зелёную шашечку:

-19

Совершенно разные в трёх городах и минареты, слева направо средневековый Самарканд, новый Самарканд, Бухара (правда, сам кадр из Гиждувана) и Хива. Первые и последние стойко мне напоминают старые фабричные трубы, но как видите, у них очень разные силуэты.

Старо-самаркандские - почти цилиндрические и без площадки как таковой; новые - цилиндрические, с куполом, с украшенными (где-то облицовкой, где-то фигурным кирпичом) стенами и всегда очень маленькие. Бухарские минареты все как один похожи на домонгольский Калян - плавно сужаются, в конце расширяясь большой площадкой под "фонарём", и так же украшены кирпичным узорами. Наконец, хивинские очень заметно сужаются от основания к вершине, не расширяясь даже на уровне площадки. Верхушки бухарских и хивинских минаретов напоминают тюбетейки:

-20

И вот ещё одна фишка местной архитектуры - неканонические изображения животных и лиц. В Самарканде это тигры на медресе Шердора (левый) и Ходжа-Ахарар (правый), в Бухаре сказочные птицы на медресе Диван-беги (3 пары над порталами - на моём коллаже сверху центральные, снизу одна из боковых), а в Хиве силуэты слонов на колонне, принесённой местным героем Палван-Махмудом из Индии.

Кроме последней все они начала 17 века, и как так получилось - самая настоящая историческая загадка, ни одна из версий которой не даёт полного объяснения.

-21

Наконец, дворцы... но в Самарканде дворцов теперь нет, так как столицей монархии он перестал быть в 16 веке.

Над Бухарой зато довлеет Арк - не только дворец эмира, но и крепость, и городище: за этими стенами на большую часть их высоты поднимается холм. Арк как обитель власти испокон веков довлел над купеческим городом, живя с ним как бы в разных мирах. Монголы Чингисхана в своё время разрушили Арк, в то время как большая часть города предпочла от них откупиться. Увы, последний раз Арк разрушал в 1920 году Михаил Фрунзе, бравший Бухару штурмом: дальше монархия кончилась, дворец уже не был восстановлен, поэтому на вершине там сохранилось немногое.

-22

В Хиве уже не Арк, а Куня-Арк - само это слово значит "цитадель", может даже "кремль", поэтому если в Бухаре просто Кремль, то в Хиве - Старый Кремль. Но вообще если власть бухарского эмира была сосредоточено в одном месте (не считая летней резиденции), то Хива поражает количеством дворцов - два в старом городе, три в новом и ещё пара в окрестных кишлаках - даже вот на этом кадре помимо Куня-Арка (пристроенного к тому самому замку Ак-Шейх-баба с башенкой) виден ещё Нуруллабай, где был убит последний законный хан. Облик хивинских дворцов очень узнаваем - высоченная стена, за которой несколько дворов разного назначения с обязательными подиумами для юрт.

-23

А важное отличие Бухары и Хивы от Самарканда - сохранившиеся крепостные стены. Причём если в Бухаре сохранились лишь фрагменты внешней стены, тянувшейся когда-то на 6 километров, то в Хиве почти целиком сохранились стены Ичан-Калы (внутреннего города) и большие фрагменты стен Дишан-Калы (Внешнего города).

-24

Впрочем, что мы всё про дома да про дома? В таких городах стоит поговорить и об исторической причастности - ведь когда-то они были одними из центров мировой цивилизации...

Самарканд называют иногда Рим Востока - большую часть своей истории это был город власти и крови. И хотя здесь учились Джами и Навои, Омар Хайям и Рудаки, всех их подминает под себя Тамерлан, здесь известный не иначе как Эмир Тимур - прозвище, под которым он известен в Европе, придумали битые им турки, и значит оно Тимур Хромой, что здесь считается уничижительным.

Роль столицы империи, дома одного из трёх известнейших в истории завоевателей (наряду с Чингисханом и Александром Македонским, которые тоже тут отметились) - главный исторический символ Самарканда: короткий расцвет, который запомнится на тысячи лет. Вторым великим земляком после Тамерлана стал его внук Улугбек - эмир-астроном, построивший крупнейшую средневековую обсерваторию и свой незаменимый след оставивший в мировой науке. Вот надгробия Тамерлана и Улугбека в мавзолее Гур-Эмир, а сами могилы в подземной усыпальнице под ними:

-25

Бухару же, возвращаясь к античным аналогиям, можно назвать Восточные Афины - город знаний и денег, где правили бал купцы и богословы. Бухара не дала миру великого завоевателя, но здесь жили, учились и творили уже знакомые Омар Хайам, Рудаки, Фирдауси... Известнейшим бухарцем был, безусловно, "король врачей" Авиценна.

Особую роль Бухара, прозванная "купол ислама на Востоке", занимает и в мусульманском богословии: отсюда был Имам аль-Бухари, собравший "Сахих" - по сути дела мусульманскую книгу №2 после Корана, и Бахауддин Накшбанди - в 13-14 веках Бухара была мировым центром суфизма, этого господствовавшего в Средней Азии исламского течения, очень отдалённо напоминающего скорее буддийское, чем христианское, монашество. Шест над могилой Бахауддина:

-26

Ну а отдельная тема - это огромное влияние Бухары на Россию, причём не столько на русских, сколько на другие народы. Древнее золото в югорских болотах, бухарские мечети и слободы в сибирских и волжских городах, выпускники бухарских медресе вплоть до Ахмада Кадырова, дворцы эмира в Петербурге, Ялте и Железноводске - всё это следы далёкого города. Покорение Сибири - по сути такая русско-бухарская "гибридная война": нанятый через купцов авантюрист Ермак против бухарского ставленника-вассала Кучума.

А вот водонапорная башня в Крыму, построенная на деньги последнего бухарского эмира, любившего отдыхать на Чёрном море:

-27

Хиве же в этом смысле не повезло. Да, Хорезм дал миру великих средневековых учёных Аль-Хорезми (от его имени происходят "алгорит" и "алгебра") и аль-Беруни, но только к Хиве они не имеют особого отношения. Кроме того, есть гипотеза, что из Хорезма на Русь попали изразцы, резьба по дереву и шатровые завершения, но и это не вполне соотносится с Хивой.

Тут можно поговорить о русском наследии в этих городах.

Самарканд, как уже говорилось, в 1868 году был завоёван в прямое подчинение России: с древностями соседствует Русский Самарканд, компактный район бывшего центра области, самый хорошо сохранившийся город Русского Туркестана. И если в своей старейшей части этот район отличает самобытный "туркестанский стиль", то кварталы рубежа 19-20 веков - обычный по сути южный русский город типа Пятигорска или Астрахани. Русские в Самарканде представлены не только домами, но и сами вполне заметны на улицах.

-28

В Бухаре можно видеть немало русских зданий, в том числе прямо в Старом городе, или например бывший тупиковый вокзал, перестроенный в церковь в Новом городе, но главное - у Бухары был целый русский город-спутник Каган, или Новая Бухара, выросший у железнодорожной станции: там находились посольство, различные торговые представительства и банки, военный городок, и конечно школы да больницы для обслуживания всего этого. По сути дела, как и Самарканд, Бухара имеет полноценную русскую часть, только вынесенную в отдельный город.

-29

Ну а менее всего русское прошлое представлено в Хиве, куда не пришла железная дорога. Подобие Новой Бухары был Новый Ургенч (ныне просто Ургенч), но и там осталась всего пара домиков. Ближайший русский город Петро-Александровск смысла Амударья, его преемник Турткуль стоит чуть в стороне.

Важнейшие "русские" памятники тут строила не Россия, а визирь-модернизатор Ислам-ходжа, организовавший при поддержке царских специалистов школу (на фото слева), больницу, почту и хлопковый завод, а во всём этом как-то выкристаллизовался первый узбекский фотограф Худайберген Деванов.

-30

Но русские - лишь один из многих народов, отметившись в Средней Азии, так что дальше - других народах, а заодно о махаллях и городской среде.

Самарканд из трёх городов самый многонациональный: с одной стороны, его языком всегда был таджикский, и самаркандские старожилы в большинстве своём себя определяют как таджиков; но это и родина господствующего узбекского "самаркандского клана", и в общем какое тут соотношение этих двух народов, я так и не разобрался.

Помимо таджиков, узбеков и русских тут много иранцев, цыган-люли (которым Самарканд что-то вроде столицы), в прошлом немалую роль в жизни города играли евреи и индийцы, а вместе с русским история сюда занесла татар казанских (как купцов), крымских (как депортантов) и корейцев (аналогично). При этом у каждого народа, даже у русских, тут свои махалли, и при несохранившейся городской среде, махалли Самарканда лучше всего сохранили среду культурную. Прогулки по самаркандским махаллям - это в первую очередь знакомство со среднеазиатским бытом и укладом:

-31

Бухара так же говорит на таджикском, но только её обитатели себя таджиками не очень-то считают: они просто бухарцы, сами себе национальность, типаж их индоевропейский, а в жилах течёт, возможно, ещё согдианская кровь. Так же здесь заметны иранцы, евреи (даже до сих пор!), а в прошлом ещё и индийцы.

-32

Местами, особенно в Еврейском квартале, здесь хорошо сохранилась среда, попадаются очень интересные внешне люди, и по сравнению с Самаркандом в бухарских махаллях как-то уютнее и безопаснее. В общем, она вновь подтверждает роль "золотой середины".

-33

Мононациональная (не считая когда-то составлявших немалую часть населения пленных персов, ныне ушедших) узбекская Хива отличается самой цельной средой, тут даже стеклопакеты редкость (но вот в кадр попал), а ядовитая крыша из металлочерепицы на всю Ичан-Калу всего одна. Но сами хорезмийцы как-то скромнее внешне, одеты в основном по-современному, на ишаках по городу не разъезжают, так что на дома тут смотришь больше, чем на прохожих.

-34

Впрочем, помимо зданий и людей среднеазиатские города имеют ещё один огромный пласт интересного - ремёсла. Причём в Самарканде и Бухаре представлено в общем всё, чем местная традиция славится - ковры и вышивка, керамика и деревянная резьба, украшения и каллиграфия... но сильные стороны и региональные школы тут разные. Вот скажем ковры - слева направо Самарканд, Бухара и Хива:

-35

Самаркандские и ургутские сюзане (фото из Ургута):

-36

Бухарские и нуратинские сюзане (фото из Хивы, где нет своих традиций вышивки):

-37

Золотое шитьё. Сюзане кашкадарьинские, но вышиты в разных традициях. Левее - самаркандская с узором по контурам и вставками, правее - бухарская с золотой нитью по всей площади рисунка:

-38

Керамика - слева Самарканд (и внизу Фергана до кучи), справа сверху Бухара (вернее, Гиждуван - нынешний центр бухарской керамики), снизу Хива. Посуда сейчас - это в первую очередь Гиждуван и ферганский Риштан, а Самарканд и Хива больше представлены бесконечно различными изразцами.

-39

Деревянная резьба, порядок тот же - Самарканд, Бухара и Хорезм. Самой совершенной и сложной я бы назвал последнюю. Режут из дерева двери, колонны, подкоранники, но самаркандская "фишка" - деревянная резная посуда, а бухарская - резные пеналы и шкатулки.

-40

В каждом городе при этом есть и свои сугубо местные ремёсла. В Самарканде - бумага, ведь благодаря арабо-китайский войнам и пленным китайским инженером Рим Востока был первым за пределам Поднебесной центром этого производства:

-41

И соответственно псевдоизразцы из лакированного папье-маше:

-42

А так же пуховые платки, причём что удивительно - сюда это искусство занесли русские и татары:

-43

В Бухаре - удивительные вещи из металла, и как символ местных ремёсел "птичьи" ножницы для вырезания узоров:

-44

Пеналы, шкатулки и миниатюры:

-45

В Хорезме - потрясающе густые орнаменты для всего и вся:

данное изображение свастики в г. Хиве было создано задолго до появления германского нацизма и использования этого символа нацистами. Автор осуждает нацизм в любом проявлении!
данное изображение свастики в г. Хиве было создано задолго до появления германского нацизма и использования этого символа нацистами. Автор осуждает нацизм в любом проявлении!

То же и с гастрономией - в каждом городе есть что-то своё. В Бухаре и Самарканде мне запомнились сладости, а также халиса - томлёное всю ночь до состояние каши мясо, в Хорезме - зелёный лагман, пирожки с яйцом и рыба. В каждом регионе и свой вид плова: бухарский (слева) самый вычурный и разнообразный, самаркандский (справа вверху) самый канонический, хорезмский - самый простой:

-47

И в целом важнейшие для каждого региона ремёсла я вижу так:

Самарканд: керамика, сюзане, ковры, бумага, миниатюра и папье маше.

Бухара: керамика, сюзане, ковры, ковка, чеканка, ювелирика, миниатюра.

Хорезм: деревянная резьба, керамика, ювелирика, ковры.

И наоборот (включая и другие центры):

Керамика: Хорезм, Бухара (Гиждуван), Фергана (Риштан), Самарканд, Шахрисабз, Ургут

Ковры: Бухара, Самарканд, Хорезм

Сюзане: Бухара и Нурата, Сурхандарья, Самарканд и Ургут, Кашкадарья.

Ювелирика: Хорезм, Бухара, Шахрисабз

Ковка: Бухара, Ташкент, Ферганская долина (речь в том числе и про пчаки - узбекские ножи)

Резьба по дереву: Хорезм, Самарканд, Бухара, Кашкадарья

Резьба по камню: Хорезм, Кашкадарья

Роспись по дереву: Хорезм, Самарканд

Гастрономия: Бухара, Самарканд, Ферганская долина, Хорезм

В общем, Бухара - всё-таки столица ремёсел, где они самые разнообразные; Хорезм довольно узкоспециализирован, но в своих направлениях чрезвычайно силён, а Самарканд в коем-то веке посередине. Помимо ремёсел есть тут и много других традиций, как например петушиные бои в Самарканде, и в общем в Средней Азии очень интересно бывает вникать в чуждый быт.

-48

Итого, суммируя сказанное: Самарканд, Бухара и Хива - города для разных целевых аудиторий.

Если вы хотите увидеть ярчайшие шедевры Средней Азии - то вам дорога в Самарканд.

Если вы интересуетесь культурами разных народов и непривычным бытом - то опять же лучше всего в Самарканд.

Если вы хотите увидеть здешние древности сбалансировано, составить общее представление - то ваш путь в Бухару.

Если вы любитель народных ремёсел и хотите что-то увезти с собой - то лучше всего тоже Бухара.

Если вы фотограф - однозначно Хива!

Если вы не любите вникать в историю, а хотите просто восточной сказки - тоже Хива.

Но лучше всего, конечно, посетить все 3 старинных города, да и не только их, и не только города.