Найти тему
Helena Vagner Fedoseeva

ЦАРИЦЫ МОДЫ.Одри и Живанши: платонический роман актрисы и кутюрье.ЕЛЕНА ВАГНЕР ФЕДОСЕЕВА.

Одри Хепберн в фильме "Завртрак у Тиффани".
Одри Хепберн в фильме "Завртрак у Тиффани".

Одри: модель и муза Живанши.
Одри: модель и муза Живанши.

«Нежность в ее взгляде, ее изысканные манеры с первого же

мгновения покорили меня» Юбер де Живанши.

«Корни его дружбы глубоки и мощны. Надежные ветви его

чувств укрывают всех тех, кого он любит…» из оды Одри Хепберн, посвященной вкладу Живанши во французскую моду.

Да, это была больше чем симпатия. По воспоминаниям очевидцев, между великой актрисой и великим кутюрье разыгрался своего рода платонический роман. Одри Хепберн стала музой-вдохновительницей дома моды Живанши, который создал ей образ, олицетворявший для миллионов поклонников молодость, элегантность и изысканность.

Одри Хепберн и Юбер Живанши.
Одри Хепберн и Юбер Живанши.

Живанши был воспитан в духе протестантской этики. Любовь к упорному труду была свойственна ему с детства. Впрочем, Одри также относили к разряду трудоголиков. Это сближало их. Между ними возникли отношения более тесные, чем обычно бывают между кутюрье и его клиентом.

-4

Первая встреча Живанши с Одри Хепберн произошла в его авторском салоне на улице Альфреда де Виньи, 8 в Париже. Живанши было тогда двадцать шесть лет. Мастер женской красоты и элегантности ожидал, что придет Кэтрин Хепберн.

Актриса Кэтрин Хепберн.
Актриса Кэтрин Хепберн.

Он прекрасно помнил о свойственном этой актрисе беспорядке в одежде и очень удивился, когда увидел очаровательную девушку с «лицом эльфа и глазами олененка». Она была в клетчатых брюках и белой футболке.

Одри Хепберн.
Одри Хепберн.

Ее фигура была великолепна, словно специально создана природой для демонстрации его моделей.

Одри Хепберн.
Одри Хепберн.

« Я всегда старался делать вещи чистыми и простыми. Форма и силуэт должны подчеркивать достоинства тела. Модельер не может противостоять природе женщины»,- говорил Живанши. Органичная взаимосвязь формы и силуэта костюма и предпочтительного типа внешней красоты для художника – безусловна. Его модели инспирированы именно свойствами личности, для которой он их создавал. Особая элегантность, обусловленная благородством души, глубиной чувств, терпением, силой, жертвенностью и излучаемое обаяние Одри Хепберн освещали все творчества гениального Мастера. Именно Одри стала прообразом всех его моделей. Первое знакомство двух великих людей переросло в нежную дружбу.

Фрагмент тесной дружбы и сотрудничества актрисы и кутюрье.
Фрагмент тесной дружбы и сотрудничества актрисы и кутюрье.

Живанши создал для Одри имидж, неподвластный времени. Своеобразный и узнаваемый стиль Живанши был классически прост, не стеснял движений.

-9

Туалеты Одри были удобными, вызывающими ощущение комфорта. Мастер часто повторял: «Женщина не просто носит платье, она живет в нем».

Одри в платье от Живанши.
Одри в платье от Живанши.

В честь Одри Живанши изобрел духи «Запрет», а особую их концентрацию – только для нее.

Духи от Живанши в честь Одри Хепберн.
Духи от Живанши в честь Одри Хепберн.

Он назвал одну из тканей «Сабрина» и даже принял на работу манекенщицу по имени Джекки потому, что она была похожа на Одри.

-12

В свою очередь Одри Хепберн позаимствовала от великого кутюрье космополитичность, которая отличала ее от молодых звезд той поры. Когда Одри пришла в салон Живанши, она еще не сформировалась как актриса, ее экранное «Я» еще только находилось в процессе становления и было далеко от совершенства. Кутюрье, говоря метафорически, дал ей зеркало и показал женщину, которой она может стать.

Юная Одри.
Юная Одри.

Подобно ему, она удивительно упорно занималась созданием своего образа. Одри всегда вспоминала о платьях, которые Живанши создал для «Сабрины»: « Одно из них было классическим, почти строгим вечерним платьем с нахальным маленьким бантиком на одном плече, что придавало ему легкость и ироничность, которые мне так нравились».

Одри Хепберн в фильме " Сабрина" в туалетах от Живанши.
Одри Хепберн в фильме " Сабрина" в туалетах от Живанши.

Великолепный туалет из белой органди с черной отделкой, который запечатлен на фотографии, также был создан великим кутюрье для фильма «Сабрина».

Одри посещала все демонстрации моделей великого кутюрье. Она фотографировалась в туалетах из его коллекции. В пятидесятые годы звезды кино и эстрады одевались не как все. Их считали людьми особого сорта, у которых и одежда должна быть особенной, неповторимой. Однако гардероб Одри отличался простотой, в нем никогда не было вульгарности, присущей дорогостоящей экстравагантности.

Одри Хепберн.
Одри Хепберн.

Можно лишь догадываться какова цена этой простоты. Ведь создателем ее гардероба был Живанши.

Одри Хепберн в туалетах от Живанши.
Одри Хепберн в туалетах от Живанши.

Его чистые «линии», стали зримым символом личности Одри Хепберн. А прическа «под мальчика» еще долго ассоциировалась с Одри и после того, как она от нее отказалась.

Знаменитая прическа Одри "под мальчика"Одри от Живанши.
Знаменитая прическа Одри "под мальчика"Одри от Живанши.

Этот стиль продолжает жить и после ее кончины. В 90-е годы эстрадные певицы и супермодели мирового подиума на глянцевых обложках модных журналов – Линда Евангелиста, Люси де ля Фалез, Кейт Мосс, кажутся воскресшей Хепберн.

Супермодель Линда Евангелиста.
Супермодель Линда Евангелиста.
Модель Люси де ля Фалез.
Модель Люси де ля Фалез.
Модель Кейт Мосс.
Модель Кейт Мосс.

Конечно, в отношениях Кутюрье и его музы не все было так гладко и безоблачно. Достаточно вспомнить факт, что знаменитый дизайнер отказал великой актрисе в удовольствии воплотить на экране один из самых пленительных образов мировой классической литературы – Наташи Ростовой в костюмах своей работы. Он полагал, что работа над «историческими» костюмами подорвет его авторитет лидера в современной моде. Однако, чувствуя свою вину, он несколько раз прилетал в Рим, чтобы оценить выбор тканей и цветов для туалетов Одри в «Войне и мире».

Одри Хепберн - Наташа Ростова в фильме " Война и мир".
Одри Хепберн - Наташа Ростова в фильме " Война и мир".
Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой в фильме " Война и мир".
Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой в фильме " Война и мир".

Ее менеджер по связям с прессой и общественностью Генри Роджерс вспоминает, что Одри никогда не получала денег за свою рекламу моделей Живанши. Ей приходилось даже покупать посвященные ей духи за собственные деньги. Но эти факты ничуть не омрачали отношения самой Одри к «ваятелю ее стиля». Актриса была убеждена, что близкие, дружеские отношения не должны превращаться в финансовую сделку.

Муза Живанши никогда не получала денег за рекламу его одежды. Даже духи, посвященные ей,  она покупала за свои деньги.
Муза Живанши никогда не получала денег за рекламу его одежды. Даже духи, посвященные ей, она покупала за свои деньги.

Один из самых впечатляющих эпизодов в «Смешной мордашке» увековечивает Одри в качестве самой эффектной модели Живанши.

Одри Хепберн в фильме " Смешная мордашка". Костюмы от Живанши.
Одри Хепберн в фильме " Смешная мордашка". Костюмы от Живанши.

В фильм включен эпизод с серией демонстраций, каждая из которых завершается стоп-кадром, где Одри показывает коллекцию моделей «от кутюр» на фоне вокзала, цветочного рынка, Лувра, а ее партнер по фильму Фред Астер имитирует работу фотографа журнала мод.

Фильм " Смешная мордашка" с Одри в главной роли.
Фильм " Смешная мордашка" с Одри в главной роли.
фильм " Смешная мордашка" с Одри в главной роли.
фильм " Смешная мордашка" с Одри в главной роли.

Стоп-кадры с Одри – сами по себе волшебные мгновения, схваченные на лету.

Фрагмент фильма " Смешная мордашка", снятый в Лувре.
Фрагмент фильма " Смешная мордашка", снятый в Лувре.

Ее профессионализм и чутье «фотомодели» обострились до предела. В последнем кадре эпизода она появляется из-за статуи крылатой богини Ники на верху большой лестницы Лувра и бежит вниз по ступенькам с красной вуалью, развевающейся подобно ее собственным крыльям «богини экрана». Она сама отдавала команду Фреду Астеру, когда нужно снимать.

Фрагмент из фильма " Смешная мордашка".
Фрагмент из фильма " Смешная мордашка".

Реальный Париж, кинофантазия и упоительная гармония красоты слились для нее воедино в этом фильме. «Я ужасно боялась упасть с этой лестницы, - вспоминала она позже, - высокие каблуки, все эти ступеньки, длинное платье Живанши…».

-29

Озорники до сих пор вспоминают один из пикантных курьезов, который связан с именами великой актрисы и великого кутюрье. Вальсируя на «лужайке» с Фредом Астером в великолепном платье от Живанши во время съемок «Смешной мордашки», Одри испытала некоторые проблемы из-за нижнего белья.

Одри Хепберн и Фред Астер.
Одри Хепберн и Фред Астер.

Короткое белое свадебное платье изящно вздымалось вверх достаточно высоко и в кадре оказались розовые трусики Одри.

Одри и Фред.
Одри и Фред.

Чтобы избежать цветового диссонанса, режиссер остановил съемку и ассистент был срочно командирован в ближайший населенный пункт для покупки нижнего белья для кинозвезды.

Фред и Одри в фильме " Смешная мордашка". Знаменитый танец на лужайке.
Фред и Одри в фильме " Смешная мордашка". Знаменитый танец на лужайке.

Таким образом, под туалетом Живанши, стоившим несколько тысяч долларов, на Одри оказались детские трусики за 98 центов, купленные проворным ассистентом в Шантильи.

" Смешная мордашка". Фред и Одри.
" Смешная мордашка". Фред и Одри.

Годами позже Живанши предстояло создать новый, современный образ Одри Хепберн, учитывая взгляды и вкусы молодого поколения. Одри в фильме «Как украсть миллион», снятого на «Studio de Boulogne» в Париже, была уже «женщиной нового стиля».

Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".
Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".

Ее привычная элегантность осталась при ней, но Живанши придал ей вид «стиляги». На ней было трико с модным рисунком «ромбиками». Волосы были подстрижены по-новому.

Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".
Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".

Юбка укорочена, каблуки сделались пониже. Живанши одел ее в костюм из ткани «в елочку» и блейзер «в рубчик» с плоскими медными пуговицами. Одна из ее шляпок напоминала белый мотоциклетный шлем, а большие выпуклые солнечные очки делали Одри похожей на инопланетянку. В ее облике чувствовался легкий поклон Живанши в сторону «Битлз».

Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".
Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".

По возрасту Одри относилась уже к «старшему поколению», которое все же могло претендовать на некоторое влияние и связь с молодежью при условии соответствующей внутренней и внешней перестройки.

Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".
Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".

Фильм «Как украсть миллион» доказал, что Одри благодаря усилиям Живанши и своей собственной работе способна завладеть сердцами и воображением молодого поколения, стать в очередной раз кумиром молодежи и объектом для подражания. Ее шикарный и хорошо воспитанный гамен возродился в образе очаровательной кошечки шестидесятых.

Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".
Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".
Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".
Одри Хепберн в фильме " Как украсть миллион".

Юбер де Живанши лепил свою музу с любовью. Предела для совершенства, как известно, нет. И свое жизненное кредо – защиту Красоты, Добра и Истины от разрушителей Гармонии в любви, жизни и искусстве он воплощал в своих творениях, которые Одри считала защищающими от зла.

Кутюрье и его Муза.
Кутюрье и его Муза.

И правда, понятие Гармонии в искусстве создавать одежду заключается в соразмерности, пропорциональности и, как ни странно, - в единстве многообразия. Одри умела ценить его всегда узнаваемый стиль, который проявлялся в утонченной женственности и восхитительной простоте, именно в том, что присуще истинному аристократизму.

-41

На протяжении всей его жизни, даже после кончины, образ Одри продолжал вдохновлять и освещать творчество Живанши. Он говорил: « Я не могу отделить себя от нее. Я чувствую ее постоянно. В каждой коллекции мое сердце, все, от эскиза до модели связано с Одри… Она всегда рядом со мной».

-42
-43
-44

В 1993 году, когда Одри не стало, он оказался в числе самых близких мужчин, которые несли ее гроб из светлого дуба к небольшой сельской церкви в Толоншеназе недалеко от Лозанны, где друзья отдали последнюю дань Великой актрисе, трагический и преждевременный конец которой заставил содрогнуться весь мир.

Юбер Живанши на похоронах Одри Хепберн Толоншеназе.
Юбер Живанши на похоронах Одри Хепберн Толоншеназе.
Скромная могила Одри Хепберн.
Скромная могила Одри Хепберн.

Она обладала редчайшим даром скромно носить очень дорогие костюмы и «дорого» выглядеть в простой одежде. Одри Хепберн и понятие «шик» в творчестве Живанши – нераздельны.

Одри. Хепберн.
Одри. Хепберн.

Он творил для женщин, которые умели так же, как она, ценить изощренную простоту его моделей, обладали редким природным вкусом, достоинствами душевного мира…Наконец, определенным состоянием ума и шиком, поскольку природа и корни его, конечно же, во все тех же свойствах личности.

Кутюрье и его Муза.
Кутюрье и его Муза.

Платонический роман Художника и его Музы преобразил весь мир. Да, любовь помогает не только в искусстве…

Одри и Юбер.
Одри и Юбер.
Юбер и Одри. Платонический роман длиною в жизнь.
Юбер и Одри. Платонический роман длиною в жизнь.

2015, статья была опубликована в газете « Тверская-13»

Елена Вагнер Федосеева.Образ Одри Хепберн.Москва, 25 02 2021, холст, масло, 40х50 см.
Елена Вагнер Федосеева.Образ Одри Хепберн.Москва, 25 02 2021, холст, масло, 40х50 см.

Посвящение Одри Хепберн от Елены Вагнер Федосеевой.

Мордашка* милая… Принцесса Анна*…

Сабрина*, Рэйчел*, Фрида* и Николь*…

Голайтли Холли*, Рима*, Ариана*…

Княжна Ростова*… и Элизы* роль…

Как много образов киношных…

Икона стиля… Муза Живанши…

О, самая прекрасная…ты в прошлом…

Но для меня жива…всегда в душе…

Принцесса Голливуда… титул громкий…

Для миллионов до сих пор кумир..

Не равнодушна к красоте…не только…

Умна, добра и искренна в любви…

Танцовщица, модель, аристократка…

И баронессы титул – «украшение для глаз»…

Взор оленёнка… то пуглив ( загадка),

А то «лукавый» в фотокамер «зеркалах»…

Талант и обаянье беспредельно…

Весь Голливуд, планета вся у ног…

Самоотверженна, больна смертельно,

Но обездоленных жалела крох…

Посол ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и Доброй Воли…

Зов сердца Одри мощен и силён,

Америка.. и Африка..и Азия…вот доля…

Война и детство… море слёз…

01 03 2021, Мск.

*Роли Одри Хепбёрн в кино