Найти тему
Сергей Миронов

Школьные порядки в нашем кишлаке, или Образование НЕ для всех! Держим курс на неравенство и разрушаем будущее страны

Оглавление

Как ни печально признавать, приведённая в заголовке фраза про неравенство – не оговорка и даже не шутка. Создаётся такое впечатление, что этот девиз украшает стены в рабочих кабинетах людей, ответственных за систему образования в нашей стране.

Кто-то, возможно, удивится: откуда взяться неравенству, если Конституция РФ гарантирует общедоступность школьного образования? Остаётся только ответить: «Увы, не в наши дни».

Что делать, чтобы избежать опасного перекоса? И кого лишают права на достойное образование?

Не для бедных

Но, конечно, самый сложный и объёмный вопрос – не национальный, а финансовый. Тут можно вспомнить многое, но сегодня мы упомянем три аспекта.

Поступаем в первый класс. Это раз

Думаете, стоимость образования начинает волновать родителей в год, когда ребёнок идёт в первый класс? Как бы не так!

Я получаю всё больше жалоб от родителей, вынужденных за деньги готовить своих детей к поступлению в школу. Формально принимают бесплатно. А по факту говорят: чтобы попасть в нашу распрекрасную школу и соответствовать всем её требованиям, ваш ребёнок должен уметь читать, писать, считать, а ещё иностранный язык знать. Походите-ка вы год-два на платные подготовительные курсы, лучше всего при нашей школе. Тогда точно возьмём. А стоимость таких курсов, например в столичном регионе, нередко составляет 10–15 тысяч рублей в месяц. То есть дети ещё даже буквы выучить не успели, а родители уже участвуют в поборах!

Впрочем, с коммерческим рынком подготовки дошколят всё понятно: в условиях низкого бюджетного финансирования школы пытаются заработать, в том числе на более достойные зарплаты учителям. В то время как нужно увеличивать госрасходы на образование, на чём давно настаивает партия «Справедливая Россия – За правду».

Собери детей сперва. Это два

И вот ребёнок дорос – начинаются сборы в школу. Ни для кого не новость, что с каждым годом они обходятся всё дороже и дороже. И многие семейные бюджеты, особенно если детей несколько, просто не выдерживают высокой финансовой нагрузки. Цены такие, что нередко родителям приходится кредиты брать – люди не видят другого выхода!

Однако с моей точки зрения, средства на подготовку к школе семьям с детьми должно выделять государство – в виде сертификата, кешбэка, выплаты, как угодно. Такие предложения не раз вносила наша партия. Я уверен, что, если в нашей стране гарантировано бесплатное среднее образование, помощь со сборами в школу тоже необходимо обеспечивать.

Всех как липку обдери. Это три

Но дальше – больше! С каждым годом всё ближе к детям подбирается беспощадный ЕГЭ. Думаете, не щадит он детей? Вовсе нет, жалеть стоит как раз родителей, из карманов которых в преддверии экзаменационной поры выкачивают просто бешеные деньги. Дети же из небогатых семей, которые не могут себе позволить нанять репетиторов, оказываются в заведомо проигрышной ситуации: экзамен настолько оторван от школьной программы, что подготовиться к нему самостоятельно сможет разве что гений.

Источник: laminarts.ru
Источник: laminarts.ru

Любопытно, что при введении ЕГЭ нам обещали «великую уравниловку», то есть одинаковую для всех возможность поступления в вузы. На деле же всё закончилось с точностью до наоборот: успешная сдача экзамена зависит теперь напрямую от толщины кошелька родителей, а система, призванная уничтожить коррупцию, просто легализовала поборы.

Но даже если не отменять ЕГЭ (на чём давно настаивает наша партия), выход найдётся. Можно, к примеру, ввести в школах бесплатные занятия, факультативы для подготовки к ЕГЭ по единым стандартам. Конечно, педагогам за такие занятия нужно будет доплачивать, но прибавка к зарплате лишней не будет. Но главное, таким образом государство обеспечит школьникам действительно равные возможности для поступления. Будем вносить такое предложение.

Не для русских

А теперь о наболевшем. Представьте, что вы учитель, попавший в российскую школу, где дети на переменах и даже на уроках общаются вовсе не на русском языке (и речь не о наших коренных народах). Как вести занятия? Ответ напрашивается сам собой: попросить детей говорить по-русски. Вот и учительница в Челябинске на днях сочла такую просьбу вполне уместной. А после на неё набросился отец ученика, оскорбивший женщину и угрожавший отрезать ей язык.

Парадоксальная ситуация, не находите? А ведь такие случаи – не редкость. Или Россия теперь – огромный кишлак, где такое отношение к женщинам принято считать адекватным?

Оценим официальные данные. Около 12% учащихся российских школ не владеют русским языком. По экспертным оценкам, доля детей мигрантов в школах Центральной России составляет от 7 до 16%, а где-то доходит и до 50%. Легко догадаться, что если в классе несколько таких детей, они просто не стремятся учить русский – общаются на родном.

Источник: https://dzen.ru/a/ZQA43E2R8AYIK_LQ
Источник: https://dzen.ru/a/ZQA43E2R8AYIK_LQ

Так и начинается хаос, несовместимый с работой педагогов и учёбой. Что будут делать другие дети, когда учитель тратит весь урок, к примеру, математики, чтобы объяснить детям без базового знания русского языка основные термины, знакомые остальным ещё с дошкольного возраста?

Отсюда наше предложение к правительству: ввести ограничение на приём детей мигрантов в наши школы. Их должно быть не больше 10% от числа учеников в классе. Также можно было бы предусмотреть дополнительные курсы по русскому языку в школах, где больше 3% учеников, для которых русский язык не родной.

Не для слабых

Источник: https://mel.fm/zhizn/razvlecheniya/1259684-u-menya-uzhe-vse-slaboye-i-um-tozhe-slaby-uzhe-8-detskikh-zametok-pro-shkolu
Источник: https://mel.fm/zhizn/razvlecheniya/1259684-u-menya-uzhe-vse-slaboye-i-um-tozhe-slaby-uzhe-8-detskikh-zametok-pro-shkolu

Может, это детское откровение и рассмешило бы кого-то, если бы за ним не стояла суровая реальная жизнь нынешних школьников. Это у моего поколения после выполнения домашних заданий находилось время погулять, поиграть, пообщаться. А сегодня, по данным Института возрастной физиологии РАО, суточная нагрузка с учётом дополнительных занятий и домашних заданий составляет более 8 часов. И это только в начальной школе! У старшеклассников на ударный труд и вовсе уходит больше 12 часов.

Вот уж кому точно покой только снится – нагрузка просто колоссальная! Ещё в 2019 году экспертное международное исследование показало, что 79% российских школьников подвергаются постоянному стрессу и перегрузке, и это один из самых высоких показателей в мире. Неудивительно, что доля абсолютно здоровых детей в стране не превышает 12%.

Изменить ситуацию помогло бы введение Единого стандарта нагрузки для учеников 1–11-х классов, который должен учитывать не только количество обязательных уроков и внеурочных занятий в школе, но и время, которое ребёнок тратит на дополнительные занятия и выполнение домашних заданий.

Без разумного баланса между учёбой и здоровьем детей нам не обойтись!

Не для тех, кто хочет учиться

Мог ли кто-то пару десятков лет назад представить, что место в 10 классе станет роскошью, доступной не всем? Что за него, даже если ты учишься на четыре и пять, придётся бороться или даже обращаться в прокуратуру, доказывая, что имеешь право на получение среднего общего образования?

Но теперь дело обстоит именно так. Я получаю жалобы на то, что детей «заворачивают» из школ после 9 класса. Даже с хорошими оценками не дают переходить в старшие классы. Мол, они профильные, углублённые, и там нужны только самые перспективные в плане ЕГЭ. Где-то устраивают конкурсы, вводят рейтинги, требуют с детей пухлые папки с десятками дипломов с олимпиад или грамот за участие в проектах. То есть просто учиться теперь недостаточно, а избранных счастливчиков выявит «индивидуальный отбор».

Источник: mk-orel.ru
Источник: mk-orel.ru

Конечно, стране нужно больше специалистов со средним техническим образованием, но не такими же методами! Тем более что большинство мест в колледжах платные, а права детей на бесплатное и общедоступное школьное образование никто не отменял.

На проблему недавно указывала Генпрокуратура РФ. Более того, Конституционный суд ещё в 2020 году отметил, что никакой индивидуальный отбор не может служить основанием для отчисления после 9-го класса. Но воз и ныне там. Будем бороться!

Не для тех, кто далеко живёт

Наконец, не будем забывать о том, что Россия – огромная страна. Даже в одном городе часто заметна разница в инфраструктуре школ, в качестве преподавания. А что говорить об образовательных возможностях детей, живущих в крупных городах, и их ровесниках из сёл в отдалённых регионах?

Источник: https://nuzhnapomosh.ru/media/post/shkolu-delajut-ljudi-chto-takoe-obrazovatelnoe-neravenstvo-i-k-chemu-ono-privodit/
Источник: https://nuzhnapomosh.ru/media/post/shkolu-delajut-ljudi-chto-takoe-obrazovatelnoe-neravenstvo-i-k-chemu-ono-privodit/

Как правило, чем меньше населённый пункт, чем дальше он расположен от соседних, тем хуже обустроена школа, тем меньше возможностей для культурного досуга, тем ниже уровень подготовки педагогов и тем острее ощущается их нехватка (никто в деревне не удивится, что учитель географии, биологии, технологии и черчения – одно лицо). Хорошо ещё, если школа именно в твоей деревне, а не в десятках километрах езды, которые предстоит проехать на школьном автобусе.

Да и у разных российских регионов неодинаковые возможности для финансирования школ. Отсюда, в числе прочего, и огромная разница в оплате труда педагогов: если в Москве средняя зарплата учителя – 135 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге она ниже в 2,5 раза – 51,9 тыс. рублей. А в 60% регионов и это покажется счастьем: там педагоги получают от 24,9 до 42,7 тыс. рублей. Стоит ли удивляться тому, что учителя буквально бегут из школ в тех местах и переезжают в населённые пункты, где зарплаты больше?

Именно поэтому наша партия давно настаивает на повышении зарплат педагогов. С нашей точки зрения, минимальная оплата труда учителя должна составлять 200% от средней по региону.

Что касается сельских учителей, их положение особенно тяжёлое. И поэтому я предлагаю полностью компенсировать им расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и ввести единовременное пособие в один миллион рублей для тех, кто проработал в сельской местности три года.

Основа основ

Кто-то, возможно, возразит и назовёт всеобщее равенство, в том числе образовательное, утопией. Но если идеал действительно недостижим, то вопрос тут в том, насколько широк разрыв между возможностями разных детей, и в том, что делается для того чтобы исправить ситуацию заведомого неблагополучия.

Вот почему поддержка образования и науки остаётся в числе неоспоримых приоритетов нашей партии. Без образованных молодых людей, с детства приученных мыслить и думать, у нашей страны не может быть будущего. Или вы не согласны с Чернышевским?

Источник: социальные сети
Источник: социальные сети