Все мы были когда-то молодыми и чушь прекрасную несли смотрели только-только появившееся на постсоветском пространстве мультсериалы от Диснея, Марвел, DC и иных студий. В ту славную пору среди прочего выходил и сериал про целую команду супергероев – мутантов, и это не Черепашки – ниндзя! Это был сериал «Радиоактивные люди» или по-правильному «Люди Х». Конечно, в лоре мы особо не разбирались, поскольку никто тогда не разбирался в комиксах, смотрели, как есть, да и, положа руку на все места, далеко не все серии, не в правильной хронологии и получая прочие прелести просмотра по телевидению, где эпизоды показывали не исходя из сезонов, а по велению левой пятки программного директора.
Тогда серии запомнились впечатляющей главной темой, да и разношерстной компанией героев. Со временем сериал остался лишь смутным воспоминанием из детства. Затем начали клепать фильмы, продолжения и прочие спин-оффы, пока, наконец, все совсем не запутались, забили, похоронили наконец Логана – Росомаху и разошлись.
Но тут алчные америкосы решили подзаработать на ностальгии и внезапно выпустили прямое продолжение оригинального мультсериала. Оно пришлось в основном всем по вкусу (теперь-то лор можно выяснить, даже комиксы оригинальные найти, да и теперь все сразу стали разбираться в сортах этого самого), и, как любое значимое событие киноиндустрии, не могло пройти мимо нашего уютного заведения с толпой киноманов.
Перед началом просмотра мы честно пытались оживить в памяти героев и основные события, но вспомнили только скинхеда – профессора, его друга и по совместительству главного врага в шапочке из фольги, любящего сдавать металл, ну и пару мутантов из основного каста.
С самого начала сериала зрителя бросают в гущу драмы, вызванной смертью руководителя (не того самого, которой все ждут), муками принятия лидерства, а также становления родителями в наше смутное время (тем более, что им на маткапитал не приходиться рассчитывать!). Все это перемежается невнятными разборками с каким-то левым чуваком, который был, как можно догадаться, главным врагом в ранних сезонах, а теперь где-то в пустыне не пойми из какого бюджета собрал кучу роботов, попытками в политику (они даже в ООН выступают), родами нового мутанта, который потом вернется ближе к концу сериала уже взрослым, эпическими битвами всех против всех, когда ты уже не понимаешь, кто с кем и почему махается, появлением новых злодеев (которые уже вроде как известны героям). Есть и пара откровенно филлерных эпизодов (тех, которые сделаны для затягивания сериала), есть неиллюзорная драма с атакой на планету мутантов, где они гибнут аки мухи под электронной мухобойкой, и авторы даже пускают в расход одного из персонажей основной команды. Есть и откровенно крышесносящий эпизод, где из всех действующих лиц ты знаешь только профессора, который, оказывается, живой и лишь, как Элвис, улетел (впрочем, этот момент читается с самого начала сериала) к бабе. Эпизод вообще самый бредовый: какие-то люди существа спорят, дерутся, пытаются нагнуть проффэсора, он в ответ нагибает их, а потом, аки Терминатор, бибэкается на Землю. На Земле к тому времени все пропало: Магнето, обманутый в самых лучших чувствах к человечеству, устроил веерные отключения света, а сам свалил на некий астероид; попутно некие киборги – люди, коими помимо своей воли оказываются чуть ли не все, устраивают охоту на мутантов; в общем полный трэш, ад и угар.
Во всем хитросплетении сюжетных линий, персонажей, действий, битв разобраться без поллитры без знания лора решительно невозможно. При этом персонажи очень любят довольно пафосно вещать так же обо всем: любовь, месть, политика, толерастия и прочее.
Будь мы помоложе, а мозг более чистым и помнящим все ранние перипетии сюжета (кто с кем спал, боролся, от кого произошел и кого ненавидел), а также не отягощённый критическим мышлением и способностью отличать пустую псевдоглубокую болтовню от диалогов со смыслом, нам бы, возможно, и зашло. Теперь же ты явно видишь сценарную импотенцию в попытке растянуть тайминг – все эти загоны с клонами (вообще, это явный бич авторов комиксов, вспомнить того же Паука с его армией клонов и до кучи клонированной Мэри Джейн), временными линиями, бросаний от истории к истории, отсылок ко времен очаковским и покоренья Крыма, которые уже никто, опричь оголтелых фанов, не прочитает, армией нераскрытых персонажей. Все это говорит о неспособности сделать вменяемый и интересный сюжет и о желании поиграть на ностальгии и заработать тем самым лишний бакс. Иной раз смотришь на это и ловишь себя на мысли, что тебе тупо неинтересно наблюдать какое-то очередное мочилово каких-то непонятных разноцветных существ с разной степенью физической девиации или на очередные разговоры о важном Магнето и проффэсора.
Кстати, о птичках. Тут реально целая куча героев, но нет как команды (поскольку именно команде Людей Хэ уделено мало времени, вместо этого авторы увлекаются говорильней), так и отдельных интересных историй – арку Шторм не считаем: завязка была хороша, а потом превратили ее в тягучую драму с каким-то мутным мужиком-изобретателем и непонятным катарсисом. Оттуда же и вопросы к самому сюжету – как целая планета мутантов, которые поголовно обладают суперсилами (летают, телепортируются, ходят на головах и творят прочие шалости) не смогли объединиться и дать отпор при нападении на их планету, где все жили в идиллии? Даже один Гамбит, пусть и на паях с Магнето, смог же разобрать робота на винтики. А остальные тупо смотрели? Или почему не свалили с планеты при первом же шухере, взяв с собой самых беззащитных? Или они не такие всесильные? Тут всплывает другой вопрос: силы героям подкручивают в зависимости от сюжетной необходимости. То Магнето может махом вырубить все поле Земли и откатить человечество в средневековье, то он с железными, на минуточку, роботами на планете не может сладить, а когда смог в Лондоне, то чуть не отъехал. Аналогично Феникс из Джин Грей появляется только в нужные сюжетно моменты (не спрашивайте, откуда мы знаем за Феникса - это все из фильмов по Людям Икс же). В ту же стежку и типично комиксовые моменты: мы внезапно установили логово врага / сделали бульбулятор из подручных средств, который может его внезапно ушатать, летим на разборки.
Все вместе для неокрепшего мозга смотрится вроде прикольно и весело: типа, драма, любоффь, драки, бум – бах, но для нас, в душе-то, конечно, молодых, но по паспорту (жаль, что не по умственному развитию) уже пожилых товарищей выглядит все откровенно слабо, даже ностальгия тут не спасает.
6 радиоактивных людей из 10.
Уже после отбоя наш самый умный товарищ Анатолий Груздь начал рассказывать, что такие комиксы и делаются в расчете на подростков, дескать, им будет неинтересно смотреть на сурьезные переживания героев и закрученный сюжет, им нужен экшон, а посему подходить к такому контенту с точки зрения старых циников неправильно… На что ему, пожалуй, впервые за все время пребывания в нашем чудесном заведении мы возразили «А как же серсо?! Человек-Паук 1994 года?» Ведь это замечательный сериал даже сейчас смотрится интересно, с драмой, любовью, экшном и сквозным сюжетом. Там нет такой огромной кучи персонажей и лора размером с «Войну и мир». Да, к концовке он также съехал в параллельные миры, клонов, колдунов и прочую фигню, но уж первые – то сезоны даже сейчас заходят престарелым маразматикам. И, честно говоря, мы ждали того же от просмотренного сериала. Но не дождались… На что Анатолий парировал фразой некогда известного футболиста: «Ваши ожидания – ваши проблемы». И добил, что, если будет продолжение означенного Человека-Паука, то не факт, что оно не окажется таким же, как обозреваемые Люди Х. Пораженные такой логикой, мы улеглись спать…