Найти тему
АиФ – Санкт-Петербург

Эстрадно-симфонический оркестр Петербурга исполнит музыку Сергея Курёхина

   Эстрадно-симфонический оркестр Петербурга исполнит музыку Сергея Курёхина
Эстрадно-симфонический оркестр Петербурга исполнит музыку Сергея Курёхина

2 октября Эстрадно-симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Андрея Медведева исполнит музыку Сергея Курёхина. В Большом зале Екатерининского собрания прозвучат композиции, написанные к фильмам «Господин оформитель», «Два капитана-II», «Замок» и других.

В 2024 году исполнилось бы 70 лет со дня рождения Сергея Курёхина — одного из самых ярких представителей российской культуры конца XX века. Он был композитором, музыкантом-авангардистом, актёром, художником, лицедеем и мистификатором.

Однажды он выразил основную идею своего творчества: «Мне всё время хочется невозможного. А раз хочется невозможного, значит, оно существует».

Выступления его самого известного проекта — «Поп-механики» — производили ошеломляющее впечатление. На сцене творилось нечто невероятное для советского времени: академических исполнителей сменяли герои советского рока, оперных див — цирковые акробаты, а именитых артистов — обезьянка на велосипеде. Буйство курёхинской творческой мысли шагало нога в ногу с ураганом перемен, перевернувших страну в 1990-е.

Капитан обладал удивительной внутренней свободой, которая наряду с огромной эрудицией и неистребимым интересом ко всему новому позволяла ему иронично троллить и мистифицировать всё на свете. Интеллигентно и элегантно он убеждал советских телезрителей в том, что по последним научным данным Ленин — гриб и радиоволна, называл утюгон Тимура Новикова «первым советским синтезатором», собранным, по слухам, ни много ни мало Владимиром Маяковским. В «Комплексе невменяемости» его герой читал лекцию об удивительных свойствах «брома, хлорирующегося двумя молекулами углекислого плюмбума», а в «Два капитана-II» рассказывал о белых марокканских карликах, свинках-камикадзе; а также изобретал несуществующие цитаты великих людей задолго до появления Интернета.

В непрерывном творческом хаосе, которым виртуозно дирижировал Курёхин, всегда присутствовала одна постоянная величина — музыка. По словам Анастасии Курёхиной: «Если говорить глобально, он считал себя композитором, музыкантом и уважал свой внутренний талант. Писать музыку была его особая миссия, и все отпущенные судьбой годы он старался выполнить эту задачу».

Разноплановость музыкальных пристрастий Курёхина, его жанровое чутьё, впечатляющий талант импровизатора, живой музыкальный язык и мастерское владение искусством стилизации в полной мере раскрылись в киномузыке. Каждый саундтрек не просто звуковое сопровождение визуального ряда — это, как правило, один из главных героев картины. Невозможно причислить эти партитуры к одному жанру. Как и в «Поп-механике», они вмещают музыку любых направлений: рок и джаз, академическая музыка и авангард. Необычные, то тревожные, то трагические, а то и откровенно фарсовые композиции никого не оставляют равнодушными.