Друзья, без спойлеров будет не обойтись, поэтому, если Вы не смотрели фильм 1985-го года, не читали повесть Юлиана Семенова и не представляете, о чем этот детектив, то далее мою статью читать не следует. Договорились?
Ну а теперь прямиком к инструкции о том, как смотреть сериал. Потому что все, что хотела (а также всеми эмоциями средствами, что могла), я уже изложила в анонсе "Противостояния", снятого режиссером Тимуром Алпатовым.
1. Еще до начала просмотра настроить себя на то, чтобы не сравнивать новый сериал со старой версией. Никак, никоим образом, никаким местом. Отнестить к детективу как к абсолютно самодостаточному сериалу на похожую тему и все. Оглянитесь! НТВ годами лепит под копирку свои детективчики, в которых снимаются одни и те же артисты, и ничего - телезрителям нравится. Или 25-й сезон известного сериала, где все тайное уже давно стало явным, и - тоже ничего. Так вот то же самое с "Противостоянием". Считаем, что название, время действия и фамилии героев просто совпали (и даже таких тройных "совпаденческих" примеров - пруд пруди, смотрим же, и в ладоши хлопаем).
2. К тем, кто так сильно не любит Карину Андоленко, что "из-за нее одной даже и начинать смотреть не будет", у меня вопрос: а вы не хотите отдать свои силы не на "не любить", а на что-то другое? Отпустить свою беспричинную нелюбовь к актрисе, чтобы посмотреть серьезный, красивый, вдумчивый, рассудительный детектив. В которой Андоленко будет так мало, что когда ее героиню убьют, Вы даже пожалеете, что человека так быстро вывели из проекта. Нет, не хотите? Ну, как хотите.
3. Динамики не будет, скорости тоже. Будет так медленно, что можно успеть подумать, что это называется скучно. А Вы снова хотите быстро-быстро, бездумно-бездумно, пиф-паф, пау-пау, тыщ-дыщ-растудыщ, удар-разворот-еще удар, и женщины тут же, да на каблуках, да пистики в двух руках, надо попасть в мочку уха - попадут, даже стоя к этому уху спиной. Во, интересно, да? Захватывающе - не оторваться. И главное, что все это - в первый раз. Диво дивное, чудо чудесное. Тогда да, "Противостояние" Вам не подходит. К тому же и секса в нем - ну никакого. То ли дело в "Пилигриме!" Я даже засекла. Аккурат в каждой второй серии, в одно и то же время, главный герой спаривался с любым объектом женского пола. Ну, кроме трупов, разумеется. Хотя, как знать. Если бы в заведенное на секс время в той самой каждой второй серии Пилигрим вдруг споткнулся бы о труп, то нет сомнений - случилась бы связь с трупом. Вот то была б интрига!
"Противостояние" вообще не про это. Здесь главное - мысль. Ее рождение. Движение. Развитие. Поиски главного для себя. Попытки донести это главное. Десять попыток. Это просто не может быть быстро! И в финале - кульминация, когда все получится. Всё. Потому что невозможно сходу, с листа понять главное. Да что там понять - его сначала бы найти. И герой ищет. Мучительно. Долго. Мучительно долго. Это не скучно. Это интересно. Если смотреть вдумчиво. Не развлекательно. И напоминаю - абсолютно отрешенно от первой экранизации.
4. В каждой серии "Веселые ребята" будут петь:
Все напоминает о тебе, а ты - нигде. Остался мир, который вместе видел нас
В последний раз.
Комната с балконом и окном светла сейчас, чиста как день, который вместе видел нас в последний раз.
И так далее. Фоном, сквозь весь сериал. Музыкальное обрамление, в котором советские сыщики будут ставить капканы матерому преступнику и одновременно спасать свою личную жизнь от падения в пропасть.
Возможно, меня бы не тронула эта родная до мозга костей песенка, если бы не одна маленькая история из жизни, с ней связанная. Году в 1979-м или 80-м я так сильно мечтала иметь пластинку с этой песней, что раздобыла адрес студии звукозаписи, как сейчас помню, в г. Черновцы, и сделала им заказ, совершенно сумасшедший территориально. Ближе студии, очевидно, не нашлось. 😀 И вот каким-то образом письмо спокойно дошло ко мне на Дальний Восток, и, как сейчас помню, родители заплатили за мое музыкальное сокровище с пересылкой 1 руб. 44 коп. Прошло 45 лет, и моя пластинка заиграла снова. В новой экранизации "Противостояния". И каждое слово заняло внутри души свое место. И не случилось никакого внутреннего противостояния тому, что я вижу на экране. Возможно, эта простая песенка и Вас встрепенет как-то по-доброму?
"Время пройдет и ты забудешь все, что было". Она звучит, сериал идет, и Вам все в нем нравится. Медленно. Идет и нравится - все медленно. Понимаете? И его яркость, и его сочность, и суровая красота Магадана (особенно впечатляет вид сверху), и алая мякоть сухумских арбузов, и взгляд молодого помощника на журналистку в тот момент, когда он впервые ее увидел, а еще круче - чуть позже, когда влюбился окончательно. Денис Нурулин - умница! Мне кажется, сыграть такое безумно трудно. Нужен был только один взмах глазами взгляд. Один. Снизу вверх. Полсекунды. Понятно, что Кира сразу ему понравилась, но момент, когда парень пропал окончательно - уфф, ну очень же хорошо! Где такое в сериалах-клонах, которыми кишит наше ТВ? Нет. Потому что это тоже - вдумчиво. А не исключительно сходу за волосы и к стене лицом (и никакой импровизации). А эта вдумчивость - залог, что на всю жизнь. Как мы, девочки, и хотим. Как мечтаем.
5. Обратите внимание, причем с самого начала, когда Вы еще будете в стадии "скучно", на мысли Костенко вслух. Обо всем. Рассуждения о расследовании, о поведении убийцы, бесконечное выстраивание логических цепочек, отработка любых, даже самых нелепых версий. И еще - мысли о семье. О ценностях. О важном для него самого. О жене и дочери. О разводе, которого он не хочет. И это письмо. Бог мой, он пишет его и пишет, пишет и пишет. Звонит жене и звонит, и мямлит что-то и мямлит. Так и дала бы по голове - ну давай уже жестче! Давай про любовь, как умеешь, но - твердо, черт тебя подери. Обещай все, что можешь и что не можешь - тоже. Почитай что-нибудь, подумай, проговори про себя и снова звони. Ну нет причины для развода. Борись, черт возьми! Куда ты обещаешь приехать и подпись свою поставить? Это что за следак такой советский, который жене с разводом уступает? Как же маялся наш Костенко. И не говорите мне, что Вдовиченков всегда одинаково хмурый. Неправда! Хмурый - да, но не одинаково!
Красавчик. Настоящий. 24/7 думает и курит. Курит и думает. Курит, думает и звонит жене. Курит, думает, звонит жене и пишет ей объяснительное письмо. И у него не выходит. Точнее, выходит, но неидеально. И в каждой серии рвет его очередную версию. И снова пишет. Противостоит-таки судьбе, в которой следующая ступень - развод. На ровном месте. Уважаю.
Как Вы догадались, эта линия с письмом в сериале - моя любимая. Получилось у Костенко только когда Кротов был в его руках. Именно тогда все сошлось. Все написалось как надо. Я бы сказала, что к Костенко пришла муза. Как ко мне сейчас. Пишу и пишу, и нет конца. Понимаю, что пора заканчивать, но я же ничего еще не сказала.
6. Не ждите страха. Этот пункт надо было бы поставить следом за первым, но я специально их разделила. Такого, чтоб прям глаза зажмурить, не будет. И не потому, что Гуськов или Аверин плохо сыграли. Еще как сыграли. Холодный бесчувственный взгляд, ледяная хладнокровность в нечеловеческих действиях, не требующая ни секунды на сомнение в принятии решения, отсутствие души, способности к состраданию - не представляю, как это прожить на экране, чтобы зритель поверил. На мой взгляд, артисты справились. И другие тоже. А магаданским сидельцам и золотодобытчикам - отдельные аплодисменты.
7. Сериал, где мужчины качественно и умнО делают свою работу, где они сначала думают, а потом ставят преступнику ловушку. Думают логически, красиво. Много всего запрашивают, копаются в архивах, ездят в другие города - проверить, расспросить, подтвердить, и потом снова думают. Такой проект не может и не должен быть динамичным. Нам дают возможность думать и делать выводы вместе с героем. Не нужно ничего никуда перематывать, Вы все успеваете. Возможно, впервые из множества просмотренных сериалов. И Вам это понравится. Слышать героев, думать и умственно побеждать вместе с ними.
8. В финале особо чувствительным необходимо подготовить носовые платки. Потому что концовка сериала - идеальная по всем пунктам. Идеальная настолько, что на сухумское побережье придет сам Юлиан Семенов и обратится к Костенко с предложением написать книгу про сложнейшее дело, которое тот с блеском закрыл. Ну а про личное счастье нескольких пар одновременно я даже заикаться не стану. Потому что здесь, на последних минутах, суровый сухой мужской сериал вдруг окрашивается красивым мелодраматическим закатом. И картинка складывается окончательно. И я редко так говорю вслух, сама себе, по завершению проекта, но тут сказала: "Это был хороший сериал". 😊
Друзья, объективности ради хочу опубликовать два противоположных мнения моих читателей о новом "Противостоянии". Высказывайтесь и Вы! Только чур, так же корректно, как Ять (спасибо):
- "Пересняли зря. Получилось топорно, неубедительно, может быть, даже кощунственно. Можно было поступить проще: отреставрировать советский фильм, если дело было в этом.
- Ваше измышление по поводу того, что противостояние оно везде, тут не работает. Семëнов писал повесть под определённым углом, снимался фильм тоже под определённым углом: про идеологию сильного человека, Раскольникова 20 века, на новом массовом уровне. Эта идеология, как мы видим, жива, в том числе в Германии, хотя современные немцы её в себе умело прячут. Ей противостоит русский гуманизм. Не советский, не российский, а именно русский. И он, конечно, великий по историческому масштабу, хотя ему всего пара веков.
- Так вот фильм про то, что человеческое, высшее, всегда побеждает низшее, звериное. Не сразу, пусть через поколение, но побеждает. Почему фильм-новодел топорный? Потому что он должен быть не про стилистику одежды, машин и интерьеров 1980-х, а про машину следствия, которая перемалывает преступника, кем бы он ни был.
- Не знаю, кому могут быть интересны эти крупные планы, которыми, по словам режиссёра, новый сериал выгодно отличается? На мой взгляд, никому. Потому что жанр фильма это не крупные планы, а военно-исторический детектив. И та динамика, которая была в фильме 1985 года, что естественно связано с 40-летием Победы, в новом фильме отсутствует. Он просто скучный. Кстати, уж если на то пошло, его следовало выпускать в 2025-ом. 80 лет Победе, 40 лет со дня первой экранизации. Хотя бы больше общественного смысла было".
и Вера Титова (спасибо!)
- "Я так надеялась, что Гуськов "вытянет" это кинопроизведение). Силой и масштабом дарования и мастерством. Рано говорить, пока 1 серию посмотрела, но увы. Для меня, именно (сугубо личное восприятие) все мимо. И да, старалась ооочень НЕ сравнивать, смотреть, как отдельное произведение. Поэтому и параллели проводить не нужно и даж заикаться о смещении всех акцентов крайне важных, не о том речь. Меня поразило, что актерам хорошим здесь НЕ верю🤦.. Первая же совместная сцена дуэта.. Кротов и его женщина.. У машины с топором.. Она пучит глаза, играет всеми своими навыками актерскими мне смотреть неловко было, реально. Такое впечатление, что режиссер велел - наддайте тут животной страсти, ну они и выдали. Играли. Работали. НЕ жили в кадре каждую секунду (как в том фильме, проститеее, сорвалась)). Когда дух захватывает от каждого мгновения этого ужаса черно-белого в ТОМ фильме.. Эти ее глаза безумные за очками, когда Кротов уже убил при ней человека.. Это оцепенение и ужас.. Живые эмоции, правда в каааждом кадре. А здесь... Оооочень красиво, очень ярко, "нарядно", стильно, сочно, музыкально и тд и тп. А нет!). Пустота (для меня)."
Вот такие полярные мнения. Тем и интересен наш союз! 😊 А Вы что скажете?