Найти тему
КультPROсвеТ

Enslaved: Odyssey to the West - Black Myth: Wukong у нас дома

Оглавление

И снова рубрика «Раньше было лучше»!

Пока Black Myth: Wukong если не победоносно, то как минимум уверенно, шествует по игровым платформам, в книжных магазинах (внезапно!) подскочили продажи «Путешествия на запад». Что немудрено, всем поскольку игра базируется на этом романе. Но только базируется. Но кого это волнует? Никого даже не волнует, что это не первая адаптация классического китайского романа. Но в отличии от БМВ все они канули в безвестность. Не в последнюю очередь из-за того, что большинство из них были платформерами для консолей третьего поколения (небезызвестная NES, он же Dendy). Быть может выйди Black Myth: Wukong не в эпоху Sweet Baby Inc. и прочих ГеймерГейтов, то и его постигла бы та же участь. Время покажет.

А мы поговорим пока об Enslaved. Игра стабильно попадает в различные ТОПы, но большинство игроков едва ли о ней слышало. Фундаментальных причин почему так вышло две.

-2

Первая. Игра вышла в 2010 году. А в тот год вышли Mass Effect 2, BioShock 2, Assassin’s Creed II, Warhammer 40,000: Dawn of War II, StarCraft II: Wings of Liberty , Kane & Lynch 2: Dog Days , Mafia II, Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction, Fallout: New Vegas. В общем сиквелы успешных франшиз. Да и среди новичков были не менее яркие представителиFallout: New Vegas, World of Tanks, Metro 2033, Shank, Spider-Man: Shattered Dimensions.

Так еще игра вышла исключительно на консолях седьмого поколения (Xbox 360 и PlayStation 3). А там и без нее было во что поиграть: Red Dead Redemption, Heavy Rain, God of War III, Alan Wake, Fable 3. На ПК игру портировали только через три года. 2013 может выдался но все равно было во что поиграть: вышли сиквелы сиквелов успешных франшиз, а на консолях Red Dead Redemption уступила первенство GTA V. Это не считая того, что в тот же год вышла DmC: Devil May Cry от той же студии Ninja Theory.

Злоключения Ninja Theory

-3

Ninja Theory вообще крайне невезучая студия. При всем таланте разработчиков, студия стабильно совершает разнообразные ошибки. При разработке Heavenly Sword студия заключила эксклюзивный контракт с Sony, которая не очень-то и была почему-то заинтересована в разработке. Откалывание разнообразной дичи — это вообще фирменная фишка Sony последние лет 20. В случае с Heavenly Sword Sony попросту саботировали рекламную кампанию. Об игре никто не знал, и она закономерно провалилась. После чего Sony, как ни странно, предложила студии выпустить сиквел. Но взамен нужно было уволить половину сотрудников, иначе студия потеряет права на франшизу (которой не случилось). Естественно, ребята из Ninja Theory отказались от дальнейшего сотрудничества с Sony. А Heavenly Sword оказалась незаслуженно забыта, несмотря на в основном положительные отзывы. А ведь с помощью Heavenly Sword планировалось показать, что игры также являются видом изобразительного искусства. За сценарий отвечали писательница Рианна Пратчет и Энди Серкис. На озвучку и захват движений пригласили профессиональных актеров. Наработки студии в рамках технологии захвата движения позволили в кратчайшие сроки запустить в производство экранизацию с использованием технологии CGI.

-4

Разругавшись с Sony, Ninja Theory не оставила свои амбиции вывести компьютерные игры на новый уровень повествования. И запустила в производство Enslaved: Odyssey to the West. За сценарий вновь отвечал писатель – Алекс Гарленд, написавший «Пляж», сценарии «28 дней спустя», «Пекло» и «Дредд». Остался почетный обезьян кинематографа – Энди Серкис. В этот раз он ограничился лишь актерскими обязанностями. Зато воплотил на экранах мониторов сразу две роли.

Разработчики вдохновлялись мотивами китайского фэнтези еще при разработке Heavenly Sword. И при разработке Enslaved решили не отходить от этой идеи. Было решено взять самое знаменитое произведение в этом жанре, «Путешествие на Запад»… и поместить его в футуристический сеттинг.

Путешествие на Запад

-5

О чем же повествует произведение? Собственно, о паломничестве буддийского монаха Сюаньцзана в Индию. В этом путешествии его сопровождает в том числе и царь обезьян Сунь Укун. Этот персонаж затмевает всех. Рожденный простым смертным обезьяном Укун приложил кучу усилий чтобы добиться почетного места при Небесном Царстве. На деле же удостоившись должности конюха, Укун устраивает хаос, упивается в усмерть, попадает в ад, ругается со демонами, которые выпроваживают его обратно в мир живых, его вновь забирают в Небесное Царство, чтобы он не куролесил на земле, где Укун в очередном приступе неповиновения выпивает эликсир бессмертия. В общем, если Сунь Укун где-то не начудил, значит его там попросту не было. В итоге приструнить его не получается, сам он умереть не может, убить его тоже нельзя, но и разгуливать среди живых нельзя. Тогда было принято решение заточить мятежного обезьяна под горой.

И вот спустя 500 лет его освобождает из заточения и нанимает в качестве сопровождающего монах Сюаньцзан. Сунь Укун оказывается весьма полезным компаньоном, поскольку за свою бурную жизнь разучил множество заклинаний и разжился множеством полезных артефактов. Из-за буйного нрава, Сюаньцзан вынужден надеть на голову Укуна магическую диадему, которая причиняет ему боль при непослушании.

Также к компании присоединяется ленивый, похотливый, свиноподобный Чжу Бацзе. Который хоть и обладает вдвое меньшим набором навыков, чем Укун, но является более милосердным и оптимистичным.

Третьим спутником Сюаньцзана является Ша Уцзин. Самый рассудительный от этого менее полезный член команды.

Enslaved: Odyssey to the West

Стоит признать Алексу Гарленду удалось адаптировать классическое фэнтези под постапокалиптический сеттинг. Что случилось в мире Enslaved доподлинно неизвестно. Да и главные герои тоже не ставят перед собой цели выяснить это. Катаклизм случился давным-давно. Люди ведут полудикий образ жизни, пока среди живописных развалин и зеленых лугов бродят роботы (они же мехи). Да, Enslaved первой показала миру привлекательность зеленого апокалипсиса, задолго до The Last of US и Horizon: Zero Dawn (которая, кстати, тоже активно черпает вдохновение из «Путешествия на Запад»). К подобному изображению мира будущего создателей подтолкнул научно-популярный фильм «Жизнь после людей».

-6

И как будто всех злоключений в условно прекрасном новом мире было недостаточно повсюду снуют таинственные работорговцы. Так уж случилось что девушке по имени Трип не повезло попасться в лапы работорговцам. Но, на ее счастье к этим же работорговцам попал своеобразный байкер-дикарь Манки. А дальше начинается сюжет «Путешествия на Запад». Трип (сокращенно от Трипитака – одно из имен Сюаньцзана) освобождает Манки (героя без затей зовут Обезьяна) и надевает ему на голову диадему, которая убьет его если с Трип что-то случится. Геймплейно, именно диадема отвечает за интерфейс. В отличии от романа между героями не царит гармония, да и цели у них примитивны. Трип пытается вернуться домой, а Манки стремится освободиться. Манки, как и Сунь Укун, вооружен удлиняющимся посохом (только носит его не в ухе), из которого может стрелять по мехам (возможно аналог магии изрыгания пламени Сунь Укуна). Сунь Укун мог спокойно ходить по воде и летать на облаке. Манки же объединяет две способности в одну – у него есть глайдер, котор называется «Облако», с помощью которого он может скользить над водой (в игре эта функция нужна буквально пару раз). Превращаться в других существ, например, насекомое, раздваиваться и обездвиживать противника Манки в отличии от Укуна не может. И тут на помощь приходит Трип. Она использует механическую стрекозу для разведки местности и подсветки целей. может создать голограмму чтобы отвлечь противника. В случае опасности использует ЭМИ-заряд, чтобы нейтрализовать врагов. По мере прохождения герои сближаются, а их цели меняются. И как только игра перестает напоминать «Путешествие на Запад» в повествование врывается свиноподобный весельчак Пигси. Естественно, он списан с Чжу Бацзе. А вот унылому Ша Уцзину в Enslaved места не нашлось.

-7

Геймплейно игра выполнена в жанре action-adventure, эдакая помесь Prince of Persia (2008) и Horizon: Zero Dawn. По большей части предстоит заниматься исследованием локаций. Для этого в игру прикрутили паркур. В отличии от того же Prince of Persia (2008) погибнуть все же можно, но для этого надо прям очень сильно затупить в процессе.

То ли разработчикам не хватило времени, то ли финансирования, поскольку в игре чувствуются зачатки slasher'а, но только зачатки. Боевая система такая же примитивная, как и в Marvel’s Spider-Man: закликиваем противников до тех пор, пока над ними не заговориться комбинация клавиш. Здесь у нас стандартный набор: сильная/слабая атака, контрудар, оглушение, уворот. Особо жирным врагам можно сшибать броню и силовые поля выстрелами из посоха.

-8

Геймплей, хоть и простой, но грамотно сбалансирован – просто не успеваешь устать от паркура или экшена. Не последнюю роль играет и визуал. Все локации игре выполнены, пускай, в одном сеттинге, зато в разнообразном стиле и не повторяются. Ну а чтобы совсем не повторятся, на помощь дизайнерам пришла технология захвата движения. Для одного действия запланировано несколько анимаций. Поэтому забег Манки по балкам будет всякий раз смотреться по разному при повторном прохождении. В бою анимация меняется в зависимости от зажатой кнопки направления удара. Ну а для особых противников предусмотрены собственные зрелищные анимации добиваний.

-9

Потрудились и сценаристы. Сюжет следует классическому роману лишь схематически. А основной фокус сделан на взаимоотношения героев. Это классический пример, когда само путешествие, куда важнее цели. Наблюдать за сближением двух совершенно разных героев чуть ли не интереснее, чем распутывать основную интригу – кто такие работорговцы и чего они добиваются, и что за кристальная пирамида является Манки в видениях из-за сбоев в диадеме...

Неплохо и адаптировали сценарий под реалии видеоигр. Enslaved не перегружена огромным количеством затяжных кат-сцен, где нам планомерно поясняют за лор и раскрывают персонажей. Все это вплетено в геймплей. Поскольку Манки отвечает за грубую силу, то Трип отвечает за интеллект. Она не может отбиваться от противников или высоко прыгать. При этом она не такая беспомощная, как бесячая Эшли из классического Resident evil 4. Но взаимодействовать с ней придется много и часто: то тащить на спине через половину локации, то подсаживать на уступы… Но в эти моменты как раз и раскрываются персонажи. На подобном подходе настоял сам Гарленд.

-10

Персонажей в игре всего три. Вечно угрюмый агрессивный дуболом Манки. Гениальная, скромная и милая одновременно Трип. Отчаянный романтик и весельчак Пигси. Эти унылые образы вытягивают актеры: Энди Серкис, по привычке играющий роль обезьяна, Линдси Шоу и Ричард Райдингс. Шоу и Райдингс значительно уступают Серкису в извостности, но не в таланте. Шоу известна в основном по ролям в ситкомах. Райдингс же в основном появляется на ролях, скорее, третьего плана. Но не раз работал вместе с Серкисом. Так, он сыграл с Серкисом в «Планете обезьян» другого обезьянина по кличке Бак. А еще он участвовал в озвучке Heavenly Sword. Райдингся занимается озвучкой видеоигр еще со времен Quake III: Arena. Так что можно сказать, что из всей троицы он самый опытный.

Геймплей, сюжет, игра актеров. Казалось бы, игра просто обречена на успех. Но Enslaved ждала участь Heavenly Sword: игра получила положительные отзывы критиков, стала культовой… и убыточной. Издатель Namco списал все на переполненное хорошими играми окно релиза. Субъективно, я вообще не помню, чтобы игру хоть как-то рекламировали. Узнать о ней можно было только из регулярных изданий различных игрожуров. Но и в словах Namco тоже есть смысл.

(Не)возможное продолжение

Стоит понимать, что игра вышла почти 15 лет назад для консолей позапрошлого поколения. Графика у игры хоть и приятная, но все же устаревшая. Не обошли стороной и консольные пролятия, такие как корявое управления и местами кошмарная камера. В лучших традициях консольных игр того времени камера в самый ответственный момент «отлипает» от спины героев и замирает где-то под потолком, выбирая эффектный кадр. А герой тем временем лети в пропасть, потому что изменились векторы направления.

-11

И тем не менее игра заслужила если не продолжение (концовка в игре не открытая, но неоднозначная), то хотя бы ремастер. Но Ninja Theory не владеет правами на игру. А у Namco есть франшизы поуспешнее. К тому же глава Ninja Theory Тамим Антониадес считает, что гипотетический сиквел Enslaved неизбежно будут сравнивать с серией Horizon, что явно не пойдет ему на пользу.

Да и без участия Ninja Theory вряд ли может получиться что-то толковое. Да и вряд ли им позволят. Ninja Theory всегда была озабочена качеством проекта, а не следованием каким-то трендам.

Послесловие

Ну и немножко о неудачах Ninja Theory. После выхода Enslaved компания Capcom привлекла Ninja Theory к работе над ремейком Devil May Cry. Впечатлившись Heavenly Sword издатель дал разработчикам карт-бланш, чтобы привлечь новую аудиторию. И Ninja Theory согласились. Первым делом они кардинально изменили образ Данте. Что было большой ошибкой. Новый Данте стал моложе грубее, лишился своих белых волос и фирменного алого плаща. Изначально он вовсе выглядел как маргинальная версия актера Дейна Дехаана. Сказать, что фанаты пришли в ярость – не сказать ничего. К счастью для разработчиков, Capcom не осталась в стороне и взяла всю вину на себя. Но кто бы их слушал! Разработчикам продолжали слать проклятия и угрозы. В итоге образ Данте переработали, но не сильно. Чтобы хоть как-то задобрить фанатов, продемонстрировали классический режим для серии Devil Trigger. Во время его активации волосы Данте становились белыми, а плащ алыми – как все и привыкли.

Казалось бы страсти поутихли. Но вспыхнули вновь после презентации геймплея. Причем к самому геймплею претензий не было! В ролике один из боссов игры, ведущий новостей Боб Барбас, охарактеризовал нового Данте «сексуально девиантным». Естественно, все приняли это за чистую монету. И сразу же высказали предположение, что новый Данте не кто иной, как любитель мальчиков. Это сейчас было бы «козырем» в любой рекламной кампании. А в те времена – черная метка. Да и сейчас по сути тоже. И разработчикам вновь пришлось оправдываться, что Данте-то нормальный, а Барбас вообще-то демон и специально пытается очернить протагониста.

-13

В итоге об игре хоть и говорили, но имидж был подорван. Делать игру по франшизе вопреки желаниям фанатов – самоубийство. Capcom продолжала говорить, что оригинальная серия независимо от успехов ремейков все равно будет развиваться, но всем уже было плевать. Фанаты восприняли DmC: Devil May Cry как предательство. Что сказалось на продажах игры, которая опять была принята благосклонно. И на мой взгляд игра получилась куда более увлекательной и сбалансированной по сравнению с любой частью основной серии. Все-таки Devil May Cry – сугубо японская игра, и страдает от обилия «японщины» - дикий сюжет, неуместные шутки, рваное повествование, излишне бешеный темп. В DmC: Devil May Cry шикарный саундтрек от Noisia и Combichrist куда грамотнее сочетается в выверенным геймплеем и визуалом. Но все это субъективщина и не отменяет крутизны 3 и 4 (если пробиться через первую половину игры за Неро) частей.

Намучившись с большими компаниями Ninja Theory решили создать полностью самостоятельный и независимый продукт. Так появилась Hellblade: Senua’s Sacrifice. И снова идеальное сочетание геймплея и повествования. Играть предстоит за девушку с психическим расстройством. Эта черта влияет как на сюжет, так и на геймплей. Привычный интерфейс заменили голоса в голове героини. Они подсказывают куда идти (карта), откуда нападают враги (детектор атаки), и о состоянии здоровья не забывают предупредить. А еще голоса вкупе со своеобразным визуалом нагоняют излишней жути, заставляя уже игрока видеть инфернальную угрозу в обычных предметах и явлениях. И чтобы усилить этот эффект и заставить игрока прочувствовать тяготы ментального недуга героини, разработчики пошли на сознательный обман: в игре, якобы, предусмотрена необратимая смерть, когда гниль, поразившая руку героини, дойдет до головы – игра закончится. А гниль расползается после смерти героини. Т.е. вместо стандартных чекпоинтов использованы старые-добрые continue. Но все это – брехня. Но брехня эффектная.

-14

За счет того, что игра распространялась силами Ninja Theory, она наконец-то окупилась. И Ninja Theory вновь заключила кабальный контракт с большим издателем. В этот раз с Microsoft. Увеличившийся бюджет сыграл злую шутку. Компактная неуютная (в хорошем смысле) история разрослась до излишне затянутой враждебной, что понравилось не всем. Но игра вроде бы неплохо показала себя на рынке, так что есть шанс, что Ninja Theory не зациклиться на истории Сенуи и вернется к старым-добрым слэшерам-платформерам. Но уже в коллаборации с Microsoft. А там чем черт не шутит, может и права на Enslaved выкупят и покажут Sony как надо игры про битье роботов в постапокалипсисе делать. С хорошими женскими персонажами, внятным повествованием и сбалансированным геймплеем – как раз тем, чего не хватало в Horizon Forbidden West.

Приятной игры!

Раньше было лучше | КультPROсвеТ | Дзен