Найти в Дзене

ПОЧЕМУ НЕ ДОСМОТРЕЛ: СЕРИАЛ "КОМБИНАЦИЯ" 2024

Комбинация... Сколько в этом слове для наших родителей. Бухгалтер, вишнёвая девятка, два кусочека колбаски... Песни, сопровождавшие моё детство, до сих пор всё так же бодро звучат из радиоприёмников в такси и маршрутках: музыка ушла в народ и выходить не собирается. История стремительного взлёта 25-тилетнего саратовского продюсера Александра Шишинина с его группой из простых вчерашних школьниц - прямо-таки воплощение американской мечты в СССР. Правда, история без хэппи энда, ведь дело происходило на заре девяностых. Всенародную славу и подготовку к гастролям в США омрачали распри внутри группы, уход Алёны Апиной, делёжка прав на песни и на название коллектива, а потом и расправа над Шишининым (заказчиком убийства, по версии газеты "Коммерсантъ" является продюсер Сергей Лисовский, компания которого пыталась отнять права на творчество группы). Также стало известно, что угрозы начались еще в середине января — после того, как группа вернулась с гастролей в Баку, где имела невиданный до
Оглавление

Комбинация... Сколько в этом слове для наших родителей. Бухгалтер, вишнёвая девятка, два кусочека колбаски... Песни, сопровождавшие моё детство, до сих пор всё так же бодро звучат из радиоприёмников в такси и маршрутках: музыка ушла в народ и выходить не собирается. История стремительного взлёта 25-тилетнего саратовского продюсера Александра Шишинина с его группой из простых вчерашних школьниц - прямо-таки воплощение американской мечты в СССР.

Правда, история без хэппи энда, ведь дело происходило на заре девяностых. Всенародную славу и подготовку к гастролям в США омрачали распри внутри группы, уход Алёны Апиной, делёжка прав на песни и на название коллектива, а потом и расправа над Шишининым (заказчиком убийства, по версии газеты "Коммерсантъ" является продюсер Сергей Лисовский, компания которого пыталась отнять права на творчество группы).

Также стало известно, что угрозы начались еще в середине января — после того, как группа вернулась с гастролей в Баку, где имела невиданный до этого успех. Эти гастроли Александр Шишинин организовал в обход шоу-биржи "ЛИС`С".По словам близких Александра, в последнее время у него сложились натянутые отношения с руководителем фирмы "ЛИС`С" Сергеем Лисовским из-за того, что последний претендовал на юридические права на название группы "Комбинация", а также настаивал на продлении контракта группы с шоу-биржей, срок действия которого закончился несколько месяцев назад (по этому договору группа "Комбинация" обязана была организовывать свои гастроли только через "Шоу-Биржу")
https://www.kommersant.ru/doc/41288

-2

Закончилась история женского коллектива в золотой клетке, бесконечным перепеванием хитов на вечеринках у воров в законе и появлениями на концертах "Дискотека 90-х". Чем не драматичная основа для сериала, захватывающего и познавательного, о людях и о времени? Реальные события, плюс крутые актёры, плюс режиссёр Никита Власов, заснявший успешный проект "Лада Голд". Что может пойти не так? Но, как часто бывает, что-то пошло... Я посмотрел четыре серии. Досматривать не планирую, и расскажу почему.

-3

Сюжет вкратце таков. Саратовский милиционер Александр Шишинин, вдохновившись Бари Алибасовым, уходит из милиции и провозглашает себя продюсером. Он объединяется с начинающим певцом и композитором Виталием Окороковым и очень быстро собирает женскую группу. Вместе они начинают свой путь из саратовских клубов к всенародной славе. Но сериалу вряд ли суждено стать всенародным хитом, потому что есть проблемы:

1. Клиповя стилистика в ущерб драматургии

Буквально с первых же сцен нас заваливают музыкой, цветастыми нарядами, кадрами, стилизованными под 80-е и рваным монтажом, который в точности повторяет Слово Пацана. Фирменный подход Крыжовникова: нарезать все яркие реакции в одну капусту и дать одну за другой. Рваный и резкий, он и в прошлом сериале сбивал с толку. А здесь, поскольку сериал и сам про музыку, сюжет ещё чаще перебивается постоянными музыкальными нарезками, штук по 6 за серию. К слову, в нарезках использованы кадры с VHS-камеры, которую таскает с собой главный герой. И вроде бы это должно передавать атмосферу, но приём за последнее время виден уже много раз ( в том числе в "Лада Голд" и в сериале "Ненастье") и не слишком помогает подключиться. Но чем действительно удалось заинтересовать - удачно вмонтированными реальными кадрами с участницами группы. Но, увы, когда не хватает сценарного материала, включается музыка - и даже для музыкального сериала её многовато.

-4



2. Абстрактный сеттинг

Всё, что касается Саратова, мы видим очень редко, едва узнаваемо. Ни локаций, ни быта, ни настроений горожан мы почти не видим. Точнее, видим жителей, но всё утрированно, как дома у Апиной (об этом ниже). Урывками можно различить кинотеатр "Победа" в центре города, ротонду на набережной Волги и совсем чуть-чуть самой реки на фоне. Даже когда дело дошло до Саратовской консерватории им. Л. Собинова, одного из трёх старейших музыкальных вузов в России, визитки города – почему-то показали нам всего два несчастных плана: кусочек фасада консерватории (из которого мало понятно, что это такое) и органный зал внутри.

-5

Всё снято во дворах, либо с размытым фоном, либо за городом, на берегу Волги. Получается, если бы авторы снимали фильм, где действие происходит в Москве, они бы, исходя из их логики, показывали не Красную Площадь или ВДНХ, а, скорее всего дворик в спальном районе. Наверное, мы бы по скамейкам должны были угадать, что это столица. Вот примерно так поступают с Саратовом в сериале. Абстрактность сеттинга это не просто мелкая придирка провинциала, то есть меня. Ведь это связано с идеей сериала.

Главный герой, продюсер Шишинин, говорит о необходимости создать «народную группу», с народной музыкой, где песни будут про людей, про регионы и про их проблемы.
Он критикует группу «Мираж» и песню «Музыка нас связала» как раз за то, за что хочется и сериал критиковать: это не про нас, это не про жизнь, это абстрактно. Так почему бы не показать "регион" и его жителей более конкретно? Или не хватило денег убрать современную наружную рекламу на монтаже? Может быть. Но снова ощущение поверхностности.

3. Сценарий

У меня началось всё с вопроса: почему продюсер Шишинин и композитор Окороков ищут вокалисток по барам, по базарам и пароходам, но не догадались начать с музыкальных учебных заведений? Консерватория имени Собинова? Музыкальное училище? Нет, не слышали. Одну из солисток, Татьяну Иванову, находят на пароходе, во время пьяной драки. Самое странное, что герои пришли туда не посидеть, не выпить по пивку после неудачных поисков – а именно что искать вокалистку. ВОКАЛИСТКУ, не проститутку, повторяю. НЕ В КОНСЕРВАТОРИИ, которая красуется в центре города, а на каком-то пароходе за барной стойкой. В итоге в консерваторию всё-таки хватило ума зайти и найти там (внезапно) даму сердца Окорокова - Алёну Апину - но это лишь в конце серии. Зачем вся эта искусственная сюжетная линия с поисками? Из главных героев в первой же серии делают идиотов.

-6

Также интересно, что все проблемы персонажа Шишинина решаются сами собой, не доставляя ему никаких неудобств. Подумаешь, жена выгнала его из дома, подумаешь, он не увидит любимую дочку, которой так любовался в первой сцене. Подумаешь, что его композитор Окороков мечтает быть певцом а не просто сочинять - всё это вроде как может стать почвой для серьёзного конфликта. Но не в этой истории.

-7

Жена всё равно впускает Шишинина через пару сцен, сама устраивается на работу (буквально сразу после родов) и отдаёт дочку под присмотр непутёвому папе-продюсеру. А отец самого Шишинина, милиционер, спокойно принимает увольнение сына. Да и новоиспечённый друг-композитор вдруг решает отбросить все свои мечты и попытки стать певцом - и готов во всём помогать продюсеру. И даже криминал не создаёт серьёзных проблем для героя.

-8

Во второй серии авторы передают привет непосредственно сериалу «Слово Пацана» не только рваным монтажом, но ещё и новыми героями. Лидер гопников по кличке «Шуба» (угадайте к кому отсылка), устраивает тренировки для гопоты в стиле Вовы Адидаса, проводит кулачные бои на живописном берегу Волги. Зачем так толсто намекать? Возможно, чтобы КАЖДЫЙ зритель из тех самых «регионов» понял - и тоже вдруг издал протяжное «о» и вспомнил известный сериал.

-9

Но удивительное происходит дальше: совершенно нелепым образом дурачка Шишинина гопники привозят на берег Волги, где сам Шуба прописывает ему по щам и приказывает отстать от Тани Ивановой и не быть её продюсером. Затем ничего не понимающего Шишинина начинают месить толпой – но тут же в чистом поле на высоком берегу появляются милицейские машины, в одной из которых батя главного героя. Рояль в кустах - и продюсер спасён.

-10

Дальше отец и сын заводят лирический диалог о предназначении. А зрителя этой сцены не покидает ощущение капустника СТУДВЕСНА-2014. Всё слишком понарошку. Масса вопросов: Почему Шишинин ведёт себя с гопотой как блаженный идиот? Почему его привозят именно на берег Волги? Почему в момент избиения в чистом поле появляется милиция и почему именно отец? И почему персонажи решают именно там же картинно порассуждать по-над речкою о судьбинушке?

Снова и снова бросается в глаза то пафос, то надуманность, то лубочность всего происходящего. Некоторые сцены вызывают равнодушие, такая как приторно-поэтичные излияния Шишинина перед своим папой: он, мол, папин ручей, который хочет попасть в океан. И вся эта речь с видами на Волгу венчается совместным пением сына и отца песни Битлз. Ещё и та самая "жёлтая субмарина" в виде баржи появляется, к восторгу обоих героев. И вот отец с сыном помирились. А зачем? Они же и не ссорились!

-11

Некоторые сцены просто вызывают стыд нагромождением персонажей, нелепостей и неуместного гротеска. Такова, например, сцена, когда композитор Окороков приходит к Алёне Апиной. Ванную Алёна принимала прямо на кухне - может это такая примета времени?.

-12

Она открывает дверь, завёрнутая в полотенце, за ней стоит мама со свежей рыбой, а отчим вытирает руку о полотенце Алёны и подсмеивается над остолбеневшим композитором. Апина и Окороков говорят, а родители вплотную слушают их разговор. И снова вопросы. Почему скромная Алёна ходит перед посторонним человеком в полотенце? Зачем впустила Окорокова? Зачем вообще этот разговор происходит именно так, перед родителями, которые чуть ли не лезут героям на голову?

-13

И финал сцены, как вишенка на торте. Окороков уговаривает Апину записать песню, но она отказывается. Композитор показывает певице деньги. Кадр с молчаливой Апиной - согласилась? Но затем переход на Окорокова и голос Апиной: "идите в жопу со своей музыкой". Получается, что финал сцены поменяли, просто вставив реплику героини на монтаже. За деньги - нет. Хотя изначально по съёмке было "да".

И всё это каждый раз сопровождается монтажной рваниной. Каждая склейка нам кричит о том, что «всё как в сериале Крыжовникова», и от этого почему-то начинает болеть голова.

Этим же монтажом обрезана очень трогательная сцена, когда Шишинин отстаивает свою вокалистку Иванову перед Шубой, который запрещает девушке петь. Продюсера бросают с парохода в Волгу, а он приплывает обратно и вновь доказывает Шубе, что у Ивановой талант. Но зрителям достался лишь финальный кусочек этой сцены, да и тот прерывается музыкой.

-14

В целом, сцены, где один герой в чём-то убеждает другого, но мы слышим только музыку - это очень удобный и постоянно используемый авторами ход. Зачем делать действительно сильную сцену, если можно под вдохновляющую музыку пустить нарезку чего угодно: разговоров, гуляний, драк, концерта, создания песни, поездок. Просто сделать один огромный клип. Всё же и так понятно, все слова это банальность, главное - настроение на экране, создаваемое склейками и музыкой.

Но стоит отметить, что с каждой серией интонация становится серьёзнее, что опять же повторяет композицию "Слова Пацана". Но как сохранить интерес до этих серий?

4. Персонажи

У Шишинина-Кологривого всё складывается так прекрасно и удачно, что интерес падает с каждой минутой. Да, в трейлере я видел сцену, где Шишинин сидит с бутылкой и пистолетом у виска и записывает обращение к дочери. Но до неё ведь надо как-то добраться. Сцена заявлена только в трейлере. Ни разу нам за две серии не обозначают, что у героя сложный путь, что у него есть сомнения, что его семья может разрушиться, что дружба с композитором, который хочет быть вокалистом может стать причиной конфликта. Сам персонаж тоже никак не рефлексирует проблемы, только мечтает и всячески старается продвинуть свою группу, не встречая действительно серьёзных и острых причин остановиться.

-15

Персонажи представлены утрированно, почему-то все ярко выраженные типажи, с пеной у рта: вот я быдло, вот я романтик, вот я влюблённый композитор, вот я серая мышка-отличница, а вот циничный продюсер Алибасов. Но мы ведь не сказку смотрим, а сериал для взрослых людей, по реальным событиям с реальными прототипами. Интересно, как отнеслись реальные участницы группы «Комбинация» к своим киновоплощениям? Неплохо, судя по появлению самой Алёны Апиной в роли преподавательницы. Этот ход, признаю, интересный: настоящая Апина выгоняет экранную Апину из консерватории.

-16

Кологривый, в стиле Есенина-Безрукова, давит на одну и ту же педаль: его Шишинин это романтично-поэтичный дурачок, душевно умеет объяснить свои устремления и пустить слезу, а также умеет, как хороший конферансье, представить свою группу. Делает он всё это от души и старательно, актёр выкладывается в каждой сцене. Но, честно говоря, самому образу Шишинина не хватает объёма. Заявлена любовь к новорождённой дочери, но продюсер не так чтобы разрывается между семьёй и продюсированием. Возможно, он осознает, что потерял семью в погоне за успехом, но это произойдёт, думаю, сильно в конце. А по ходу фильма мы видим наивного паренька, доброго романтика.

Во второй серии однако, Шишинин уже не только романтик, а вполне себе начинающий Кащей. Он сидит в домашнем халате, нога на ногу, жуёт что-то и с важным видом выслушивает композитора Окорокова а затем со знакомыми интонациями, по-пацански поясняет расклад: надо договориться с музыкантами-аранжировщиками, которым Окороков должен денег. И в следующей сцене с музыкантами мы узнаём пацанское красноречие Кащея, который теперь стал немного конферансье.

-17

Отмечу, что как актёр, Никита Кологривый всячески старается уйти от своей самой известной роли и "декриминализирует" своего персонажа-Шишинина, пусть и не всегда реалистично. Показательные сцены, где продюсер не может противостоять ни одному гопнику, ведёт себя как ребёнок, по сравнению с "чёткими пацанами", в кульминационной сцене третьей серии старается остановить пацанскую стрелку музыкой из магнитофона. В жизни, как мы уже знаем, криминал всё же настиг Шишинина. А вот в сериале снова рояль в кустах возникает на пацанских разборках и обнуляет вообще все трудности, возникшие у героя с криминалом.

-18

Дружба Апиной и Ивановой складывается очень неправдоподобно. Обе друг друга ненавидят, но Иванова верит в Шишинина а Апина презирает "гопоту". Непонятно каким образом (волшебная склейка) Иванова появляется в комнате Апиной и убеждает её стать вокалисткой группы. Как Апина её впустила? И зачем?

-19

А потом после неудачного выступления у ветеранов Афганистана (отдельный вопрос, что показаны афганцы пьяной быдлотой) Апина всё же посылает всю группу. Потом вдруг извиняется, а потом с какого-то перепугу решает вернуться к "гопоте" и стать солисткой. "Они верят в тебя, а я верю им" - говорит Апина Шишинину. А верит она Окорокову, которого считает пустым местом и Ивановой, которую считает проституткой. Когда это она поверила им? Возможно, когда услышала песню на радио, но ведь она собиралась поступать в Москву и мечтала об академической музыке - слава группы ABBA не особо была ей интересна. Так чем её привлекла группа? По мотивации героини есть вопросы.

Кстати о песне на радио. По просроченному удостоверению Шишинин попадает на радиостудию, захватывает её вместе с Окороковым(отдельный вопрос, как это возможно?). Затем истеричный и вооружённый стойкой от микрофона Окороков обороняет радиорубку, пока Шишинин ставит песню в эфир. Всё очень условно.

И только с третьей серии начинаются испытания, как обычно, успешно проходимые.
Тёрки с гопниками и афганцами кончаются мирно, конфликта с Алибасовым тоже нет, это скорее требовательный учитель для упорного ученика. Ощущение первого концерта, признаю, передано атмосферно. Но "мурашки" главного героя всё же возникают не от самих песен, как ему бы хотелось, а скорее от первого успеха. Ученик Шишинин превзошёл учителя Алибасова.

-20

Далее сериал в бодрой и красочной клиповой манере, повествует нам о первых сельских гастролях группы, о важном выступлении на концерте под крылом Сергея Минаева, о покорении местных высот и возвращении в Саратов, а потом, по сюжету, герои поедут в Москву.Снято красиво, но ни глубокого раскрытия персонажей, ни драматизма, ни по-настоящему серьёзных проблем и дилемм в сериале нет.

-21

Иногда всё же присутствуют интересные и серьёзные сцены, но их настолько мало, что они просто теряются в мельтешении клиповых нарезок, и ни оказывают влияния на "основанную на реальных событиях" историю. Вроде бы обозначены конфликты с семьёй, с криминалом, с продюсером Алибасовым, а потом скорее всего и со столичными продюсерами. Но ситуация не обостряется, сериал начинает повторяться.

ИТОГ

К большому сожалению, захватывающая история взлёта и падения в сложное время – не получилась. А получилось «Музыкальное Слово Пацана»: необязательный, наивный и цветастый не то клип, не то мюзикл с редкими драматичными сценами. Возможно, такова тенденция сегодняшнего российского кино и сериалов – всё превратить в простую, как три копейки, музыкальную сказку «для регионов». Ну и хайпануть на реальных прототипах. Не могу сказать, что сериал плохой. Если дотерпите серии до четвёртой, то может и досмотрите. Но меня он никак не зацепил.

Спасибо, что дочитали! Делитесь своим мнением, как вам сериал? Зацепил ли он вас?

-22