Найти тему
Живопись

Коллекция живописи

«Великие и ужасные»

Как только не называли Ротшильдов за два с половиной столетия существования их клана — «воротилы бизнеса» и «поклонники золотого тельца». Их фамилия стала символом коммерческой смелости и ослепительного богатства. И залогом успеха в семье всегда считались сплоченность и следование главному бизнес-правилу «горячая голова —холодная кровь».

Ханс Ме́млинг, «Бегство в Египет», 1562, дерево, масло, 47 х 26 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1974 году
Ханс Ме́млинг, «Бегство в Египет», 1562, дерево, масло, 47 х 26 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1974 году
Рембрандт ван Рейн, «Портрет Опьен Коппит», 1634, холст, масло,1634. 210 × 134,5 см, из коллекции Ротшильдов, Лувр - Рейксмузеум, совместная покупка 2016 год
Рембрандт ван Рейн, «Портрет Опьен Коппит», 1634, холст, масло,1634. 210 × 134,5 см, из коллекции Ротшильдов, Лувр - Рейксмузеум, совместная покупка 2016 год
Рембрандт ван Рейн, «Портрет Мэртена Сульманса», 1634. холст, масло, 207,5 х 132 см, из коллекции Ротшильдов, Лувр - Рейксмузеум, совместная покупка 2016 год
Рембрандт ван Рейн, «Портрет Мэртена Сульманса», 1634. холст, масло, 207,5 х 132 см, из коллекции Ротшильдов, Лувр - Рейксмузеум, совместная покупка 2016 год
Ян Вермеер, «Астроном», около 1668, холст, масло, 51 × 45 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1982 году
Ян Вермеер, «Астроном», около 1668, холст, масло, 51 × 45 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1982 году

Но капитал Ротшильдов — не только акции, компании, фонды и банки, но и коллекции предметов искусства. Их собирали на протяжении поколений, разбирали на аукционные экспонаты, украшали ими поместья и дворцы, дарили музеям и галереям. Восхитительные, уникальные и поражающие воображение.

Антонис ван Дейк, «Портрет генуэзской дворянки», примерно в 1626-1627, холст, масло, 239 х 170 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1949 году
Антонис ван Дейк, «Портрет генуэзской дворянки», примерно в 1626-1627, холст, масло, 239 х 170 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1949 году
Рембрандт, «Знаменосец», 1636, холст, масло, 118,8 х 96,8 см, Государственный музей Нидерланды, приобретено из коллекции Ротшильдов в 2022 году.
Рембрандт, «Знаменосец», 1636, холст, масло, 118,8 х 96,8 см, Государственный музей Нидерланды, приобретено из коллекции Ротшильдов в 2022 году.
Франс Халс, «Портрет Изабеллы Койманс», между 1646 и 1648, холст, масло, 116,5 х 88,5 см, 1886 году приобретен бароном Альфонсом Джеймсом де Ротшильдом, конфискован осенью 1940 года в Париже, в настоящий момент местонахождение неизвестно
Франс Халс, «Портрет Изабеллы Койманс», между 1646 и 1648, холст, масло, 116,5 х 88,5 см, 1886 году приобретен бароном Альфонсом Джеймсом де Ротшильдом, конфискован осенью 1940 года в Париже, в настоящий момент местонахождение неизвестно

«Оптом – дороже»

Майер Амшель рано понял, что будет хорошим купцом. Он открыл меняльную лавочку в родном Франкфурте-на-Майне, взял фамилию Ротшильд и обосновался в семейном «особняке» под названием «Дом под сковородкой», фасад которого в длину едва превышал три метра.

Доменико Гирландайо, «Мадонна с младенцем», около 1476-1477, дерево, масло, 78,7 х 55,5 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1899 году
Доменико Гирландайо, «Мадонна с младенцем», около 1476-1477, дерево, масло, 78,7 х 55,5 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1899 году

«Штучный товар» Майер превращал в коллекции, снабжал их каталогами и предлагал богатым ценителям антиквариата. Он был учтив, умен и аккуратен, и просчитывал сделки как шахматист — на три хода вперед. Стал вхож в дома герцогов, генералов и графов. Получил звание придворного поставщика принца гессенского Вильгельма IX и право управлять огромным состоянием гессен-кассельских ландграфов. Так коллекционирование сделало его финансистом.

Жан Батист Грез, «Доярка», 1750 - 1775, холст, масло, 86 х 115 см, Энн Габриэль Бабути, вышедшая замуж за Греза в 1759 году, служила моделью «Доярки», передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1899 году
Жан Батист Грез, «Доярка», 1750 - 1775, холст, масло, 86 х 115 см, Энн Габриэль Бабути, вышедшая замуж за Греза в 1759 году, служила моделью «Доярки», передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1899 году
Жан Батист Грез, «Две подруги», дерево, масло, 100 х 81 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1904 году, в настоящий момент не выставляется
Жан Батист Грез, «Две подруги», дерево, масло, 100 х 81 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1904 году, в настоящий момент не выставляется

«Банкиры королей и короли банкиров»

Пять его сыновей, основавших финансовые империи в крупнейших городах Европы, не благоговели перед искусством, но понимали толк в выгоде. Вкладывали капиталы в нефть, шерсть, табак и хлопок. Скупали земельные участки, золото и алмазы. Финансировали строительство железных дорог, рудников и Суэцкого канала.

Они следовали отцовскому правилу — держаться вместе и не спускать деньги на ветер. Получили дворянские титулы в Австрии, Франции, Британии, стали самой богатой династией в XIX веке и… вернулись к коллекционированию.

Джошуа Рейнольдс, «Портрет Фрэнсиса Джорджа Хэйра в возрасте двух лет», между 1788 и 1789, холст, масло, 77 х 107 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1905 году
Джошуа Рейнольдс, «Портрет Фрэнсиса Джорджа Хэйра в возрасте двух лет», между 1788 и 1789, холст, масло, 77 х 107 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1905 году

На вкус и цвет…

франсуа Буше, «Портрет мадам де Помпадур», 1756, холст, масло, 205 х 161 см, Баварские государственные собрания живописи, Старая пинакотека Мюнхена, приобретена в 1971 году
франсуа Буше, «Портрет мадам де Помпадур», 1756, холст, масло, 205 х 161 см, Баварские государственные собрания живописи, Старая пинакотека Мюнхена, приобретена в 1971 году

Натан Ротшильд был главным финансовым гением семьи и ловким стратегом. Он не видел проку в искусстве, считал «всю жизнь мира» грандиозным финансовым ребусом и успешно его решал. Увеличил свое состояние в 2,5 тысячи раз и произнёс гениальное: «Кто владеет информацией…».

Якоб ван Рейсдаль, «Дорога», около 1660, холст, масло, 76 х 94 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1904 году
Якоб ван Рейсдаль, «Дорога», около 1660, холст, масло, 76 х 94 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1904 году
Питер Пауль Рубенс и мастерская, «Мелеагр преподносит Аталанте голову калидонского кабана»,  до 1640, холст, масло, 76 х 57,5 см, Шато-де-Феррье, Коллекция Ротшильдов, частная европейская коллекция
Питер Пауль Рубенс и мастерская, «Мелеагр преподносит Аталанте голову калидонского кабана», до 1640, холст, масло, 76 х 57,5 см, Шато-де-Феррье, Коллекция Ротшильдов, частная европейская коллекция

«Великий барон» — Джеймс Ротшильд был не менее успешен в бизнесе, водил дружбу с французскими королями и удачно пользовался плодами «эры промышленной революции». Он первым стал вкладывать деньги не только в акции и предприятия, но и в роскошь. Натан ввел семейный клан в мир крупнейших финансовых корпораций, а Джеймс — в великосветское общество.

Огюст Ренуар, «Антиб или оливковые деревья. Кань», 1904, холст, масло, Вилла Эфрусси де Ротшильд, Сен-Жан-Кап-Ферра
Огюст Ренуар, «Антиб или оливковые деревья. Кань», 1904, холст, масло, Вилла Эфрусси де Ротшильд, Сен-Жан-Кап-Ферра
Бланш Паймаль-Амуру, «Разные факты», передано в музей Буше-де-Перт Аббевиль из коллекции Ротшильдов в 1899 году
Бланш Паймаль-Амуру, «Разные факты», передано в музей Буше-де-Перт Аббевиль из коллекции Ротшильдов в 1899 году
Поль Мадлен, «Осенний пейзаж», передано в Музей народного искусства и традиций Шатору из коллекции Ротшильдов в 1907 году
Поль Мадлен, «Осенний пейзаж», передано в Музей народного искусства и традиций Шатору из коллекции Ротшильдов в 1907 году

«Богачи среди богачей»

Дворянские титулы и деньги стали отличным стартовым капиталом для Ротшильдов. Но чтобы стать «своими» среди родовой аристократии, нужно было больше, чем роскошные дворцы и званые обеды. И Джеймс увлекся искусством и увлек искусством других членов семьи.

Этьен Мартен, «Урожай винограда в Провансе», холст, масло, 104 х 125 см, передано в Музей изящных искусств, Дижон из коллекции Ротшильдов в 1895 году
Этьен Мартен, «Урожай винограда в Провансе», холст, масло, 104 х 125 см, передано в Музей изящных искусств, Дижон из коллекции Ротшильдов в 1895 году
Эдмон Петижан, «Ручей в Лотарингии», до 1903, холст, масло, 100,5 х 149,5 см, передано в Музей изящных искусств, Дижон из коллекции Ротшильдов в 1903 году
Эдмон Петижан, «Ручей в Лотарингии», до 1903, холст, масло, 100,5 х 149,5 см, передано в Музей изящных искусств, Дижон из коллекции Ротшильдов в 1903 году
Габриэль Делюк, «Танец в священном лесу (Танец)», холст, масло, 192 х 250 см, передано в музей Бонна-Эллеу,Байонн из коллекции Ротшильдов в 1915 году
Габриэль Делюк, «Танец в священном лесу (Танец)», холст, масло, 192 х 250 см, передано в музей Бонна-Эллеу,Байонн из коллекции Ротшильдов в 1915 году

Богаче его был только французский король. «Великий барон» мог покупать практически всё и не торгуясь. Но он приобретал «чужую» историю и делал ее своей. Если мебель, то из королевских покоев, оружие и доспехи — из императорских сокровищниц, а картины — из фамильных собраний самых известных аристократических особ. Так создавалась богатейшая коллекция французской ветви семьи и традиции собирательства «а-ля Ротшильд».

Никола Ланкре, «Трапеза по возвращении с охоты», около 1725, холст, масло, 90,3 х 1,235 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1990 году
Никола Ланкре, «Трапеза по возвращении с охоты», около 1725, холст, масло, 90,3 х 1,235 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1990 году
Карло Дольчи, «Ангел Благовещения», около 1653-1655, холст, масло, 53 х 40 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1926 году
Карло Дольчи, «Ангел Благовещения», около 1653-1655, холст, масло, 53 х 40 см, передано музею Лувр из коллекции Ротшильдов в 1926 году

«Всеядные»

Второе поколение семьи заработало миллионы, а третье начало их тратить — с шиком, блеском, но с умом. Они нанимали лучших консультантов, покупая практически всё, что подпадало под категорию «шедевр». И по количеству и ценности экспонатов своих коллекций побили мировой рекорд, который раньше принадлежал императору Священной Римской империи Рудольфу II. Но это не было мещанским чванством или демонстрацией «безлимитных» финансовых возможностей.

Жан-Батист Симеон Шарден, «Мальчик, строящий карточный домик», 1735, холст, масло, 81,0 x 101,0 см, Фонд Ротшильдов, Национальный фонд, поместье Уоддесдон
Жан-Батист Симеон Шарден, «Мальчик, строящий карточный домик», 1735, холст, масло, 81,0 x 101,0 см, Фонд Ротшильдов, Национальный фонд, поместье Уоддесдон

Они стали завсегдатаями картинных галерей и музеев, покровительствовали художникам и скульпторам, водили дружбу с собирателями древностей и меценатами. И получили почетное членство в Академиях изящных искусств. Это был дорогой, трудоемкий, но лучший во всех отношениях способ стать частью духовной и культурной жизни аристократии тех стран, где обосновались и делали бизнес Ротшильды.

«Говорящее» искусство

Ротшильды «по-фамильному» молчаливы и не любят говорить о себе. Их коллекции — прекрасные рассказчики удивительных историй о любви и расставаниях, о скупости и щедрости, о прозе денег и поэзии искусства.