Ломоносовский суд удовлетворил первые два иска о сносе частных домов. Чиновники еще требуют с граждан неустойку «за неисполнение»: по 10 тысяч в день.
Это только начало. В зоне риска - под реальной угрозой сноса - около 1200 частных домов.
Четыре года назад, в июле 2020-го «Пригород» писал: «Более 1200 участков оказались в защитной зоне или даже непосредственно на территории федерального памятника «Водоподводящая система Петергофа». О том, что здесь расположены пруды и каналы, питающие знаменитые петергофские фонтаны, было известно с начала 90-х.
Но границ не было - значит, не было и ограничений. Людям предоставляли участки под ИЖС, выделяли территории под садоводства и пр. В 2017 году приказом министерства культуры РФ были утверждены официальные границы памятника.
Защитная зона — еще 150 метров от этих границ. В защитной зоне полностью или частично находятся 1252 участка. Из них 147 — полностью на территории ОКН, 86 — частично, остальные оказались в защитной зоне. В границы памятника угодили: в Оржицком СП — участки в деревнях Оржицы, Большое и Малое Забородье, а также наделы в СНТ «Флора».
В Низинском СП в границах ОКН оказались 15 участков в деревнях Князево, Санино и Низино. В защитное зоне, кроме того, оказались наделы в СНТ «Возрождение», ДНП «Петергофская слобода», ДНП «Ласточка–2». (См. статью «Садоводов накрыло памятником»).
В 2020 году Росреестр на какое-то время приостанавливал регистрацию построек на этой территории. Но потом процесс пошел обычным порядком.
Пока Ломоносовским судом вынесены решения по искам Оржицкой администрации к Елене Ковалевой и Алексею Кривоногову, поданные в декабре 2023 года. Решения, вероятно, будут обжалованы. О драконовской неустойке пишут коллеги из 47news.
По их сведениям, Управление Минкульта по Северо-Западу направило восемь уведомлений «о выявлении самовольной постройки» в Низинское СП и 16 таких же уведомлений - в Оржицкое. На сайте Ломоносовского суда обозначены еще 12 аналогичных исков о сносе, поданных в один день, 17 июля 2024 года.
Пока решения официально не опубликованы, сложно утверждать что-то наверняка, но предположим, что речь идет о постройках, оказавшихся непосредственно на территории памятника (те самые 147 участков, о которых шла речь выше).
«Пригород» запросил информацию в Росреестре. Нам пояснили: границы памятника «внесены в сведения ЕГРН 23.05.2019 года за реестровым номером 47:14-8.26». У тех, кто построился до этой даты, есть шансы отбиться от претензий Минкульта.
Если после - все сложно, но не безнадежно: последние годы выходили разъяснения и даже постановление Верховного суда, в котором снос самовольной постройки признан «крайней мерой».
С участками и домами в «защитной зоне» все еще интереснее. Ее границы официально не установлены до сих пор.
«Администрация Ленинградской области направила в Министерство культуры РФ проект уточнения границ охранной зоны водоподводящей системы фонтанов Петергофа, - сообщает официальный телеграм-канал администрации.- …Вопрос имеет, помимо исторической и культурной, и высокую социальную значимость. По информации администрации Ломоносовского района в настоящее время поселениями проводятся мероприятия земельного контроля в отношении 24 земельных участков в охранной зоне».
В Росреестре пояснили: «В отсутствие внесенных в установленном порядке сведений о защитной/охранной зоне объекта культурного наследия проверка государственным регистратором на предмет соответствия размещения объекта ограничениям зоны с особыми условиями использования не производится и не может быть произведена». (Переводим: у регистратора не было оснований для отказа тем, кто подавал на госрегистрацию объекты в упрощенном порядке, по «дачной амнистии»).
Нет границ - нет претензий? - Ах, если бы так. Претензии все равно будут, как и попытки изъятия, и штрафы. Это ведь так привычно: нестыковки в законодательстве, недоработки и проволочки власти «повесить» на граждан - а на кого же еще?
Те, кто хочет узнать реакцию жителей на такой подход, могут изучить, например, комментарии в группе ВК «Мы ломоносовцы» (wall-9980803_2422330). Или в группе «Низино для всех» (wall-227343867_59). Есть крайне эмоциональные оценки, есть вполне взвешенные.
Вот, например: «Нужно, видимо, в законы прописать точные формулировки, что если в выписке из ЕГРН нет ограничений, то граждане вправе пользоваться участком в соответствии с типом земель.
А если какой-то чиновник или ведомство «забыли» внести данные об ограничениях, то ведомство и должно нести расходы в связи с понесенным ущербом… Ну, а по-человечески, что это за государство, где гражданин, который купил участок, - крайний?»
«Пригород» вполне разделяет эту позицию. Но считает ее несколько утопической. Все-таки владельцам спорных участков надо готовиться к долгим судебным баталиям. И готовить денежки - на адвокатов и на новые судебные пошлины, которые то же самое государство так заботливо повысило как раз в сентябре…