Донецкие волонтёры помогли вывезти из курского приграничья больше сотни домашних животных, которые остались без хозяев
Волонтёры проекта «Кошкин Дом Донецк» и организации «Право жить» спасают кошек и собак из приграничных районов Курской области, жители которых были эвакуированы. Зоозащитникам удалось побывать в Кореневском и Глушковском районах и вывезти оттуда больше сотни животных, оставшихся без хозяев.
Руководитель проекта «Кошкин Дом Донецк» Евгения Михайлова помогает бездомным животным уже больше 30 лет. Последние годы она спасает домашних животных, которые оказались на линии фронта.
– У меня был бизнес до 2014 года, пока ещё мы были Украиной, и содержание 20–30 котиков я тянула. Когда начались боевые действия, многие стали бросать животных. С чем это было связано в Донецке? Люди ехали в никуда, схватив сумку, по многим были прилёты. В 2014 году был такой момент, что нужно было оформить на животное выездной документ. Конечно, он был не у всех, и в результате многие животные оказались на улице, – рассказывает Евгения. – Когда я вывозила наших животных, у меня было 156 кошек. На просьбу забрать их откликнулись волонтёры из Москвы, Ростова, потому что если бы был перебой с кормами, я бы их не прокормила.
После этого Евгения стала спасать животных, которые по той или иной причине остались на опасных территориях без хозяев. По словам Евгении, делать это помогает не только разработка чёткого плана и маскировка, но и опыт. У волонтёров есть необходимое оборудование для обнаружения дронов, подходящий для таких поездок автомобиль и спецодежда. Бывали случаи, что добровольцам приходилось уходить от атак противника на большой скорости, но за два года зоозащитники полностью адаптировались к работе на фронте и в опасных условиях.
Недавно Евгения с другими единомышленниками уже второй раз побывала в приграничье. Первый раз волонтёры приезжали в середине августа, вывозили собак и кошек из Рыльска, Глушково, Льгова и небольших сёл. В этот раз добровольцы приехали из Донецка с гуманитарной помощью для военных, а по пути вновь отправились спасать животных. В этот раз в Глушково было опасно, и заскочить туда удалось лишь на несколько минут, забрав пару кошек и собак. А вот в Коренево волонтёры смогли задержаться.
И всё же кошка Маша и кот Ваня будто узнали свою хозяйку – жительницу Коренево Наталью. Благодаря работе волонтёров спустя два месяца женщина воссоединилась с любимыми питомцами. Пока Наталье некуда забрать кошек, сама она живёт в ПВР, поэтому животных временно пристроят в приют, а когда будет возможность – вместе с хозяйкой они вернутся домой. Племянница Натальи, которая отправляла волонтёрам заявку, наконец, увидела собаку по кличке Боня. Пёс почти не похудел и радостно завилял хвостом при виде хозяйки.
Волонтёры вывозили всех животных, которых смогли. В надежде, что кто-то узнает своего питомца, в соцсетях разместили фото спасённых зверей. Одна из эвакуировавшихся – жительница Коренево Вероника надеялась найти среди них своего лабрадора, но безуспешно. Вместе с семьёй она уезжала под автоматной очередью, не взяв ни одежды, ни документов. Сейчас курянка вернулась в регион, чтобы съездить домой, а если удастся – забрать верного друга. В другом случае волонтёрам удалось вывезти таксу, с виду домашнюю, но вот найти хозяев пока не удалось. По словам волонтёров, случается, что люди сами пострадали или у них попросту нет связи и выхода в интернет.
– Во время поиска животных сталкиваемся с разными ситуациями. Например, внутри взломанной, но закрытой на защёлки квартиры, оказался заблокирован персиковый кот. Хозяйка помещения давала заявку на поиск и вывоз двух своих котов совершенно другого окраса. Персика не то, чтобы не признала, но и никогда подобного не видела. Как там он оказался – загадка, – говорит Евгения. – Кстати, в соседней квартире за захлопнувшейся искорежённой дверью оказался живой скелет белого кота. Такого животного вообще в этом доме ни у кого не было.
– Очень часто животное – единственное, что осталось у человека. В городе Попасное по нашему фронту в ЛНР мы возвращали кошку женщине, которая помнит ещё Великую Отечественную войну. У неё муж погиб, дом разрушен, и в жизни только и осталось – эта кошка, да старенькое пальто, – делится Евгения. – Очень много ребят военных передают своих животных. Бывало, что потом они не возвращаются с заданий. Таким животным мы находим новые семьи.
К концу фронтовой вахты волонтёры вывезли более 100 кошек и 15 собак. Около 60 разобрали сами владельцы, около 30 забрали новые семьи. Три тяжёлых животных уехали в клинику – у кошек сильное истощение, и путь до Донецка они не выдержат. Остальных животных Евгения забрала с собой в донецкий приют, где питомцы пройдут лечение и реабилитацию, включающее вакцинацию и стерилизацию. После полного выздоровления, если их узнают хозяева, они вернутся в бывшие семьи или найдут приют в новых.
– За всё время мы вывезли с фронта и пристроили около пяти тысяч животных. У нас налажена логистика, есть филиалы в Ростове, Москве и Мариуполе. Через них отправляем фронтовых животных поездом. Люди со всей России берут таких животных, не просто кошек и собак, а страдальцев с фронта. Мы стараемся не работать с приютами – у всех тяжёлая ситуация, животных надо содержать. Наша задача не перегрузить приют, а сделать так, чтобы пострадавший домашний кот с нашей помощью восстановился и уехал в семью, – говорит волонтёр. – С собой везём три собаки и сколько влезло кошек. Не прощаемся с областью: при движении фронта к границе, думаю, сможем помочь с вывозом из Глушково и, в конце концов, из несчастной Суджи.
КСТАТИ
Если хозяева узнают животных и будут готовы их забрать, донецкие волонтёры отправят питомца поездом либо привезут и передадут лично в следующую поездку. Посмотреть снимки животных и связаться с волонтёрами можно в группе помощи фронтовым животным «Кошкин Дом Донецк», отсканировав QR-код.
Дарья ДРЁМИНА,
Фото из архива проекта «Кошкин Дом Донецк» и организации «Право жить»