Специалисты Института катализа Сибирского отделения РАН разработали катализатор для превращения дизельного топлива в синтез-газ. Им впервые удалось включить в его состав металлическую подложку, которая не деформируется под воздействием высоких температур.
Как ученые рассказали «Энергии+», процесс конверсии дизельного топлива в синтез-газ по сути представляет собой две параллельно протекающие реакции. Одна из них сопровождается выделением тепла, другая — его поглощением. Чтобы эффективно распределять тепло, катализатору нужна подложка из материала с высокой теплопроводностью, и металлы — идеальный вариант для этого. Однако под воздействием высоких температур — в среднем 700–1000 градусов — металл деформируется, а из-за этого трескается и теряет свою активность активный каталитический слой.
Мы разработали технологию нанесения катализатора на металлическую подложку: добавили тонкую металлическую сетку и вырастили на ней «нанолес» из кристаллов оксида алюминия. За счет этого значительно увеличилась удельная поверхность — то есть мы можем нанести больше активного слоя и сформировать больше центров каталитической активности. Вся конструкция получилась «дышащей»: она может расширяться во время нагрева и сжиматься при охлаждении, не допуская растрескивания и повреждения активного слоя.
Владислав Шилов
Аспирант факультета естественных наук Новосибирского государственного университета
По замыслу, катализатор станет частью новой энергоустановки — она будет работать на дизельном топливе и вырабатывать электричество. По словам Владислава Шилова, она может быть востребована на Крайнем Севере.
Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».