Здравствуйте, уважаемые читатели!
Все знают очень популярное выражение, проблема нашей страны это "дураки и дороги". Только если дураки есть везде, то плохие дороги, если брать крупные развитые страны, остались практически только в РФ. 21 век, строятся уникальные сооружения, есть уже искусственный интеллект, медицина огромный скачок сделала. Можно долго перечислять. Кажется, ну что такого, дорогу сделать нормальную? Ведь хорошие дорогие научились делать уже казалось бы все, кроме нас, судя по статистике.
Не важно, в каком городе вы живете, вряд ли вы можете похвастаться чудесным покрытием дорог. А так же, мы ведь и в другие города выезжаем. Платные дорогие у нас все дорожают и дорожают, вот только часто там приходиться в пробках стоять, из-за их ремонта. А ремонта хватает ненадолго. Наши платные дороги, честно говоря, иной раз, хуже бесплатных в других странах. Если идет ремонт платной дороги и мне приходиться много часов в пробке стоять, так вы хотя бы деньги на этот период не берите, предупреждайте как-то людей, чтобы они объехали этот участок.
Причем, ремонт длиться очень долго. Вы только представьте, мало того, что в Китае стоимость постройки дорог ниже, они еще и строят ее очень быстро. 750 метров в час! А знаете, какая у нас скорость? 150 метров в час.
И вот вам еще статистические данные, о которых лучше и не знать, наверное, вовсе.
"В рейтинге качества дорог, составленном в 2019 г. к Всемирному экономическому форуму в Давосе, РФ заняла 99-е место из 141"
Сейчас очень коротко, но информативно постараюсь объяснить, в чем же наша проблема.
Наше строительство дорог почему-то не развивается. Сейчас несколько примеров и фактов. Например, про Китай. Стоимость 1 километра дорог там ниже, все факторы указывать сейчас не имеет смысла, это в том числе климат, рельеф местности и т.д. Но вот что важно, вместо мягкого асфальтобетона, который используют у нас, в поднебесной верхней слой дороги имеет жёсткую цементобетонную смесь. Такое покрытие, даже по нормативам способно служить на порядок дольше.
Нюансы. Дело в том, чтобы не появлялось трещин и бугров, нужно использовать специальные деформационные швы, которые заполняются мастиками. Это определенная технология, которую выполняют специальные машины. Еще в СССР мы пытались так делать, но ничего хорошего не вышло. Во-первых, правильная технология не была соблюдена(не хватало нужных материалов), во -вторых сами рабочие еще не знали, как все правильно делать. Развивать не стали, после неудачного опыта забросили.
Хотя, были и интересные проекты, технологиями которых сейчас пользуются в других странах, а мы не стали. Вот вырезка журнала.
Сейчас эта практика уже внедряется. Так были построены дороги к керченскому мосту. Надеюсь, метод получит повсеместное развитие.
Возвращаясь к "бетонкам" нам рассказывают, что не хотят пользоваться этим методом еще по нескольким причинам. Во-первых, когда дорога мокрая, а температура начинает опускаться к 0 градусов, происходит сразу обледенение, а вот асфальт, способен впитывать часть влаги и гололед уже не такой сильный. В связи с этим, асфальтная дорога зимой безопаснее.
Так же говориться о том, что колея на наших дорогах часто образуется именно из-за перегруза в фурах. Вот если бы с перегрузом не ездили, дороги лучше бы ли бы, утверждают чиновники. Отчасти это правда, но я уверен, что это далеко не решающий фактор.
Так же можно слышать о том, что строительство качественной дороги, это очень дорого, у нас просто не хватает средств. Это миф. Мы просто не хотим менять технологии, всех видимо все устраивает. Это и понятно, коррупция. На дороги деньги из бюджета выделяются постоянно, но очень крупные суммы в итоге, уходят не на строительство дорог, а оседают. Так же, бюрократические проволочки мешают.
Во многих развитых странах, все это делается очень быстро. А строят дороги опытные компании. У нас же, из за большого количества различных бюрократических особенностей, только на решение о том, что пора ремонтировать дорогу или строить другую, уходит много времени. Документы проходят много «рук» и инстанций, комиссий. Это приводит и к удорожанию процесса и естественно к увеличению сроков. Можно было бы устранять повреждения когда они только начали появляться, а у нас занимаются этим когда уже большие ямы.
Контроль за качеством сделанной дороги и о том, что с ней происходит потом, у нас очень плохой. Думаю, все водители замечали, что иной раз совершенно новая дорога имеет огромное количество дефектов и уже через полгода, она может быть разбита. Конечно, наверное, не нужно укладываться асфальт в дождь, например? За этим же следить нужно!
Использование некачественных материалов, естественно приводит к снижению стоимости при строительстве, но и к снижению качества полотна. За тем, что бы материалы использовали нужные, должен быть контроль, его не хватает.
Построили дорогу? Ее же нужно обслуживать. Во время чистить и убирать ямы, трещины и т.д в зародыше. Если во время это не делать, дорога естественно быстро портиться.
К примеру, китайская промышленность освоила уже самоходные комплексы, которые оставляют после себя готовое покрытие. Есть бетоноукладчики, которые укладывают цементобетон по новой двухслойной технологии. Это позволяет такому покрытию выдерживать даже очень интенсивный трафик без появления колеи.
Очень много денег уходит еще и на то, что у нас в отличие от Северной Америки и Евросоюза (дальше цитата)
"в сметную стоимость включаются затраты на подготовку территории, по которой пройдёт дорога, — это выкуп земли, перенос инженерных коммуникаций, компенсация за вырубку леса и снос зданий, оформление права на владение участком. В проектах федерального уровня, реализуемых в городах, такие затраты достигают до 34% всей стоимости объекта».
В конечном итоге, очень много усилий строительные подрядчики отдают не на строительство или ремонт дороги, а на то, чтобы все согласовать. Это снова вопрос бюрократии.
В конце хочу сказать следующее. Почему-то дороги для нас не приоритетный вопрос. На деньги, которые сейчас выделяют, можно делать более качественные дороги, но нужна некая модернизация отрасли, естественно и другой подход. За 5-7 лет, это можно было бы легко сделать, но всех все устраивает, как мы видим.