Тайга — территория сложная, непредсказуемая, опасная, требует к себе серьезного отношения. А еще она полна загадок, часть из которых такие страшные, что в жилах стынет кровь. Вашему вниманию предлагается шесть историй о встречах с неведомой жутью в таёжной глухомани. Каждый случай уникальный, показывает многообразие паранормальных явлений, с которыми можно столкнуться на малоисследованных территориях, где человек является очень редким гостем.
Александр Французов
Для большинства современных городских людей тайга уже давно не является привычной обстановкой и тем более родной средой обитания. Поэтому, попадая туда, человек становится более насторожен и обязательно встречается с чем-то пугающим, необъяснимым. Но старается не плодить мистику, ведь считает себя образованным, знакомым с законами физики. Но законы таёжные знает поверхностно, а про местные традиции, обычаи, вековые предания известно ему лишь понаслышке. А коренные жители постороннему человеку никогда про это не расскажут. Мне повезло, как редкому исключению, долго с ними жил — язык, обычаи, обряды, поверья, верования знаю. И вот что скажу: традиции, верования, приметы имеют свою древнюю историю, неоднократно подтверждавшуюся и в наши дни. Много интересного было услышано от коренных таёжных жителей возле ночных костров в беседах долгих, степенных.
Да и сам уже более пятидесяти лет основательно тайгу топчу, с разным доводилось сталкиваться, но не про всё даже своим близким говорю. Есть совершенно необъяснимые моменты и случаи. И присутствие непонятного не раз на себе испытал. Я-то могу в мистику впасть, ведь я человек, а вот собаки? Зверовые лайки, никого в тайге не боящиеся, отчего порой в животном ужасе жмутся ко мне, чуть ли не в костёр лезут, а у меня самого мороз по коже. Я и стрелял на звуки ночью, но не помогало. Явственно, каждой клеточкой тела ощущал жуткий страх, который накатывал ледяными волнами из глубин тёмной тайги.
А утром чуть забрезжит рассвет, всё прекращается, тихо становится, и собаки успокаиваются. Есть такие особые места в тайге, где вдруг безо всяких причин начинается неконтролируемая паника и накатывает жуткий страх. Коренные их знают хорошо и всегда стороной обходят. Харги-дух ведь тоже не на пустом месте в их преданиях, как и Бурхан у бурят, появился. Много есть им названий, да суть всегда одна. И никак не пояснить эти явления ни научно, ни прагматично, никаким здравым смыслом. Одно верно: бывая в тайге набегами, не проживая там подолгу, не познаешь истину таёжную, не откроются тебе вековые сокровенные тайны. А посвящённые в них с пришлыми чужаками тайными знаниями особо и не делятся.
Андрей Четвертый.
Осенью 1988 года из-за нелетной погоды я почти на сутки застрял в аэропорту Благовещенска, все рейсы были отменены. Пока в ожидании погоды коротал время, познакомился с геологом, за плечами которого было два десятка лет, проведенных в экспедициях. Много интересного рассказал геолог о своей мужественной профессии, в том числе необъяснимую историю, оставившую в моей памяти неизгладимые впечатления.
К сожалению, история печальная, с жертвами. Произошла в 1960 году в северобайкальской тайге, во время геологической экспедиции, в рамках которой велась детальная разведка горных обнажений в данной местности. Вокруг базового лагеря раскинулась вековая, местами непроходимая тайга. В июле с участником экспедиции, молодым геологом, выпускником геологоразведочного техникума Иркутска, произошло необъяснимое естественными причинами происшествие. По распоряжению руководителя он отправился вместе с эвенками-проводниками на охоту за мясом для нужд экспедиции. Во время возвращения охотников в базовый лагерь случилось невероятное. Путь пролегал недалеко от реки Инакамит, бурной, порожистой, с большими валунами. Впереди с добытым мясом двигались эвенки, замыкающим был молодой геолог. Во время разговора с идущим впереди охотником он резко, на полуслове, замолчал. Эвенк оглянулся, а собеседник исчез. Его цепочка следов внезапно оборвалась, словно человек в небо взлетел либо сквозь землю провалился! Опытные охотники-следопыты никогда ни с чем подобным не сталкивались.
Искали молодого геолога трое суток. Лишь на четвертые сутки парня обнаружили на другом берегу бурной реки. Все удивлялись, как он там очутился. Переплыть порожистую горную реку почти невозможно — унесет стремительным холодным течением и разобьет о камни. Но самое странное заключалось в том, что найденный геолог не мог объяснить, каким образом оказался на другом берегу реки, при этом утверждал, что «пробыл в одиночестве всего три-четыре часа». После этого необъяснимого случая молодой человек навсегда покинул геологию.
А спустя месяц, 10 августа, в тот же район отправилось два геолога: Нина, с четырехлетним полевым опытом, и молодой помощник Николай, совершенно без опыта. Они получили задание от начальника партии провести разведку горного обнажения в точке, обозначенной на карте, и принести оттуда образцы. Местонахождение горных конгломератов находилось недалеко, буквально в двух километрах от базового лагеря. Отклоняться от маршрута строго запрещалось. Нина хорошо знала полевую работу, все коллеги были уверены, что она уложится в однодневный срок и вернется с помощником к концу дня. Но ни Нина, ни Коля так и не появились в базовом лагере ни вечером, ни следующим утром. Масштабные поиски пропавших проводились долгое время, но до сих пор не удалось обнаружить ни малейшего следа от них. Очередной несчастный случай посреди вековой тайги, о причинах которого, скорее всего, никогда не узнаем.
Александр Чехонин
Я полевик с большим стажем, много где хаживала и знаю, что тайга — это не парк культуры, в ней случиться может всё, что угодно. Со мной однажды произошел вот какой необъяснимый случай, много лет минуло, позабылось, но как вспомню, так не по себе становится.
Осень 1978 года, экспедиция в Приангарской тайге. С напарником, согласно техзадания, выполнили намеченную работу, изрядно уставшие, с тяжелыми рюкзаками, заполненными отобранными образцами пород, возвращались с маршрута в базовый лагерь. Двигались другим путем, заранее согласованным, утвержденным. Нужно было кое-что проверить на местности. С момента составления карт прошло много лет, реальный окружающий мир сильно изменился и мы угодили в непролазные чащи, чередующимися с полосами бурелом.
Конечно, мы не впервые двигались по труднопроходимой тайге, поэтому не терялись в ней. Естественно, у нас были компасы и карта, но не все охотничьи зимовья, разбросанные по глухим местам, были отмечены на ней. За день прошли довольно большое расстояние по безлюдной тайге, не встретив ни одного человека, сильно притомились. И тут неожиданно поблизости от реки обнаружили зимовье с лабазом, неотмеченное на карте. Охотники строят такие, чтобы было где укрыться от непогоды, снеговых буранов. Небольшая изба из целого бруса. Два узеньких оконца, как бойницы. Дверь маленькая и низенькая. Внутри печь, нары, нехитрый столик, кое-какая посудная мелочь, сухо, тепло.
Солнце готово скрыться за верхушками деревьев, к намеченному сроку в лагерь вернуться не успеваем, нужно на ночевку вставать, а тут такая удача. В общем, решили в избе остановиться отдохнуть. Поужинали, товарищ устроился спать внутри, а я решил заночевать на улице в шалаше (в зимовье было душно). Ночь темная опустилась, шалаш рыхлый, в прорехи звёзды видно, осень, гнуса нет, хорошо...
Улегся, только собрался засыпать, как вдруг отчетливо слышу приближающиеся шаги. Кто-то идет к зимовью. Шаги «двуногие», не копыта и пр. Вообще-то в тайге шаги трудно услышать – там же всюду мягко, мох, толстая растительная подстилка. Ну, думаю, может, какой охотник на ночь глядя или хозяин зимовья заявился. Только я собрался из шалаша выбираться, и вдруг у меня похолодело внутри! Возле зимовья у нас на пне высотой с метр стояло ведро с водой. Не на земле, а довольно высоко. И вдруг начинается что-то насквозь непонятное: слышу (пишу, и заново мурашки), кто-то громко ЛАКАЕТ из этого ведра! Кто?! Лось, олень к жилью не подойдут. Медведь двигается бесшумно, захочет тебя схарчить – и не услышишь до последнего мига. А ведро-то стоит высоко, чтобы лакать, надо быть... ростом с человека! Но человек-то лакать из ведра не будет!
Я замер, затаился, стараюсь не дышать. Невозможно словами описать моё состояние: каждый нерв, каждая жилка звенели, как гитарные струны. Кто знает, чем это могло закончиться. В нашей профессии пугливым да духом слабым совсем не место. Мне много с чем в полях приходилось сталкиваться, в опасных, страшных ситуациях довелось побывать, смерти доводилось смотреть в глаза. А тут такой жуткий, неконтролируемый страх меня охватил, словами не передать. Наконец кто-то напился, и тяжелые шаги... стали удаляться. Затихло. Я пулей в зимовьё, товарищ спрашивает: «Ты чего?» Помню, я только сказал: «Нет уж, лучше я здесь...». Под утро хороший дождь пролил. В лесу всегда гораздо суше, чем на открытых пространствах. Вода после дождя быстро впитывается в толстый слой слежавшихся прошлогодних листьев, опавших иголок и мха. Поэтому, когда рассвело, мы, как ни старались никаких следов ночного гостя не обнаружили. Вот так вот. Был под сильным впечатлением от случившегося, но прошло много лет, позабылось, а недавно вспомнил, блин, и снова стало страшно! Что, кто? Непонятно, необъяснимо.
Тайга и горы всегда были загадочным местом. Раньше очень много времени проводил в тайге, и не понаслышке знаю, что в ней много чего есть необъяснимого, и слышал, и видел всякое. Однажды во время охоты вот какая загадочная история произошла. В общем, пять человек нас было, заночевали в зимовье. Никто из нас не пил и не курил гадости разные. Лежим общаемся, охоту обсуждаем. Примерно в час ночи слышим, приближается к зимовью машина, завывает натужно, всё ближе и ближе подъезжает, по звуку мотора определили, что это «Нива». Осветила фарами в зимовье всё через маленькое окошко, подъехала прямо к двери. Двигатель глохнет, фары тухнут, и наступает тишина, никто из машины не выходит, дверями не хлопает, голосов не слышно. Мы полежали несколько минут, подождали, ничего понять не можем. Оделись, зима же на улице. Собрались посмотреть, кто это посреди ночи приехал, да не заходит. Открыли дверь, а машины нет. Ночь, небо чистое, светит луна, мороз давит, и тишина. Снежный наст лежит, в лунном свете хорошо и далеко всё видно. Обошли зимовье вокруг в радиусе двухсот метров, но не нашли ни машину, ни следы от неё. И вот что это было, до сих пор не знаю. То, что духи есть, не сомневаюсь, ибо с ними лично встречался, да и много от других охотников про них слышал, но чтобы машины ездили без следов по снегу и без визуального контакта, впервые с таким столкнулся.
анатолий з.
Верю в существование непознанного. Лично встретился с чем-то подобным. Случилось это несколько лет назад в дремучих лесах Вологодской области. Знакомый занимается заготовкой древесины, на новогодние праздники бригада должна была разъехаться по домам, и он попросил меня подежурить, технику посторожить с 31 декабря по 5 января. В общем, приехали с ним на место, он показал всё, объяснил, что и как. Вагон был очень хороший, евро, все удобства в наличии, холодильник, телевизор с тарелкой, генератор. Но такая богом забытая безлюдная глушь, ближайшая деревня в шестидесяти километрах от делянки. Все работяги уехали, я остался один, не считая собаки, которую мне в напарники оставили.
Первые два дня прошли нормально, а на третью ночь вот что произошло. Посмотрел я телевизор и где-то часов в двенадцать вышел из вагона, заглушил генератор. На улице небольшой морозец, градусов 14–15, с неба сыпал густой снег. Собака безмятежно спала возле вагона. Всё везде отключил, начал укладываться спать, фонарик потушил, стало темно, и в тот же миг в наружную дверь постучали три раза. Да не простые стуки были, а сильные удары, словно кто-то кулаком со всей силы лупил. То, что я тогда испытал, не описать словами, я онемел, оцепенел, холодный пот прошиб, сердце готово было выскочить из груди. Даже страхом не назвать, это был парализующий жуткий ужас.
Ружье стояло в двух шагах, но я даже двинуться не смел за ним. Далее тревожная тишина, я притаился, не шевелясь сидел на кровати минут пятнадцать, вслушивался, пытаясь понять, что происходит снаружи. Потом дотянулся до ружья, взял фонарь и стал крадучись выбираться на улицу. Осторожно приоткрыл дверь, выглянул, собака как лежала, так и лежит, снег выпал, ни одного следа не видно. Я не спал, это точно не сон, даже не успел голову на подушку положить. И, к слову, алкоголь не употребляю от слова никогда. Вот что это было? В остальные ночи такого не повторялось.
николай тимофеев
Это произошло летом 1989 года. Мне было 30 лет, я на тот момент жил и работал в Красноярске. Во время отпуска полетел-поплыл к брату в Туву, в её восточную, таёжную часть. Брат работал штатным охотником в госпромхозе. Прекрасные таёжные безлюдные места, населения мало. Уплыли на лодке на его охотничий участок. Палатку поставили на берегу речки, рядом стали строить избушку-зимовье. Вокруг раскинулась не очень густая тайга, метрах в 700-800 начиналась гора. Через несколько дней, под вечер, случилась такая история. Сидим возле потрескивающего костра, едим жареного на прутиках хариуса. Вкуснотища!
Начинает смеркаться. И вдруг со стороны горы раздаётся протяжный душераздирающий вопль, от неожиданности я чуть не похудел на пару килограмм. Его сила постепенно возросла и столь же постепенно иссякла. Крик был такой жуткий, аж в ушах зазвенело и внутри захолодело. Ни на что не похожий. Совсем ни на что. Я его даже описать не могу. Но было так страшно, что хотелось поскорее спрятаться за мощные стены. И вот мы с братом молча сидим, глядим друг на друга, тревожно прислушиваемся, но повторения жуткого крика не было, лишь звучали обычные шорохи ночной тайги.
Потом брат говорит: «Местные говорят, что это птица какая-то так кричит, но описать её не могут, поскольку никогда не видели». Затем, немного помолчав, добавляет: «Только я всех здешних птиц знаю». А он действительно знал, так как был охотоведом-биологом с высшим образованием и на тот момент уже больше десятка сезонов охотничал, а в тайге вообще с подросткового возраста. В том году в тайге мы провели месяц и этот жуткий вопль слышали ещё один раз. Уже позднее, в эпоху интернета, я специально искал записи предсмертных криков разных животных, ничего похожего не нашёл. Да и не похож был жуткий вопль на предсмертный крик. На ум приходит только одно слово — нежить. Кстати, я атеист.
Рекомендую по теме – «НЕВЕДОМОЕ В ГЛУШИ» прочитать рассказ «ОН или Встреча с непознанным. Нераскрытая тайна забайкальской тайги»
Написал Евгений Павлов-Сибиряк, автор книг - Преодолевая страх, Невероятная мистика. Приобрести книги со скидкой 10 % вы можете ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Послушайте рассказы -ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ