Вопрос о выплатах за участие в боевых действиях в Курской области и других приграничных регионах обсуждается уже не первый день. Об этой проблеме открыто заявляют и депутаты Госдумы, и обсуждают в высоких кабинетах чиновники Минобороны. Однако время идет, а проблема не решается. В то время как политики сталкиваются с юридическими препятствиями, отдельные подразделения, защищающие Родину на приграничной территории, остаются без дополнительных выплат.
Сообщение в ТГ-канале военного эксперта Владислава Шурыгина "Рамзай" вызвало резонанс. В обратную связь к нему написал действующий офицер ВС России (орфография сохранена):
"Сейчас нахожусь в курском приграничье. Воюю здесь с июня. Служу в полку ВКС, сформированном в апреле и отправленном для охраны госграницы в мае 2024 года. Есть вопросы, требующие не только огласки, но и тщательного рассмотрения. Я — патриот, пошел в полк добровольно, ветеран сирийской операции, но беспокоит то, что нет никаких боевых или других дополнительных выплат совсем!"
Он, будучи командиром подразделения, задается с подчиненными несколькими вопросами: почему их полк не входит в зону действий КТО? Какие выплаты им положены? Почему выплаты есть у всех, кроме их подразделения?
"Добровольцы, мобилизованные, боевые подразделения 155 МП, 11 ОДШБ и другие. Как так выходит? Мы находимся у границы, ежедневно воюем с противником, но не относимся к зоне КТО в Курской области. Ни денег, ни статуса, вообще ничего!" — возмущенно пишет офицер.
Эта проблема действительно существует, возникшая из-за того, что террористическая зона боевых действий в приграничном регионе не относится к зоне военного конфликта. У нас же не война, а "только СВО".
Такая проблема существует только для тех, кто через СВО не проходил. ЧВК, "Ахмат" и другие подразделения, переброшенные из зоны СВО, с этой проблемой не сталкиваются. Она решается, но медленно. Или будут приняты указом, или изменят нормативные акты Минобороны. В настоящее время выплаты касаются только тех, кто выполняет боевые задачи в ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областях, а также на территории Украины, — рассказал военкор Евгений Линин.
Вопрос обсуждается на самом верху
Депутат Госдумы, член парламентской координационной группы по вопросам СВО Ярослав Нилов сообщил, что о возникшей ситуации доложено в Минобороны:
"Работа в этом направлении ведется. Урегулирование вопроса статуса требует законодательных изменений, а других вопросов — нормативно-правового регулирования. Мы доведем существующую проблему до военного ведомства для ее рассмотрения и решения."
С этой проблемой сталкиваются также раненые бойцы в Курской области и семьи погибших там российских солдат. Все из-за юридических тонкостей: действующее законодательство не распространяется на военнослужащих, участвующих в боевых действиях в приграничных регионах.
Бюрократический ад
Дополнительные сложности с выплатами в Курской области связаны с тем, что после начала вторжения ВСУ режим КТО был введен не сразу, поэтому военным приходится подтверждать свое участие в боях.
Как пишет ТГ-канал Verum Regnum, военные следователи вынуждены допрашивать в госпиталях раненых бойцов из Курской области, чтобы оформить выплачивающиеся компенсации и лечение наравне с теми, кто воюет в зоне СВО. Следователи проводят длительные опросы и оформляют множество документов, чтобы раненый боец смог получить причитающиеся выплаты. Иначе никак. Бюрократический ад.
Думаете, это шутка? Нет. В Курской области, с точки зрения военных, ничего не происходит. Даже СВО там нет. Соответственно, ранения, полученные в Курской области, требуют "расследования" — как в мирное время на нашей территории человек мог получить ранения?
— отмечает автор.
Похожие проблемы существуют и в Белгородской области. Военнослужащие из расчетов ПВО, находящиеся на боевом дежурстве в приграничных регионах, в том числе в Белгороде, до сих пор получают зарплату около 40 тысяч рублей в месяц. Об этом сообщил автор ТГ-канала "ZАПИСКИ VЕТЕРАНА":
"Общаюсь с пэвэошниками не только из Белгородской области, но и из Курской, и из Брянской. Везде картина одна и та же. Они принимают на себя основную работу по отражению воздушных атак противника. Они первыми встречают атаки. А зарплаты у ребят действительно смешные."