Пришло время рассказать о государстве, в котором родилась и жила наша героиня Ян Юйхуань. Что собой представлял Китай того времени?
Это был период правления Танской династии, которая установила свою власть ещё за столетие до рождения Ян Юйхуань, в 618 году.
К началу VIII века Китай находился на пике своего могущества. Его владения простирались от Желтого моря на востоке до Согдианы (территория современного Узбекистана) на западе, от озера Байкал на севере до границ современного Вьетнама на юге.
Империя подчинила такие регионы, как Монголия, Корея, Тибет, Афганистан и большая часть Средней Азии, что делало её одной из самых могущественных за всю историю Китая.
Этот период также примечателен тем, что Танская династия правила невероятно долго — 289 лет, с 618 по 907 год. Это делает её одной из самых продолжительных императорских династий в истории Китая, уступая лишь династии Мин, которая удерживала власть 276 лет — с 1368 по 1644 год.
Теперь, когда мы понимаем масштаб империи и её влияние, давайте поговорим о роли, которую сыграла в её истории наша героиня — Ян Юйхуань.
Эпоха Тан была временем впечатляющего экономического роста.
В этот период наблюдался значительный подъем городов, развитие ремесел, торговли и сельского хозяйства. Производство традиционных китайских товаров, таких как фарфор, бумага и шелк, увеличивалось, делая Китай важным центром мировой торговли. Политически в стране формировалась четкая административная система: император опирался на мощный бюрократический аппарат, известных как "мандарины", которых отбирали по результатам специальных экзаменов.
Кроме того, это время стало расцветом культуры. Литература, живопись, искусство танца, музыка, каллиграфия, скульптура, поэзия и театр ценились при императорском дворе. Императоры, такие как Сюаньцзун, не только поддерживали искусство, но и активно участвовали в нем. Например, они играли на музыкальных инструментах и даже сочиняли стихи. Этот культурный расцвет отражает уникальное сочетание экономической стабильности и богатого культурного наследия, которое было характерно для Танского Китая.
Период правления династии Тан нередко называют «Эпохой 1000 развлечений», и это название оправдано во многом благодаря императору Сюаньцзуну.
Будучи поклонником искусства, он оказывал щедрую поддержку поэтам, художникам и ученым, что способствовало расцвету культуры в империи. Одним из его самых значимых культурных проектов стало создание учреждения под названием «Грушевый сад» (Лиюань), первой королевской академии исполнительских искусств в Китае.
«Грушевый сад» служил местом, где под покровительством самого императора обучались музыканты, певцы и артисты. Здесь обучались до 300 исполнителей в год, и император лично участвовал в репетициях и даже в некоторых выступлениях. Внутри сада росли грушевые деревья, от которых и пошло название школы. Исполнителей, прошедших обучение в академии, называли «Детьми грушевого сада». Это выражение со временем стало ассоциироваться с китайской оперой в целом.
Интересно, что Сюаньцзун не только наблюдал за творческими процессами, но и сам принимал участие в постановках под псевдонимом Лаолан, скрывая лицо за маской. Таким образом, император стал основателем театральной традиции, и «Грушевый сад» можно считать прообразом китайского театра.
Император Сюаньцзун не только поддерживал искусства, но и активно занимался литературным творчеством. Он написал комментарий к классическому философскому трактату Лао-цзы и был автором множества стихов. Император был большим знатоком музыки, сам играл на инструментах и всячески способствовал развитию музыкальных жанров. На его счету более ста песен, и одной из самых известных стала композиция «Из радуги яркий наряд, из сияющих перьев убор». Этот музыкальный шедевр, кстати, была одной из любимых у героини нашего повествования.
Исходя из всего сказанного, становится очевидно, что Ян Юйхуань родилась и выросла в одно из самых могущественных и культурно развитых государств своего времени. Однако судьба распорядилась так, что она станет не только свидетельницей его расцвета, но и драматического упадка.
С 712 года государством правил император Ли Лун-цзи (годы жизни: 682–765 гг.), более известный под своим посмертным именем — Сюаньцзун. Интересно, почему у древнекитайских правителей было несколько имён? Дело в том, что помимо имени, данного при рождении, каждый правитель получал посмертное и храмовое имя, по которому его чаще всего и помнили в истории. Храмовое имя — это своего рода титул, который включал компоненты «цзу» («предок, прадед», обычно использовался для основателей династии) или «цзун» («предок», применяемый к остальным императорам). Так правители сохраняли свою значимость для потомков даже после смерти.
Эпоха правления Сюаньцзуна, известная как Кайюань, вошла в историю как время расцвета, когда Китай достиг вершины могущества и процветания.
Эпоха Кайюань действительно считается одним из золотых веков в истории Китая. Это был период политической стабильности, мира и значительного экономического роста, что сопровождалось расцветом в таких областях, как образование, литература, музыка, живопись, скульптура и религия. Время правления династии Тан ознаменовалось активным паломничеством в Индию — родину буддизма, который достиг своего расцвета в Китае, распространяясь по Шелковому пути.
Хотя императоры династии Тан, как правило, склонялись к даосизму (традиционному учению, сочетающему религиозные и философские элементы), буддизм нашел множество сторонников и стал важной частью китайского общества, включая спонсоров и защитников новой веры.
Однако, несмотря на всю его мощь и величие, расцвет буддизма был недолгим. Уже в середине IX века влияние буддистских школ начало ослабевать в результате репрессий со стороны правительства. Религия постепенно утратила свое господствующее положение в Поднебесной.
Правление Сюаньцзуна длилось 44 года — самое продолжительное в династии Тан. Именно при нем Китай пережил как пик своего могущества, так и начало резкого упадка из-за политических просчетов.
Эпоха Кайюань, таким образом, может быть разделена на два периода: золотой век и начало разложения, за которое современники нередко винили главную героиню нашего рассказа — Ян Юйхуань.