Весной 1953 года из жизни ушел Иосиф Виссарионович Сталин. В Советском Союзе началась борьба за власть, в которой победил Никита Сергеевич Хрущев. Не сразу ему удалось закрепиться во главе государства. До 1956 года всё было очень нестабильно.
Но Хрущев смог. И на 20 съезда Партии – 25 февраля 1956 года – он зачитал секретный доклад, который теперь никакой тайны уже не составляет. Но тогда…
Для избранных
Нужно отметить, что при Сталине, после завершения Второй мировой, началась холодная война – великое противостояние капиталистического Запада и стран социалистического лагеря.
Никто не знал, как на эту ситуацию повлияет Хрущев. Никто не мог предположить, пойдет ли Никита Сергеевич на обострение, либо же попытается урегулировать ситуацию, навести мосты с Западом. Поэтому всем было очень интересно, что же с трибуны заявит новый советский лидер.
История показала, что Хрущев мириться с Западом не захотел, хоть и приезжал в США. Однако вспомним, что был «Карибский кризис», который вполне мог вылиться в ядерную войну. К счастью, обошлось. Если бы конфликт перешел в горячую стадию, то это бы поставило под угрозу существование нашей планеты. Но речь немного о другом.
Никита Сергеевич не собирался озвучивать доклад на широкую публику. Пригласили только избранных. В Кремле узкий круг людей узнал о планах нового лидера.
При этом, ещё раз подчеркну, власти самых разных государств мира хотели получить доступ к тексту доклада. И им это удалось. Благодаря израильской контрразведке.
Нужно учитывать, что Израиль тогда был совсем молодым государством. Ему повезло: на заре своего существования страна заработала важные очки: все стали считать, что разведка Израиля – лучшая в мире. На самом деле, произошла одна очень интересная случайность.
Граевский
Благодаря этому человеку мир ознакомился с докладом Хрущева. Дело было так:
Граевский (Шпильман) работал журналистом в Варшаве (Польша). Израиль в разных странах вербовал агентов. Граевский, когда ему предложили поработать на благо молодого еврейского государства, не думал отказываться. Правда, какой-то особо секретной информацией он никогда не владел, но выразил желание сотрудничать. И вот однажды удача ему улыбнулась.
В Варшаве Виктор познакомился с Люцией Барановской, которая работала в ЦК компартии Польши.
Частенько Граевский заходил к возлюбленной на работу. Ждал, когда девушка закончит свои дела и сможет прогуляться с молодым человекам по улочкам польской столицы.
В один из таких вечеров Виктор заметил на столе у Люции красную папку, на которой было обозначено, что документы совершенно секретные. Кроме того, было указано, что в папке находится доклад Никиты Сергеевича Хрущева, озвученный на том самом 20 съезде советской компартии.
Граевский не поверил своим глазам. Он осторожно попросил у Люции согласие на ознакомление с документами. Девушка доверяла своему возлюбленному, поэтому легко согласилась: дала почитать Виктору доклад.
Граевский тут же связался со своим приятелем по фамилии Бармор, который работал в израильском посольстве. А тот передал папку главе израильской контрразведки ШАБАК Амосу Манору. На час – не больше.
Этого времени хватило, чтобы сфотографировать все листы доклада Хрущева.
В тот же день текстом секретного документа располагал премьер-министр Израиля Бен-Гурион.
Оригинал же вернулся на стол Люции Барановской.
Как я и указывала: случайность. Но она сильно повлияла на мировую политику.
Что стало с Люцией – сложно сказать. Виктор Граевский уехал на постоянное место жительства в Израиль.
Судьба доклада
Бен-Гурион не стал тянуть одеяло на себя. Как известно, Израиль – это государство, которое было создано, во многом, благодаря усилиям Соединенных Штатов. До сих пор отношения между этими двумя странами очень хорошие.
Премьер-министр Израиля решил, что доклад нужно передать властям США. Но под условием: Бен-Гурион хотел, чтобы американцы гарантировали в дальнейшем обмен информацией с Израилем – подписали соответствующее соглашение.
Директор ЦРУ Аллен Даллес легко согласился на такое предложение. Американский президент Эйзенхауэр распорядился опубликовать текст доклада Хрущева в СМИ. Что и было сделано.
Это была сенсация, журналисты смаковали детали. Впрочем, вряд ли Никита Сергеевич планировал долго скрывать, что он там наговорил, придумал. Рано или поздно документы бы попали в открытый доступ и без стараний Граевского.