Телеграм-канал INSIDER-T опубликовал новые данные, приводящие в недоумение. Сообщается, что в Министерстве образования разрабатываются планы по внедрению уроков узбекского и таджикского языков в школах, где более 50% учеников являются детьми мигрантов. Стартовый запуск планируется на следующий учебный год.
«Министерство полагает, что московские школы должны первыми испытать эту инициативу. Также обсуждается возможность строительства школ для мигрантов, где образование будет вестись на их родном языке», - утверждает источник канала.
Чиновники считают, что это поможет преодолеть языковой барьер между учителями и учениками-мигрантами. Однако в самом Министерстве образования комментариев по этому вопросу пока нет.
«Это наша страна»
Можно предположить, что в школах, где учатся дети высокопоставленных чиновников, таких проблем нет. Но сейчас важно понять, как в российских школах оказались дети, не знающие русского языка. Ответ прост.
В Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» есть статья 15.1, требующая подтверждения владения русским языком и знания истории России. Но раздел 5 освобождает от этих требований иностранных граждан моложе 18 лет. Поднялся занавес!
Я не понимаю, зачем мы пустили в страну сотни тысяч мигрантских детей, не имеющих обязательств перед Россией. До 18 лет приезжий может игнорировать педагогов и местных жителей, не отвечая за это. Он защищен законом и может говорить: «это наша страна», потому что закон на его стороне.
Мигранты поглощают систему образования
Эта проблема возникла из-за того, что кто-то решил разрешить мигрантам до 18 лет жить здесь без обязательств. Туристам не нужно знать местный язык, но если ты или твои родители решили получить здесь образование, будь готов сдать экзамен по русскому перед поступлением.
Мы сами создали эту проблему и ищем странные решения. Как введение уроков азиатских языков устранит языковой барьер? Или обучение учителей узбекскому и таджикскому? Школы для мигрантов с преподаванием на их языке - это капитуляция перед миграционной проблемой.
Нам нужно требовать уважения к нашему языку, культуре и традициям, а не искать сомнительные выходы.
Что делать?
Пушкин писал: «Мы все учились понемногу…». В моем детстве с нами, советскими школьниками (не только русскими), никто не церемонился. Не знаешь - получай, что заслужил.
Сегодня Следственный комитет занимается случаями с «двоечниками»-мигрантами. В школе №7 Калининграда родители местных учеников жаловались на детей-мигрантов, не знающих язык и мешающих учебному процессу. Директор посоветовала родителям учить узбекский для общения. Такой директору прямая дорога в Минобразования, если СК ничего не имеет против.
В итоге, я бы исключил из закона статью, освобождающую детей мигрантов до 18 лет от подтверждения знания русского языка. Пусть эта привилегия остается только до 6 лет. Но перед первым классом пусть сдают экзамен и получают сертификат на знание языка.