Издавна икона является материальным и зримым воплощением духовных стремлений и веры человека, связующим звеном между небесной и земной жизнью. Иконопись (от “икона” и “писать”) – это разновидность церковной христианской живописи для создания священных икон, и особый язык со своими символами и правилами.
Ювелирная иконопись – это редкое и трудное искусство, соединяющее божественное начало и возможности человека. При помощи материальных инструментов мастера веками старались передать духовное бытие, которые было бы понятно людям без слов.
История русской ювелирной иконы
Слово “икона” пришло из древнегреческого языка – “изображение”, “образ”, “подобие”. Икона являет первообраз и отражает божественную сущность в человеческом облике. Поэтому все иконы создаются по иконографическому канону.
Подробнее о канонах написания икон — в статье История православных икон
История иконописи началась в Древней Руси сразу после принятия христианства. Первые иконы изготавливали на деревянных досках. Но, научившись работать с драгоценными металлами, мастера стали создавать ювелирные иконы из золота и серебра.
Ювелирные иконки становились фамильной реликвией, передававшейся по наследству от матери к дочери. И до сих пор сохранившиеся антикварные иконы представляют большую ювелирную и художественную ценность.
Расцветом русской ювелирной иконы стало XIX столетие. Над созданием работ трудились лучшие ювелирные компании, среди которых мастерская Овчинникова и Фаберже. При создании шедевров мастера использовали самые популярные ювелирные техники.
Виды ювелирных икон
Икона – сакральный предмет, через который верующий человек ведет диалог с Богом, ангелами-хранителями и святыми. Мастер может изобразить на иконе лик одного или нескольких святых, воссоздать одно из событий Евангелия. Есть несколько видов ювелирных икон:
Венчальные иконы
Свадебные обряды на Руси не обходились без венчальных икон, и сегодня традиция возрождается. Их дарят новобрачным в день венчания, а после церемонии молодожены забирают иконы в свой дом. Невесте преподносят образ Казанской Божьей Матери, а жениху – Спаса Вседержителя.
Казанская икона Божией Матери и икона Господь Вседержитель. Стоимость — по ссылке
Настенные иконы
Размер настенных икон не ограничен, но, если это икона ювелирная, она чаще бывает среднего или небольшого размера. Это не просто образы, а настоящие произведения искусства с четкой прорисовкой каждой детали, нередко с драгоценными камнями и отделкой из благородных металлов.
Икона Божией Матери "Семистрельная". Стоимость — по ссылке
Образки
Это нательные ювелирные изделия из золота или серебра. Образки носят на цепочке или шнурке. В зависимости от размера на ювелирном изделии могут быть изображены иконописные сюжеты или лики святых.
Подвеска из серебра 925 пробы "Спиридон" 004. Стоимость — по ссылке
Оклады для икон
Это серебряная или золотая пластина, накладываемая на деревянную икону. Оклад закрывает ее часть и оставляет на виду руки и лица святых, которые изображены на иконе. Рама, фон и ризы святых либо выполняются при помощи иных ювелирных техник, либо гравируются на окладе. Его украшают эмалью, перламутром, жемчугом, полудрагоценными или драгоценными камнями.
Складни
Ювелирные иконы – складни – пользовались популярностью до начала ХХ столетия. Это композиции из трех Образов (реже – больше), соединенных по типу книги: складываются как дверцы и скрепляются петлями. Складни бывают для настольного хранения, ношения на шее или в сумке.
Складень из золота 585 пробы и серебра 925 пробы 015. Стоимость — по ссылке
Настольные иконы
Настольные изделия чаще бывают выполнены в небольшом формате. Иконы ставят на стол, тумбочку, полку или в красном уголке. Могут быть инкрустированы драгоценными камнями.
Икона "Блаженная Матрона Московская". Стоимость — по ссылке
Иконы на перламутре
Исторически сложилось два центра создания перламутровых икон. В XVIII веке были популярны работы резчиков из Афона, а в XIX столетии паломников стали привлекать храмы Палестины и Иерусалима. Обычно из перламутра изготавливали подвесные иконы с сюжетами из Евангелия: “Благовещение”, “Воскресение”, “Поклонение волхвов”, “Тайная Вечеря”, “Распятие”, “Рождество Христово”.
Перламутр – твердое вещество, поэтому для работы с материалом мастера используют небольшие закаленные пилы. Создать сложные образы можно при помощи гладкой, рельефной или сквозной техники.
Опытным мастерам удается создать ощущение дополнительной подсветки для игры света и теней. Ювелирная иконопись на перламутре становится вершиной церковного живописного искусства.
Иконы с финифтью
Иконы с финифтью – образец изысканной, трудоемкой и филигранной работы. Первооткрывателями стиля эмалевых рисунков стали греки, а позднее технику переняли мастера из Византии и Руси.
С греческого языка “фингитис” переводится как “блестящий, светящийся камень”. Термин применяют по отношению к эмалевой технике росписи икон. Это элитарная техника, и время не властно над созданными ликами.
Если проследить историю иконописи, чаще всего на иконах с финифтью можно встретить изображения святых – апостола Петра, Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Николая Победоносца. Нередко на финифтяных образках можно заметить изображения Богородицы.
Подвеска из серебра 925 пробы и золота 585 пробы с финифтью 016. Стоимость — по ссылке
В ювелирном доме “Дмитрий Федоров” большой выбор икон из премиальных материалов. Чтобы купить понравившуюся ювелирную икону, приезжайте в наш флагманский магазин в Москве или оформите заказ по телефону или на сайте онлайн.