Найти тему
Зеркало Леонардо

Женщины в крови и песке: Забытые героини Колизея

Оглавление

В одно прекрасное утро 80 года нашей эры Рим оживился и загудел.

Последние годы одни несчастья преследовали империю. В 64 году столицу охватил шестидневный пожар. В 78 чума унесла тысячи жизней. В 79 году Помпеи были погребены под пеплом и огнем.

Но сегодня все было по-другому.

Толпы стекались к огромным воротам Колизея.

Император Тит устроил для римлян грандиозные 100-дневные игры, наполненные кровью и зрелищами.

После тяжелых времен люди наконец могли отвлечься от горестей и посмотреть, как гладиаторы вновь берут оружие.

С первыми лучами солнца арена наполнилась криками и звуками боевых рогов. Тысячи диких животных пали под ударами охотников, а кровавый песок арены лишь разогрел толпу. В течение дня зрелище сменялось одно за другим: казни, театральные постановки и дары, которые раздавали щедро — все это вело к самому ожидаемому моменту. Гладиаторские бои. Но на этот раз в списке участников были не только закалённые воины-мужчины. В этот день на арену выходили женщины, чтобы сразиться лицом к лицу перед жаждущей зрелищ толпой.

Эта римская статуя, созданная в I или II веке, изображает раненую амазонку-воительницу
Эта римская статуя, созданная в I или II веке, изображает раненую амазонку-воительницу

Женщины на арене

Гладиаторши были редким, но захватывающим зрелищем. Обычно эти женщины выходили на арену обнаженными по пояс, словно живые воплощения амазонок из древних мифов. Они не прятали лиц под шлемами, как мужчины. Толпа должна была видеть их — видеть, что в этих хрупких телах скрывается не меньшая сила, чем в мужских.

Эти женщины боролись с беспощадной яростью, которая шокировала и восхищала одновременно. Для римлян, воспитанных на строгих представлениях о женской скромности и покорности, зрелище обнаженных, закованных в броню женщин, сражающихся на смерть, было чем-то противоестественным, но завораживающим.

На этой картине испанского мастера Хосе Риберы 1636 года изображены две римлянки, сцепившиеся в бою
На этой картине испанского мастера Хосе Риберы 1636 года изображены две римлянки, сцепившиеся в бою

Вопреки всему

Откуда взялись эти женщины? Многие из них были рабынями, которым не оставалось ничего, кроме как сражаться за свою жизнь. Но были и другие. Римские историки с отвращением писали о благородных женщинах, которые добровольно выбирали арену.

Некоторые из них, обладая свободой и средствами, шли наперекор всем правилам, бросая вызов своей судьбе и социальной системе. Стать гладиатором для женщины означало отказаться от своего статуса, от уважения общества и покоя. Как только она ступала на песок арены, её жизнь становилась достоянием зрителей, а честь была навсегда забыта.

"Римское общество было сильно расслоено по классовому признаку, и гладиаторы, проститутки и актёры, относились к низшим слоям общества, стоящим ниже рабов", - говорит Филип Матизаск, историк и профессор Кембриджского университета.

Историки упоминали, что императоры Нерон и Домициан устраивали роскошные представления, где среди бойцов были и женщины. Эти зрелища не были просто развлечением для толпы — они отражали перемены в римском обществе, в котором постепенно разрушались привычные роли полов. Женщины, как бы их ни осуждали за участие в гладиаторских боях, демонстрировали мужество и силу, ранее приписываемые лишь мужчинам.

Слава и забвение

Несмотря на осуждение элиты, женщины-гладиаторы находили своих поклонников. Их сражения происходили в самое важное время дня — в полдень, когда на арену выходили лучшие бойцы. Толпа жаждала этих боёв не меньше, чем мужских поединков.

Увы, имена большинства из этих женщин были забыты.

Единственное имеющееся у нас свидетельство, подтверждающее имена женщин-гладиаторов, — это мраморный барельеф из Галикарнаса (современный Бодрум, Турция), хранящийся в Британском музее. На барельефе, датируемом II веком, изображены две женщины-гладиатора, Амазонка и Ахилия, в бою. Обе они обнажены по пояс, с поднятыми мечами и в минимальной броне и, вероятно, изображают мифологическую битву между Ахиллесом и амазонкой Пенфесилеей. Этот барельеф — одно из двух известных учёным изображений женщин-гладиаторов.

Этот мраморный рельеф является одним из всего лишь двух известных изображений женщин-гладиаторов и изображает двух женщин, Амазонку и Ахилию, сцепившихся в жестокой схватке на мечах
Этот мраморный рельеф является одним из всего лишь двух известных изображений женщин-гладиаторов и изображает двух женщин, Амазонку и Ахилию, сцепившихся в жестокой схватке на мечах

Вторая статуэтка находится в Музее искусства и Гевербайн в Гамбурге, Германия. Долгое время считалось, что это женщина, моющаяся с помощью купального инструмента, но в 2011 году исследователь Альфонсо Манас идентифицировал фигуру как женщину-гладиатора.

В 2012 году исследователь и писатель Альфонсо Манас правильно определил, что эта статуэтка изображает женщину-гладиатора, поднимающую короткий меч, известный как сика.
В 2012 году исследователь и писатель Альфонсо Манас правильно определил, что эта статуэтка изображает женщину-гладиатора, поднимающую короткий меч, известный как сика.

Это было сенсационное открытие, которое потрясло академические круги, потому что это единственная статуэтка, изображающая женщину-гладиатора”, - говорит он.

Статуэтка изображена топлесс и только в набедренной повязке, в победоносной позе статуэтка держит сику, короткий меч.

В 200 году нашей эры император Септимий Север официально запретил участие женщин в гладиаторских боях. К тому моменту интерес к таким играм уже начал угасать. К середине V века гладиаторы исчезли совсем, а вместе с ними и последние воспоминания о женщинах, которые осмелились бросить вызов обществу и его правилам.