Найти тему

Читая осень...

Совсем незаметно сгорел чудесный сентябрь. На календаре не оторванные страницы. Двадцать седьмое, двадцать восьмое... Взгляд застревает на двадцать девятом. День осеннего одиночества. Звучит красиво, не правда ли? Возвращаюсь мыслями в недавнее прошлое и думаю, каким мог бы стать этот прожитый в суете, неотмеченный день? Уверена, он должен быть наполнен дождем, сладкой грустью, мокрым листом, прилипшим к щеке и случайными строчками осени из любимых стихов и рассказов. Так давайте же читать осень и вдохновляться!

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

В дыхании осени Ф. Тютчева богатство оттенков ее естества. Она щедро сыплет дары и добрым и злым, зная, что жизнь ее на исходе. В каждой улыбке - грусть, неотвратимый напев увяданья, как напоминание, что за все придется сполна заплатить.

В каждом новом творческом импульсе осень всегда неповторима, как самобытен всякий характер, облик. мир человека. И осень часто становится своеобразным проводником в глубины людских настроений, переживаний, поисков и сомнений. И даже неким кризисным рубежом при переходе из одного жизненного цикла в другой, подводящим человека к сложнейшим внутренним метаморфозам и переосмыслениям.

Облетают последние маки,

Журавли улетают, трубя,

И природа в болезненном мраке

Не похожа сама на себя.

По пустынной и голой аллее

Шелестя облетевшей листвой,

Отчего ты, себя не жалея,

С непокрытой бредешь головой?

Жизнь растений теперь затаилась

В этих странных обрубках ветвей,

Ну, а что же с тобой приключилось,

Что с душой приключилось твоей?

Как посмел ты красавицу эту,

Драгоценную душу твою,

Отпустить, чтоб скиталась по свету,

Чтоб погибла в далеком краю?

Пусть непрочны домашние стены,

Пусть дорога уводит во тьму,-

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

Н. Заболоцкий видит в осени судьбоносный выбор, который приходит к тому, кто на распутье. Здесь важно найти в себе силы остаться верным своему пути, не польстившись иллюзорными возможностями, легким, но призрачным счастьем.

Совсем иной предстает пора дождей в в стихотворении французского поэта-символиста, эссеиста и критика. Ш. Бодлера "Туманы и дожди".

И осень позднюю и грязную весну

Я воспевать люблю: они влекут ко сну

Больную грудь и мозг какой-то тайной силой,

Окутав саваном туманов и могилой.

Поля безбрежные, осенних бурь игра,

Всю ночь хрипящие под ветром флюгера

Дороже мне весны; о вас мой дух мечтает,

Он крылья ворона во мраке распластает.

Осыпан инея холодной пеленой,

Пронизан сладостью напевов погребальных,

Он любит созерцать, исполнен грез печальных,

Царица бледная, бесцветный сумрак твой!

Иль в ночь безлунную тоску тревоги тайной

Забыть в объятиях любви, всегда случайной!

Погружаясь в лирический мир Бодлера, нас как бы охватывает тревожащее меланхолическое настроение, которое было присуще автору, состояние упадничества и черной романтики. Возникает стойкое понимание, что в этой тоскливой вселенной призрачной осени нет надежды на счастье. Единственное, что может ненадолго растворить мучительное восприятие времени - случайная любовь под покровом осенней ночи.

Философское переосмысление темы старения человека и зрелой любви раскрывается в 73 сонете В. Шекспира.

То время года видишь ты во мне,

Когда один-другой багряный лист

От холода трепещет в вышине –

На хорах, где умолк весёлый свист.

Во мне ты видишь тот вечерний час,

Когда поблек на западе закат

И купол неба, отнятый у нас,

Подобьем смерти – сумраком объят.

Во мне ты видишь блеск того огня,

Который гаснет в пепле прошлых дней,

И то, что жизнью было для меня,

Могилою становится моей.

Ты видишь всё. Но близостью конца

Теснее наши связаны сердца.

Перед нами образ-метафора осени, наполняющий все поэтическое полотно сонета. Процесс старения и умирания присущ всему живому. Годы забирают молодость, но сохраняют память о прожитом опыте, в том числе о любви, которая со временем приобретает черты чувства зрелого, глубокого, наполненного мудростью. Читая сонет, мы распознает несколько слоев поэтических смыслов. При первом чтении, мы выхватываем строчки автора, как бы естественным образом вложенные в нас. И размышляем о скоротечности жизни, тоске по ушедшему времени, желании дорожить бесценными чувствами. На более же глубинном уровне обращаем внимание на контекстуальную антитезу образов неизбежной физической смерти и любви во всеобъемлющем ее понимании, которая в отличие от физиологического угасания не подвержена распаду и тлению.

-2

"– Как грустно в такое время года разбирать чердак, – сказала мисс Элизабет Симмонс. – Не люблю октябрь. Не нравится мне, как деревья становятся голыми, а небо каким-то выгоревшим. – Она в растерянности стояла возле лестницы, нерешительно поворачивая седую голову то в одну, то в другую сторону. – Ничего не попишешь – придется вырвать сентябрь из календаря…"

Так начинается короткий рассказ Р. Брэдбери "Осенний день". Элизабет Симмонс уже не молода. Она с грустью замечает, что закончилось еще одно лето ее жизни. И если для внука Тома прошедший август - это бесконечная череда незабываемых событий, то для нее каждый новый день - неизбежное приближение жизни к точке поздней осени, где мало радости и много печали.

Разбирая хлам на пыльном чердаке, она случайно натыкается на листы старого отрывного календаря. На полях детская рука вывела:" Отличный день!", "Хороший денек!" На обороте календаря стояла подпись: "Элизабет Симмонс, 10 лет, ученица 5 класса". Когда-то и для этой маленькой девочки, ныне живущей в теле пожилой дамы, каждый новый день отличался от старого, был наполнен жаждой открытий, умением удивляться самым простым, заурядным вещам.

Тема жажды, но уже любовной раскрыта и в рассказе И. Бунина "Осенью." Он словно пропитан влагой ночи приморского города, где главной героиней становится тайна любви двух сердец, сокрытая в темном саду под шум набегающих волн. Чувство жадное и скоротечное, как зарница на небосклоне безрадостных дней, окунает героев в чувство страстной любви, которое, уходя, оставляет след томящих воспоминаний для него и для нее.

" - Да! - сказала она медленно, и я близко видел в звездном свете ее бледное и счастливое лицо. - Когда я была девушкой, я без конца мечтала о счастье, но все оказалось так скучно и обыденно, что теперь эта, может быть, единственная счастливая ночь в моей жизни кажется мне непохожей на действительность и преступной. Завтра я с ужасом вспомню эту ночь, но теперь мне все равно..."

Ну, и под занавес давайте насладимся великолепным пейзажем осени К. Паустовского, который как никто другой чувствовал тонкую связь природы с душой человеческой.

"Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад, к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги, а по дорожкам сада было трудно ходить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах – всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем, и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была как раз такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услыхал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот".