Сегодня речь пойдет о взаимоотношениях двух, не побоюсь этого слова, выдающихся полководцах Великой Отечественной войны. Мало кто задумывался, что маршалы Жуков и Рокоссовский были примерно одного возраста. Кроме того, на фронт Георгий Константинович ушел на два года позже, чем Константин Константинович. А в 1930 году Рокоссовский был назначен командиром 7-й Самарской кавалерийской дивизии, одной из бригад которой командовал Жуков.
Именно в этот период Рокоссовский дал Жукову служебную характеристику, которая была во многом положительной по ряду параметров, но...
Рокоссовский, к началу войны, мог быть в куда лучше положении если бы не его арест в 1937 году.почти два с половиной года шло следствие, а сам будущий маршал находился под арестом. За это время Жуков обогнал его по карьерной лестнице. В результате, именно Жуков воевал в Монголии, где и отличился. Хотя если бы не арест, возможно именно Рокоссовский должен был сражаться там, поскольку хорошо знал местность, и успел повоевать там смкитайскими бандами.
К весне 1940 года Жуков уже командовал 9-м механизированным корпусом, обогнав по должности и званию своего бывшего командира. Казалось бы, чего переживать, если нужно радоваться и снисходительно смотреть на неудачника Рокоссовского. Но тут были старые счеты…
С началом войны Рокоссовский сумел проявить себя, действуя хладнокровно даже в самых сложных ситуациях. А потом был октябрь 1941 года, тот самый Вяземский прорыв. Рокоссовский поступает под командование Конева, которого быстро сменяет Жуков. Старые друзья снова встречаются, и первое, что сделал Жуков - вызвал к себе Рокоссовского и спросил:
А теперь скажи, уважаемый командарм, как и почему твоя армия попала в окружение?
Вот только вины Константина Константиновича в этом не было, поскольку он не командовал уже 16-й армией, а вел переданную ему 19-ю армию. Рокоссовский предъявил приказ Конева, который он заблаговременно запросил у прежнего комфронта в письменном виде.
В июне 1944 года войска, вверенные Рокоссовскому, окружили и уничтожили немецкую группировку войск в Белоруссии. За это ему было присвоено звание маршала. Именно 1-й Белорусский фронт должен был наступать на Берлин. Вот только Сталин решил сделать по другому.
«Мне кажется, – добавляет Жуков, – что после этого разговора между Константином Константиновичем и мною не стало тех теплых товарищеских отношений, которые были между нами долгие годы».
Думается, Рокоссовский справился бы не хуже Жукова. Многие высказывались, что последний попросту украл победу у Рокоссовского.
А всего-то за одно из высказываний в той злополучной характеристике, которая была написана еще в тридцатом году. Что за слова?
«К преподавательской и штабной работе допущен быть не может – органически ее ненавидит».
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там вы найдете массу уникальных и увлекательных публикаций, которых нет на моем канале на Дзен.