Найти в Дзене

Cекреты решения 1 части ЕГЭ по Биологии

основные ошибки в тестовой части и немного секретов Всего за первую часть можно получить 38 первичных баллов - а это 65% от всех баллов за экзамен, то есть, основное их количество. Пренебрегать первой частью - грубейшая ошибка, которую ни в коем случае нельзя допускать. Конечно же, нарешивать задания, учить теорию, следить за обновлениями кодификатора ЕГЭ, анализировать собственные ошибки. Изучите теорию еще раз. Повторение - это основа.
Проследите, в каких темах и номерах вы ошибаетесь наиболее часто. Подробно изучите алгоритмы решения этих заданий
И ни в коем случае не паникуйте. Любая проблема решаема, достаточно всего лишь захотеть :) задания, в которых ответ - слово
номер 1
задания о влиянии тех или иных условий на биологические факторы
номер 2
задания-задачи
номера 3 и 4
работа с картинкой и ее составляющими
номера 5 и 6, 9 и 10, 13 и 14
просто задания на теорию
номера 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20, среди которых встречаются задания на установление соответствия, множ
Оглавление
основные ошибки в тестовой части и немного секретов

Количество баллов:

Всего за первую часть можно получить 38 первичных баллов - а это 65% от всех баллов за экзамен, то есть, основное их количество. Пренебрегать первой частью - грубейшая ошибка, которую ни в коем случае нельзя допускать.

И что же делать?

Конечно же, нарешивать задания, учить теорию, следить за обновлениями кодификатора ЕГЭ, анализировать собственные ошибки.

А если не получается?

Изучите теорию еще раз. Повторение - это основа.

Проследите, в каких темах и номерах вы ошибаетесь наиболее часто. Подробно изучите алгоритмы решения этих заданий

И ни в коем случае не паникуйте. Любая проблема решаема, достаточно всего лишь захотеть :)

Какие задания можно встретить в первой части?

задания, в которых ответ - слово
номер 1

задания о влиянии тех или иных условий на биологические факторы
номер 2

задания-задачи
номера 3 и 4

работа с картинкой и ее составляющими
номера 5 и 6, 9 и 10, 13 и 14

просто задания на теорию
номера 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20, среди которых встречаются задания на установление соответствия, множественный выбор, анализ текста

работа с графиком/таблицей (номер 21)

Задание №1
или “как отличить наследственность от изменчивости”

Структура задания

Суть задания заключается в том, чтобы заполнить недостающий элемент таблицы или схемы недостающим термином (чаще - таблица). Здесь проверяется знание о роли биологии как науки в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Сложность задания

Коварные похожие термины, которыми ученики ошибочно подменяют другие термины. А еще орфография :)

И что же делать?!

Научиться отличать эти коварные похожие термины друг от друга и запомнить их правописание. Например, модификационная изменчивость отличается от мутационной тем, что при модификационной изменчивости не меняется генотип, а при мутационной меняется, хотя внешне отличить модификационную изменчивость от мутационной получится отнюдь не всегда.

Пример задания:
Представлены два признака мутаций. Первому - нерасхождение хромосом в мейозе - соответствует геномная мутация. Какая мутация соответствует замене одного нуклеотида в молекуле ДНК?

Решение:
Существуют геномные мутации - изменение числа хромосом в клетке, хромосомные - изменение структуры хромосомы, и генные - перестройка молекулы ДНК. Мы все это знаем, поэтому с уверенностью отвечаем: генная.

Кстати говоря, наследственность от изменчивости отличается тем, что наследственность - проявление признаков прошлых поколений у новых поколений, а изменчивость - появление новых признаков, отличных от тех, что были у прошлых поколений.

Задание №2
или “да кто эта ваша чертова каталаза?!”

Структура задания

Задание состоит из таблицы, в которой нужно указать изменения того или иного параметра в одну из сторон : увеличилось, уменьшилось или не изменилось - то есть сформировать результаты эксперимента без проведения самого эксперимента.

Сложность задания

Сложность задания заключается в использовании в нем названий тех или иных наименований веществ/организмов без прямой ссылки на его происхождение и/или строение.

И что же делать?!

Лучший вариант - нарешивать большое количество заданий. Да, к сожалению так бывает, но некоторые объекты исследований экспериментов заданий номер 2 проходятся и изучаются отнюдь не во всех школьных программах, а чаще на программах углубленного уровня. Но есть и общие свойства (например, большинство белков заканчиваются на -аза, и наследуют все их свойства соответственно).

Кстати, каталаза - белок, фермент, который, как и все остальные белки, денатурирует (разрушается) при нагревании. Он разрушает пероксид водорода при взаимодействии. Содержится в сырых мясе, растениях, грибах. Наиболее частые примеры в егэ - мясо и картофель.

Задание №3
или “целый рой мух - дрозофилл”

Структура задания

Задание представляет собой расчетную биологическую задачу на одну из следующих тем: хромосомный набор, биосинтез белка, различие соматических и половых клеток, физиология человека, экологические зависимости. Ответ обычно представляет собой какое-то число.

Сложность задания

Одно из самых легких заданий ЕГЭ по биологии, которое не требует особых знаний, однако важно не ошибиться в расчетах и правильно записать ответ - ученики часто не понимают, что от них хотят в этом задании.

И что же делать?!

Не поверите - нарешивать образцы! Да, это лучший метод решения таких задач. Но важно и повторять теорию, например, циклы растений, чтобы отличать плоидность тех или иных клеток.

Пример задания:
Какова продолжительность систолы желудочков сердца, если известно, что продолжительность всего сердечного цикла составляет 0,8 с, общей диастолы  — 0,41 с, систолы предсердий  — 0,12 с?

Решение:
Весь сердечный цикл включает в себя систолы желудочков и предсердий, а также общую диастолу.
х + 0,41 + 0,12 = 0,8
х = 0,27 с
Ответ : 0,27

Кстати, мухи дрозофилы прославлены на весь мир из-за исследований Томаса Моргана, который впоследствии открыл миру сцепленное наследование генов. А в соматических клетках мух было всего лишь 8 хромосом, поэтому работать с ними было намного легче.

Задание №4
или “да почему нельзя просто поделить?!”

Структура задания

Задание представляет собой задачу на скрещивание (дигибридное или моногибридное), ответ чаще всего представляет собой число, характеризующее вероятность рождения особи с заданным признаком.

Сложность задания

Также как и 3 задание, является одним из самых легких заданий первой части.

И что же делать?!

Подробно изучить материалы по генетике - и вы уже готовы решать это задание. По сути, опасность этого задания - невнимательность при вычислении.

Пример задания:
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность в процентах рождения ребёнка при полном доминировании с признаком, обозначенным черным цветом у родителей 1 и 2.

Решение:
Поскольку во втором скрещивании у “белых” родителей родился “черный” ребенок, делаем вывод, что черный признак - рецессив. Генотип женщины в 1 браке - аа, а мужчина - Аа (т.к. впоследствии родился ребенок с рецессивным признаком). Шанс проявления рецессива - 50%. Ответ: 50

Природа удивительна и может посылать нам любые возможные развития событий - пусть родится 50 детей с проявлением рецессива и 1 с доминантной аллелью, но шанс комбинации “аа” - проявления рецессива - будет всё так же 50% :)

Задание №5 и 6
или “да  как из бактерий можно получить инсулин?!”

Структура задания

Сутью задания является анализ картинки, на которой чаще всего изображены клетка/структуры клетки/бактерия. В общем, задание захватывает цитологию, микробиологию и энергетический обмен в клетке. Ответом является цифра, указывающая на нужную структуру.

Сложность задания

Несмотря на большое количество теориию задание оценивается средним уровнем сложности, поскольку количество теории всё же меньше, чем в других разделах.

И что же делать?!

Подробно изучать картинки к конспектам. Это задание направлено на умение ученика опознать ту или иную структуру в ее среде. Несмотря на небольшое количество теории, это задание имеет и собственные подводные камни - плохо пропечатанные бланки, нестандартные картинки, и другое.

-2

Пример задания:
Каким номером на рисунке обозначен органоид, в котором меняется кислотность?

Решение:
При слиянии с лизосомой среда вакуолей становится кислой. Отличить этот органоид можно исключительно зная, как он выглядит - на рисунке лизосома обозначена цифрой 6. Ответ: 6.

С помощью бактерий действительно можно получать инсулин! С помощью метода рекомбинантных плазмид люди меняют ДНК бактерии, чтобы та вырабатывала нужные человеку вещества. Использование живых организмов в производстве изучает наука биотехнология.

Задание №7
или “почему растения не способны к фагоцитозу”

Структура задания

Задание чаще всего связано с работой с картинкой, по которой нужно понять, связаны ли представленные термины с изображенным процессом или нет.

Сложность задания

В задании, как и в двух прошлых, основной темой являются цитология, микробиология, биотехнология и селекция. Задание включает такое же количество теории, однако чисто математически шанс получить за него хотя бы 1 балл выше, чем в прошлом.

И что же делать?!

Лучший способ решения таких заданий - анализ отдельных процессов. Лучше всего выписать сложные процессы отдельно, и по памяти восстановить все термины, которые так или иначе связаны с выписанными процессами. Так вы точно запомните связь между имеющимися терминами.

-3

Пример задания:
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, можно использовать для описания транскрипции у эукариот. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Признаки:

1 Образование полинуклеотидной цепи
2 Удвоение молекулы ДНК
3 Матрицей служит молекула ДНК
4 Соединяются нуклеотиды, содержащие дезоксирибозу
5 Участвует фермент ДНК-⁠полимераза
6 Происходит в ядре.

Решение:
«Выпадающие» признаки: 2)  удвоение молекулы ДНК; 4)  соединяются нуклеотиды, содержащие дезоксирибозу; 5)  участвует фермент ДНК-⁠полимераза. Удвоение молекулы ДНК происходит при репликации с участием ДНК-⁠полимеразы, в ходе транскрипции соединяются нуклеотиды, содержащие рибозу.
Ответ: 245.

Кстати, растения не способны к фагоцитозу из-за толстой клеточной стенки. Эта стенка сдерживает высокое давление сока вакуолей и сохраняет форму клетки постоянной. Большинство клеток растений способны к фотосинтезу, поэтому им и не нужен фагоцитоз :)

Задание №8
или “зачем нужна полиплоидизация”

Структура задания

Задание представляет собой несколько процессов, которые необходимо выставить в правильной последовательности. Чаще всего они так или иначе связаны с биотехнологией и селекцией, а также с цитологией или микробиологией.

Сложность задания

Одно из сложнейших заданий экзамена, так как тут невозможно просто “угадать” - тут необходимы конкретные биологические знания.

И что же делать?!

Упорная зубрежка, конечно, проверенный метод, но намного лучше понимать то, как проходят те или иные процессы. Лучше всего это сделать по картинкам - и на Биокурсе все конспекты содержат в себе картинки, на которых отражены все нужные процессы!

-4

Пример задания:
Установите последовательность этапов клонирования овцы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1.  Удаление ядра из яйцеклетки.
2.  Формирование зародыша.
3.  Выделение яйцеклетки из овцы.
4.  Получение генетически идентичных особей.
5.  Пересадка соматического ядра в яйцеклетку.

Решение:
Последовательность этапов клонирования овцы: 3)  выделение яйцеклетки из овцы → 1)  удаление ядра из яйцеклетки → 5)  пересадка соматического ядра в яйцеклетку → 2)  формирование зародыша → 4)  получение генетически идентичных особей.
Ответ: 31524.

Полиплоидизация применяется учеными как метод модификации растений и представляет собой краткое увеличение числа хромосом. Такие изменения помогают растениям выживать в более сложных условиях, а также не дают проявляться рецессивным мутациям.

Задание №9
или “почему финны в улитках, а не в Финляндии?”

Структура задания

Открывает второй блок заданий по одной теме после цитологии: многообразие организмов. Здесь часто встречаются вопросы о жизненных циклах растений, животных и грибов. Само задание аналогично заданию 5.

Сложность задания

Включает в себя большое количество теории по трем крупным темам, поэтому сложнее задания 5, но все еще легче многих других.

И что же делать?!

Задания связаны с анализом картинки, поэтому важно научиться анализировать и отличать друг от друга схожие процессы - лучше всего это делать, как раз изучая циклы растений и животных по этим картинкам, нарешивать задания этого типа.

-5

Пример задания:
Каким номером на рисунке поперечного среза ланцетника обозначена околожаберная полость?

Решение:
Околожаберная или атриальная полость ланцетника обозначена под номером 8.

Финны - одна из стадий развития ленточных паразитов, личинка червя. Паразитирует в промежуточном хозяине, и ему совсем необязательно быть гражданином Финляндии.

Задание №10
или “зачем в хлебе грибы?”

Структура задания

Продолжает тему многообразия живых организмов, является аналогом задания 6 в его блоке, как и 6, связано с предыдущим.

Сложность задания

Одно из самых сложных заданий экзамена, так как объем теории в этом задании превышает большинство других. В некоторые годы процент выполнения этого задания был ниже, чем у генетических задач второй части.

И что же делать?!

Теория, теория, и еще раз - теория. Только уверенное знание материала может помочь вам решить этот номер.

-6

Пример задания:
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла хламидомонады, обозначенными на рисунке выше цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)  покоящаяся стадия
Б)  половые клетки
В)  в благоприятных условиях делится митотически
Г)  переносит неблагоприятные условия
Д)  зооспоры
Е)  клетки данного типа сливаются друг с другом

1)  1
2)  2
3)  3
4)  4

Решение:
А)  Покоящаяся стадия  — 3.
Б)  Половые клетки  — 2.
В)  В благоприятных условиях делится митотически  — 1.
Г)  Переносит неблагоприятные условия  — 3.
Д)  Зооспоры  — 4.
Е)  Клетки данного типа сливаются друг с другом  — 2.

Дрожжи - одноклеточные грибы, которые мы используем при выпекании хлеба. Но не стоит их недооценивать - одна клетка одноклеточных грибов может достигать неимоверных длин относительно других клеток.

Задание №11
или “мальпи.. что??”

Структура задания

Заключительное задание блока “многообразие организмов”. Является аналогом задания 7 в собственном блоке и его решением также является множественный выбор.

Сложность задания

Сложнее задания 7 в силу количества теории, но все еще отнюдь не самое сложное задание первой части.

И что же делать?!

Лучшим методом подготовки к этому заданию будет сравнение биологических процессов, связанных с темой “многообразие организмов”. После достаточного количества времени, которое вы потратите на анализ, вы сможете легко отличать биологические явления друг от друга, как и их элементы.

-7

Пример задания:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие утверждения о прорастании семени являются верными?

1.  Семена не прорастают при попадании на субстрат, если зародышевый корешок направлен вверх.
2.  При прорастании для получения энергии семенам необходим кислород.
3.  Органические вещества семена прорастая поглощают через почву.
4.  Семенам не требуется свет для прорастания.
5.  Все семена прорастают при любой температуре.
6.  При прорастании семя поглощает воду, масса и объём семени увеличивается.

Решение:
Верные утверждения о прорастании семени:
2)  при прорастании для получения энергии семенам необходим кислород;
4)  семенам не требуется свет для прорастания;
6)  при прорастании семя поглощает воду, масса и объём семени увеличивается.

Мальпигиевы сосуды - органы выделения у членистоногих. Интересно, что они возникли у разных классов независимо друг от друга: у насекомых из эктодермы, а у паукообразных - из энтодермы.

Задание №12
или “амебы тоже животные”

Структура задания

Задание состоит из 6 таксонов, которых нужно выстроить в порядке возрастания/убывания.

Сложность задания

Скорее всего, самое легкое задание первой части, для которого достаточно знать лишь порядок таксонов.

И что же делать?!

Знать, что такое таксоны и внимательно читать задание - иногда просят расположить в порядке от большего к меньшему, иногда наоборот.

-8

Пример задания:
Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

1.  Семейство Волчьи (Псовые).
2.  Класс Млекопитающие.
3.  Вид Обыкновенная лисица.
4.  Отряд Хищные.
5.  Тип Хордовые.
6.  Род Лисица.

Решение:
В систематике животных: царство  — тип  — класс  — отряд  — семейство  — род  — вид. Так как просят указать с наименьшей, то пишем в обратном порядке: вид Обыкновенная лисица → род Лисица → семейство Волчьи (Псовые) → отряд Хищные → класс Млекопитающие → тип Хордовые.

Да, амебы тоже животные, а не бактерии. Простейшие - особый класс животных, в который входят одноклеточные организмы, имеющие обособленное ядро (что отличает их от бактерий), способные к гетеротрофному питанию и не имеющими клеточных стенок (что отличает их от растений).

Задание №13
или “таинственный шестой анализатор”

Структура задания

Начинает еще один блок заданий, посвященный строению организма человека.
Является аналогом заданий 5 и 9 в соответствующих блоках.

Сложность задания

Самое легкое в блоке, но не самое легкое в ЕГЭ, поскольку количество теории по организму человека одно из самых больших в экзамене.

И что же делать?!

Как и в заданиях 5 и 9 - изучать картинки, нарешивать образцы, повторять теорию.

-9

Пример задания:
Какой цифрой на рисунке обозначено место наибольшей остроты зрения?

Решение:
Жёлтое пятно  — место наибольшей остроты зрения обозначено на рисунке цифрой 11.

Кстати, шестой человеческий анализатор - это не шестой глаз, который открывает нам экстрасенсорное видение мира, а вестибулярный аппарат. Располагается он во внутреннем ухе, а именно в его полукружных каналах, а его центры напрямую связаны с мозжечком и височной долей коры головного мозга.

Задание №14
или “почему вампиры имеют длинные клыки?”

Структура задания

Продолжает третий блок заданий (анатомия) и является аналогом заданий 6 и 10, то есть, необходимо установить соответствие между признаками и факторами/органами и свойствами.

Сложность задания

Анатомия - один из самых сложных разделов экзамена, и это задание является одним из самых сложных заданий в ЕГЭ.

И что же делать?!

Как и в прошлых заданиях - анализировать и изучать иллюстрации к процессам, рисунки органов, и другое - посредством этого вы сможете понять, как они устроены, постепенно у вас выстроятся зрительные ассоциации.

-10

Пример задания:
Установите соответствие между характеристиками и структурами дыхательной системы, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции подберите соответствующую позицию.

А)  содержит голосовые связки
Б)  разделена на три хода: верхний, средний и нижний
В)  ограничена щитовидным хрящом
Г)  покрыта вкусовыми почками
Д)  содержит обонятельные рецепторы
Е)  защищает трахею от попадания инородных частиц

Решение:
1.  Носовая полость: Б)  разделена на три хода: верхний, средний и нижний; Д)  содержит обонятельные рецепторы.
2.  Ротовая полость: Г)  покрыта вкусовыми почками.
3.  Гортань: А)  содержит голосовые связки; В)  ограничена щитовидным хрящом; Е)  защищает трахею от попадания инородных частиц.
Ответ: 313213

Кстати, вампирам нужны клыки отнюдь не только, чтобы “прокалывать” кожу. С их помощью они могут еще и удерживать жертву - действие клыков равносильно крючку, на который ловят рыбу. А после этого клыками можно еще и разрезать мясо. К остальным животным это, кстати, тоже относится.

Задание №15
или “ингибиторы? типа Ингеборга?”

Структура задания

Продолжает 3 блок заданий и является аналогом номеров 7 и 11 - множественный выбор. Ответом также является последовательность цифр.

Сложность задания

Несмотря на объем материала, относительно других заданий в этом блоке является самым легким, так как часто можно исключить некоторые варианты с помощью логики.

И что же делать?!

Сравнивать! Лучший метод решения таких заданий - сравнение, как было указано ранее. Сравнение физиологических процессов человека, морфологических особенностей систем и органов является ключом к решению этого номера.

-11

Пример задания:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из утверждений верны для процессов пищеварения в желудке?

1.  Происходит в кислой среде.
2.  Активен фермент пепсин.
3.  Активен фермент амилаза.
4.  Белки расщепляются до пептидов.
5.  Ферменты поступают из поджелудочной железы.
6.  Желчь эмульгирует жиры.

Решение:
Для процессов пищеварения в желудке верны утверждения:
1)  происходит в кислой среде;
2)  активен фермент пепсин;
4)  белки расщепляются до пептидов.
Остальные происходят в тонкой кишке или свойственны ей.

Ингибиторы - вещества, которые, в отличие от катализаторов, замедляют протекание каких-либо химических процессов. Нет, их название никак не связано с именем артистки Ингеборги Дапкунайте.

Задание №16
или “артериальная кровь в венах”

Структура задания

Закрывает 3 блок заданий и является аналогом номера 8, где требуется установить последовательность процессов, происходящих друг за другом.

Сложность задания

Одно из самых опасных заданий в силу огромного количества теории, да еще и многие термины очень похожи.

И что же делать?!

А вот тут надо учить. Конечно, учить надо везде, но тут это требует особенно кропотливого отношения. Из интересного : это задание стабильно заваливают 39% учеников (0 баллов), поэтому будьте особенно осторожны при подготовке к нему.

Пример задания:
Установите, в какой последовательности в организме человека кровь проходит малый круг кровообращения.
1.  Левое предсердие.
2.  Легочные капилляры.
3.  Легочные вены.
4.  Легочные артерии.
5.  Правый желудочек

Решение:
Из правого желудочка кровь идет по легочной артерии в легкие, в легочных капиллярах происходит обмен газами, по легочным венам кровь возвращается в левое предсердие.

Ответ: 54231.

Малый круг кровообращения работает следующим образом: кровь, насыщенная углекислым газом, после легких очищается и насыщается кислородом, кровь становится артериальной (артериальная кровь - насыщенная кислородом, а не чистая) и течет по легочным венам к сердцу :)

Задание №17
или “я не деградирую, это идиоадаптация”

Структура задания

Задание на тему “Эволюция”. Чаще всего здесь представлен текст, из которого нужно выделить предложения с нужным критерием/признаком.

Сложность задания

Задание простое, главное - уметь различать критерии друг от друга, а также знать движущие силы эволюции и типы развития.

И что же делать?!

Лучший способ - нарешивать задания. Это одна из самых интересных тем в биологии, которая, к тому же, может пригодиться и в обычной жизни (особенно в спорах о происхождении человека) и знать ее в любом случае полезно.

Пример задания:
Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации  — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции  — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов  — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.

Решение:
Конвергентная эволюция  — эволюционный процесс, при котором возникает сходство между организмами различных систематических групп, обитающих в сходных условиях.
Необходимо выбрать три предложения, в которых даны примеры конвергенции.
(3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации  — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции  — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов  — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.

Идиоадаптаптация отличается от деградации тем, что при идиоадаптации вид меняется без изменения уровня организации, а вот деградация заставляет вид менять свой уровень организации, тем самым упрощая строение организма.

Задание №18
или “не принижайте достоинство биосферы”

Структура задания

Задание на тему “Экосистема. Закономерности экосистем”, ответом будет являться множественный выбор.

Сложность задания

В целом, задание легкое, часто можно решить даже просто опираясь на логику. Но важно знать терминологию (например, косное, биокосное вещества, и т.д).

И что же делать?!

В целом, задание легкое, часто можно решить даже просто опираясь на логику. Но важно знать терминологию (например, косное, биокосное вещества, и т.д).

-12

Пример задания:
Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе?

1.  Увеличение численности хищников.
2.  Отстрел животных.
3.  Подкармливание животных.
4.  Распространение инфекционных заболеваний.
5.  Вырубка деревьев.
6.  Суровые погодные условия зимой.

Решение:
Антропогенные факторы (деятельность человека), оказывающие влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе: отстрел животных, подкармливание животных, вырубка деревьев.
Увеличение численности хищников и распространение инфекционных заболеваний  — это биотические факторы; суровые погодные условия зимой  — абиотические факторы.

Биосфера - живая оболочка Земли - такая же оболочка, как литосфера, гидросфера, атмосфера! Не забывайте про нее, когда перечисляете их. Она обидится.

Задание №19
или “паразиты тоже нужны”

Структура задания

Продолжение прошлого задания, только упор уже идет на биосферу. Ну и само задание - установление соответствия, хотя встречается и множественный выбор (реже)

Сложность задания

Как и прошлое, можно решить с помощью логики, но, помните, что бесплатных баллов в ЕГЭ по биологии нет.

И что же делать?!

Труды Вернадского как никогда актуальны. В крайнем случае, почитайте учебник по биологии за 10-11 класс.

-13

Пример задания:
Установите соответствие между экологическим фактором и его видом.
Фактор:
A)  хищничество
Б)  отсутствие корма
B)  снежный покров
Г)  бобровая плотина
Д)  внесение удобрений в почву
Е)  смена времен года
Вид фактора:
1)  абиотический
2)  биотический
3)  антропогенный

Решение:
Элементы окружающей среды, оказывающие влияние на живые организмы называются экологическими факторами. Они подразделяются на абиотические, биотические и антропогенные. К числу абиотических факторов относятся элементы неживой природы: свет, температура, влажность, осадки, ветер, атмосферное давление, радиационный фон, химический состав атмосферы, воды, почвы и тому подобное. Биотическими факторами являются живые организмы (бактерии, грибы, растения, животные), вступающие во взаимодействие с данным организмом. К антропогенным факторам относятся особенности среды, обусловленные трудовой деятельностью человека.
Абиотические  — снежный покров, смена времен года. Биотические  — хищничество, отсутсвие корма, бобровая плотина. Антропогенные  — внесение удобрений в почву.

Ответ: 221231.

Природа гениальна, и паразиты появились не просто так. Такие организмы сдерживают избыточный рост популяций, что позволяет экосистемам оставаться стабильными и устойчивыми. Только вот жаль, что некоторые люди равняют себя с трутовиками.

Задание №20
или “интрига всей первой части”

Структура задания

Причудливое задание, которое объединяет в себе множественный выбор и установление соответствия. Ответ - последовательность трех цифр.

Сложность задания

Ты никогда не знаешь, что тебя тут ждет, так как здесь включены почти все темы, которые есть в ЕГЭ по биологии, поэтому будет тебе известна тема лишь на самом экзамене.

И что же делать?!

Нарешивать, нарешивать, нарешивать и еще раз нарешивать образцы. К такому заданию нет определенной теории - оно абсолютно рандомное, и в нем достаточно легко ошибиться, поэтому с ним надо быть очень осторожным, а лучше всего бороться с ним поможет именно практика.

Пример задания:
Рассмотрите рисунок. Назовите тип и фазу деления ядра исходной диплоидной клетки, укажите количество генетического материала в клетке в эту фазу и происходящий процесс. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.
Список терминов и процессов
1.  Мейоз, метафаза I.
2.  Митоз, метафаза.
3.  Мейоз, метафаза II.
4.  2n4c.
5.  n2c.
6.  4n4c.
7.  Двухроматидные хромосомы образуют экваториальную пластинку.
8.  Биваленты образуют экваториальную пластинку.

Решение:
Тип деления и фаза: митоз, метафаза (хромосомы не конъюгировали и не было кроссинговера, стоят в метафазной пластинке) - 2.
Количество генетического материала - 2n4c - удвоение молекул ДНК происходит еще в интерфазе - 4.
Процессы - это не мейоз, поэтому бивалентов тут быть не может - двухроматидные хромосомы образуют экваториальную пластинку - 7.
Ответ:247.

Задание №21
или “бесплатный бывает только сыр в мышеловке”

Структура задания

Работа с таблицей или рисунком - нужно выбрать верные утверждения, описывающие процесс/статистику, данные в задании.

Сложность задания

Здесь не нужны биологические знания. Но это задание очень легко завалить - иногда даются адские формулировки, в которые ну очень легко поверить.

И что же делать?!

Нарешивать образцы, конечно, важно, но самое главное - НЕ СПЕШИТЬ! Из-за уверенности в легкости задания ученики часто допускают в нем ошибки, что чревато потерей баллов.

-14

Пример задания:
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа этого графика. Активность фермента:

1)  зависит от его количества и температуры среды;
2)  максимальна при температуре 43 градуса;
3)  равна нулю при 11 градусах;
4)  с повышением температуры выше пятидесяти градусов резко падает;
5)  оптимальна в диапазоне 36–46 градусов.Пример задания:

Решение:
Проанализировав график «Зависимость активности ферментов от температуры», находим верные выводы.
Активность фермента: максимальна при температуре 43 градуса; оптимальна в диапазоне 36–46 градусов.
Остальные выводы нельзя сделать из данной таблицы.
Например, с повышением температуры выше пятидесяти градусов резко падает  — неверно, так как начала резко падать уже при 46 °C.

Ответ: 25.