Давненько не баловала вас разбором традиционных сказочных сюжетов русской сказки. А ведь абсолютно напрасно, в них зашифрованы древнейшие знания и мировоззрение наших предков, открывать которые для себя безумно познавательно и интересно!
Итак, Знакомство с русским фольклором и сказочным миром у всех современных детей начинается с мега популярных русских сказок разряда «Репка», «Жили у бабуси 2 веселых гуся» и «Курочки рябы» (вариант в изложении К. Ушинского). Незамысловатый сюжет, полный переживательных эмоций за главных героев, коими выступают дед да баба, порицание непутевой мышки и счастливый финал с хэппи эндом, все способствует развитию внимания, эмпатии, позитивного мышления у малыша.
Однако эта сказка, как можно предположить, имела у наших предков гораздо более глубокое значение, утраченное со временем, и более развернутый текст, с одним из вариантов которого, записанным известным фольклористом позапрошлого века А. Афанасьевым (сборник «Народные Русские сказки», 1855-1863гг.) предлагаю ознакомиться ниже:
«Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.
Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут?
Старики начали пересказывать:
— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему всё горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?
Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал!»
Главные герои здесь курочка татарушка (в более позднем изложении ряба), костяное (золотое) яичко из-за которого сыр бор, мышка и дед с бабой. Все остальное второстепенно. Предлагаю рассмотреть их.
Курочка
С учетом того, что всем известным версиям сказки о Курочке-Рябе (а их более десятка) тысячи лет, то вероятнее всего прообразом главной героини была не домашняя курица, которую окончательно одомашнили всего 3,5 - 4 тысячи лет назад, а обыкновенный рябчик, а скорее всего утка. В древние времена они водились в изобилии на огромных пространствах. Утка у многих народов мира была наделена особыми качествами:
В мифологии древних финно-угорских народов, заселявших в большей части центр Европейской части России и ее Северо-Запада, образу утки придавалось очень большое значение. Согласно сюжету о сотворении мира, именно утка (Одно из названий которой было Гагара), доставала землю со дна океана и сносила яйцо, из которого происходили земля, небо, небесные светила. Именно утка символизировала космическую силу, ответственную за мироздание, пространство для жизни людей. В пантеоне славянских богов с уткой тесно связано чисто женская богиня Макошь, которая считалась покровительницей женского начала (созидания), защитницей женщин и девушек. Издревле её просили дать лёгкие роды и здоровых детей.
Яйцо
Считается, сюжет «Курочки» содержит мотив, который восходит к древнейшим мифологическим представлениям многих народов мира. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца, судя по представлениям славян, финнов, древних греков, жителей Китая, Индии, Индонезии, Океании, Австралии, Африки и. т. д., и возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, и т. п.).
Некоторые исследователи (например В. Н. Топоров ) реконструировали этот мотив по другим текстам сказочного типа, содержащих упоминание о яйце мире (сюжет 301 — «Три царства: золотое, серебряное и медное») и близким к нему.
С другой стороны ранняя отсылка к костяному, в более поздних вариантах
К золотому яйцу не может не вызывать вопросов. Кость как и золото издревле ассоциировалось в культурах многих народов мира со смертью и загробным миром. Если само по себе яйцо считалось символом мира, то костяное и/ золотое яйцо символизировало анти-жизнь, близкую кончину человечества, лицом которого служили старики в этой сказке. Именно поэтому дед и баба хотели его поскорее разбить. Только вот план их нарушила Мышка, которая в древности воспринималась медиатором — странником по двум мирам: живому и мертвому. Тот факт, что именно она разбивает яйцо, становится страшным, тревожным и непредсказуемым событием для всего живого. Именно поэтому в сказке после разбития мышкой яйца начинается хаос, в этом причина слез деда и бабки.
Мышь
Этот зверек не случайно Включен в контекст сказки и присутствует во всех ее вариантах от самых древних до наших дней. В сказке она является предвестником смерти и в аллегорическим смысле предвестником конца света, отчего все вокруг как сходят с ума. Подробно о дьявольской сущности мыши, о её причастности к загробному миру в мировоззрении наших предков я рассказывала в отдельной статье, с содержанием которой можно познакомиться по ссылке ниже 👇
Дед и баба/старик и старуха
Пожилая супружеская пара в сказке о курочке олицетворяют перволюдей, своеобразных языческих Адама и Еву. Не даром несмотря на все перепитии сквозь весь текст разнообразных вариантов сказки чувствуется к ним уважение и в то же время жалость, которая в контексте близкого конца жизни и означает смерть главных героев. Поэтому появление нового яичка уже самого обыкновенного и воспринимается стариками так радостно: это событие дает отсрочку смерти и сулит сытую спокойную жизнь ещё какое то время.
По другой версии ( этнографа Л. Г. Мощенской) в «Курочке Рябе» отражается глубинный слой мифопоэтических представлений, содержих в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) — мышка, а верхнний мир — золотое космическое яйцо. Амбивалентный характер центральных действующих героев сказки, мышки и курочки, позволяет рассматривать сюжет в двух ключах: положительном, созидательном (разбиение яйца – это создание звездного неба) и отрицательном, разрушительном: скорой грядущей смерти главных героев.
В общем ключе это древний миф, низведенный до состояния сказки о начале и конце мира, о вечном противостоянии жизни и смерти.
Вот такая непростая история у простенькой детской потешки про всем известную Курочку Рябу.
Пишите в комментариях, догадывались ли вы о подобной глубине всем известного сказочного сюжета или привыкли видеть плоское изображение Рябы в книжках для малышей?
Всегда ваша Морозова 💙
Мои проекты:
Основной канал Дзен, посвященный истории, активному отдыху, кладоискательству и путешествиям https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Моя группа В Контакте