Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Такой баскетбол нам не нужен!

Такая версия знаменитой цитаты Николая Озерова (в оригинале речь шла о хоккее) прозвучала в спортивно-музыкальном фильме «Центровой из поднебесья» (1977), посвящённой, как нетрудно догадаться, баскетболу. Который, кстати, поначалу главный герой называет глупой игрой, несмотря на то, что сам им занимался.

А ещё в этом фильме зрители могли бы увидеть Аллу Пугачёву: певица претендовала на главную роль. Однако её не утвердили, зато за кадром остался голос Аллы Пугачёвой, спевшей за героиню все песни.
Кадр из фильма «Центровой из поднебесья»
Кадр из фильма «Центровой из поднебесья»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий для фильма написал Василий Аксёнов, и мне этот факт кажется удивительным: всё-таки Аксёнов преуспел в прозе серьёзной, драматической, а сюжет «Центрового из поднебесья» — лёгкий и незатейливый. Есть обоснованная версия, что

на создание этого сценария Аксёнова вдохновила феноменальная победа советской баскетбольной сборной на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене.

Об этом рассказал исполнитель главной роли, а ещё в ленте есть момент, прямо отсылающий к тем событиям, — в решающем матче советские спортсмены в последние три секунды обыграли американцев, как и на ОИ-1972.

Постановкой занялся Исаак Магитон, и для него такой жанр был как раз органичен. Интересно, что предыдущая работы Магитона тоже была о спорте, хотя и адресована детской аудитории — «Ни слова о футболе» (1973). Режиссёр вообще считался мастером детского кино, основная часть его картин создана как раз для таких зрителей. На этот раз речь идёт о студентах (отмечу, что выглядят герои всё же старше). Из любительской баскетбольной команды «Студент» накануне важного международного турнира уходит центровой. Тренер Самсон Грозняк решает использовать «новые технологии»: снимать тренировки и игры на кинокамеру и, анализируя кадры, отрабатывать технику игры без центрового. На сборах в горах Грозняк и его помощник-оператор Харитончик встречают беззаботного чабана-флейтиста огромного роста. Такой парень определённо может занять место в команде!

Кадр из фильма. Сергей Кретов в роли Юры Кулич-Куликовского
Кадр из фильма. Сергей Кретов в роли Юры Кулич-Куликовского

Но чабан, он же практикант-метеоролог Юра Кулич-Куликовский, отказывается. А позже на подъёмнике случается авария, и Юра спасает застрявшую там девушку. Любопытно, что

висящая на подъёмнике посреди непогоды красавица читает книгу стихов Андрея Вознесенского. Впрочем, её тяга к поэзии объяснима: Нина — солистка ВИА. И, конечно, она настоящая красавица, в которую Юра тут же и влюбился.

Сейчас ансамбль гастролирует по маршруту Одесса-Вильнюс-Тбилиси-Москва и оказывается, что по тому же маршруту двигается и баскетбольная команда «Студент», участвующая в чемпионате. Так что Юра всё решает к ней присоединиться, чтобы следовать за любовью. А там недалеко и до спортивных успехов, хотя, разумеется, путь к ним лёгким не будет.

При выборе главного исполнителя режиссёр сразу столкнулся со сложностью:

отыскать актёра баскетбольного роста — задача нетривиальная.

В конце концов на роль утвердили непрофессионала Сергея Кретова, случайно обнаруженного ассистентами режиссёра.

Кадр из фильма. Сергей Кретов
Кадр из фильма. Сергей Кретов

В некотором смысле 20-летний Сергей Кретов сыграл сам себя — он тогда был студентом МГУ и баскетболистом-любителем, не только игравшим за университетскую сборную, но и представлявшим СССР на юниорском чемпионате Европы в 1974 году. Правда, озвучание роли потом ему всё-таки не доверии, сделал это профессиональный актёр Алексей Инжеватов. И, видимо, съёмочный процесс на Сергея Кретова впечатления не произвёл:

роль в «Центровом из поднебесья» осталась единственной его появлением в кино, жизнь он связал с менее творческой областью — экономикой, где сделал и научную, и практическую карьеру.

На роль певицы Нины, покорившей сердце Сергея, претендовала Алла Пугачёва, которая тогда некоторую известность имела, но большой знаменитостью пока не стала. Однако она проиграла профессиональной актрисе Людмиле Суворкиной.

Кадр из фильма. Людмила Суворкина
Кадр из фильма. Людмила Суворкина
По распространённой версии, Алле Пугачёвой было отказано из-за возраста: певице исполнилось 26. Но с этим можно поспорить, поскольку Людмила Суворкина была ненамного младше — актрисе было 24 года.

Я бы скорей предположила, что Людмила Суворкина более достоверна в образе девушки, в которую можно влюбиться с первого взгляда: она более миловидна и стройна, она как-то воздушнее и романтичнее.

Кадр из фильма. Людмила Суворкина
Кадр из фильма. Людмила Суворкина

Алла Пугачёва тут была бы более громоздка, что ли, более массивна. В неё, думаю, можно было бы влюбиться как в мощную, талантливую, харизматичную личность, но вряд ли с первого взгляда. Внимание, пожалуйста! Я говорю о середине семидесятых, а не о сегодняшнем дне! Очень прошу не передергивать мои слова!

Кадр из фильма. Людмила Суворкина. Похожа на Аллу Пугачёву?
Кадр из фильма. Людмила Суворкина. Похожа на Аллу Пугачёву?

Тем не менее, солистка ВИА «Приключение» Нина, сыгранная Людмилой Суворкиной, поёт голосом Аллы Пугачёвой. И забавно, что на общих планах она очень на неё похожа.

Кадр из фильма. Из грозные парни, бандитского даже вида — всего лишь безобидные музыканты, коллеги Нины по ВИА
Кадр из фильма. Из грозные парни, бандитского даже вида — всего лишь безобидные музыканты, коллеги Нины по ВИА

Роль тренера Самсона Грозняка, которого критики позднее охарактеризовала как «спортивный симбиоз Наполеона и Дон-Кихота», получил грузинский актёр Борис Ципурия, а голос ему дал Борис Иванов, за что отдельное спасибо режиссёру Исааку Магитону.

Кадр из фильма. Борис Ципурия. Кажется, что между ним и Борисом Ивановым, его озвучившим, даже есть внешнее входство
Кадр из фильма. Борис Ципурия. Кажется, что между ним и Борисом Ивановым, его озвучившим, даже есть внешнее входство

В роли кинооператора Харитончика — дебютант Юрий Машкин,

Кадр из фильма. Юрий Машкин
Кадр из фильма. Юрий Машкин

а спортивного комментатора Слоновского, которому и принадлежит фраза, вынесенная в заглавие, — Аркадий Арканов, уже хорошо известный писатель-сатирик.

Кадр из фильма. Аркадий Арканов
Кадр из фильма. Аркадий Арканов

С кино Арканов был знаком довольно близко, но лишь как сценарист, и вот теперь появился на экране. Но кинокарьеру писателя блестящей не назвать: в следующий раз он снялся через девять лет. Впрочем, вряд ли Аркадия Арканова это беспокоило, ведь огромного успеха и всесоюзной славы он достиг как писатель и эстрадный артист. А ещё отмечу, что главным консультантом фильма был сам Николай Озеров, так что парафраз его комментария наверняка был с ним же согласован.

«Центровой из поднебесья» встретился со зрителями в марте 1977 года. Фильм сложно причислить к выдающимся, но как симпатичное развлечение на один-два раза он отлично подойдёт. Помимо Аллы Пугачёвой в записи песен к нему приняли участие Олег Анофриев, Роберт Мушкамбарян и Александр Барыкин. А ещё картина подарила аудитории два хита (авторы всех прозвучавших тут композиций — советские легенды поэт Леонид Дербенёв и композитор Александр Зацепин): «До свиданья, лето» и «Любовь одна виновата», которую, по-моему, и сейчас нередко можно услышать в исполнении кого угодно.

Ну и в заключение скажу, что

«Центровой из поднебесья» — лента в большей степени музыкальная и совсем чуть-чуть спортивная. А жаль, хотелось увидеть там больше баскетбола.
Кадр из фильма. Сергей Кретов и Борис Ципурия
Кадр из фильма. Сергей Кретов и Борис Ципурия

Это я говорю, как человек, который играл в баскетбол со школы и даже выступал за факультетскую сборную. В этом смысле, конечно, колоссальное впечатление производит российская драма «Движение вверх» (2017), где спорт показан великолепно. И ещё раз внимание, здесь речь только о финальной части, где демонстрируется матч СССР-США, которая сделана так, что дух захватывает, а не о фильме в целом.

А каким спортом вы занимались?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-12

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: