С праздником, уважаемые читатели! Среди иконописных образов есть такие, которые отражают не те события, которые произошли, а то, что увидели духовным зрением те или иные люди, не обязательно святые, но благочестивые. Они не навязывали никому веру в своё видение, но рассказали о нём в назидание. Записали сами или поведали другим, которые и сделали записи позже. То есть подобные изображения почти всегда делаются на основе текстов, как и в нашем случае.
Есть такой вид произведений - Скитский Патерик. Он рассказывает о жизни древних монахов из скитов, представляет собой одну из разновидностей таких сборников рассказов. Особенность именно такого вида патерика в том, что он распределяет эти рассказы по главам, которые раскрывают добродетели.
Один из рассказов этого патерика называется «Иже на всенощных бдениях полезно души и благоугодию пред Богом не расслаблятися леностию». Речь в рассказе шла о Пасхальном богослужении. Некто Евлогий, названный блаженным (в данном случае это означает, что он был глубоко верующим и был счастлив этим, а также благодаря своей вере обладал духовным зрением), видел на службе кроме монахов ещё и ангелов.
Ангелы сначала пели на богослужении вместе с монахами, а после службы многим выходящим из храма давали дары. Эти дары они брали из прозрачных корзин, разные дары лежали в разных корзинах. Итак, ангелы дарили, например, монеты (золотые, серебряные и медные). Золотые, как объяснял Евлогий, получали те монахи, которые молились всю ночь в среду и пятницу, по воскресеньям и на великие праздники. Серебряные монеты получали те, кто молились с полуночи до утра, отдохнув перед этим от дневных трудов. Медные монеты ангелы давали тем, кто пел молитвы и псалмы. Другим монахам достались просфоры или кусочки просфор. Целые просфоры получали усердные в чтении богоугодных книг, кусочки же просфор ангелы давали новоначальным, потому что нелегко изменить свой образ жизни и уйти от мира, но эти люди принесли такую жертву Богу.
Некоторым монахам ангелы не давали чего-либо, но благословляли их по-другому. У них были золотые кадила, из которых шёл благовонный дым ладана, и они кадили монахов из этих кадил. Также у них был золотой сосуд, и из него некоторые монахи были помазаны миром (ароматным маслом).
Евлогий раскрывает смысл даров от ангелов: каждая монашеская добродетель, совершаемая со страхом Божиим и терпением, награждается ангелами. Понятно, что получающий золотую монету получил больше, чем тот, у кого серебряная или медная. Это значит, что подвиг всенощной молитвы без саможаления больше подвига молитв с отдыхом, или пения псалмов. Хотя это тоже подвиги, и они тоже награждаются. Читать духовную литературу также полезно и душеспасительно, поэтому такие монахи тоже получают свою награду.
Кадят ангелы тем монахам, которые живут недостойно, но раскаиваются, церковная служба приводит их в покаянное чувство. Помазание получили обладающие добродетелью послушания.
Но Евлогий увидел не только дары, но и отношение к ним монахов. Некоторые из получивших дар оставляли его в храме и покидали службу без дара. Евлогий объяснял, что так делают те, кто увлекаются неправославными учениями и тем самым лишаются духовной пользы и плодов от своих подвигов.
Представленное изображение Видения Евлогия - самое раннее из дошедших до нас. Это фреска известного иконописца Дионисия 1502-1503 годов из храма Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Она располагается на северной стене у входа в жертвенник.
Интересно, что фон изображается условный, и только Престол на первом плане указывает на то, что всё происходит в храме, а не где-либо ещё. На престоле лежит крест, монахи поклоняются ему. Также иконописец изображает практически одинаковое количество ангелов и монахов. Возможно, это определённая интерпретация рассказа патерика, заключающаяся в том, что эти ангелы были ангелами-хранителями монахов.
На более поздней иконе из Сольвычегодска композиция видения несколько изменена. Так, действие разворачивается на фоне величественного белокаменного храма с тремя куполами и образом Богоматери Знамение над входом в него. Кроме храма, есть звонница (слева от храма) и колокольня (справа). Характерно, что оба монаха бьют в колокола, то есть это либо важный момент службы, либо завершение богослужения. По тексту повести это должно было быть завершение богослужения, но некоторые определённая деталь изображения не даёт сделать такой вывод как однозначный.
Ангелы действуют в соответствии с текстом повествования. Преподобный Евлогии изображен слева, внизу, стоящим на кафедре. В руках его - развернутый свиток с текстом поучения: "не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни своей ниже да изыдет велиречие из уст ваших". Другие поучения начертаны на свитках ангелов, представленных в центре: "друг друга тяготы носите и так исполните заповедь Христову", "слово Христово да вселится в вас благодатно во всяко премудрость сердцах ваших". Симметрично образу Евлогия справа изображена группа монахов, не получающих дары, ангел провожает их вон из храма.
Видение преподобного Евлогия соединено в этой иконе с изображением чина "благословения хлебов", совершаемого по окончании всенощного бдения - после чтения "Отче наш" и пения тропаря воскресной вечерни "Богородице Дево". Ему соответствует сцена поклонения сосуду с хлебами преподобных старцев в центре изображения. Лучше эту сцену видно на следующем образе, части современной росписи храма.
Благословение хлебов при завершении всенощной совершается в воспоминание о благословении Христом пяти хлебов и насыщении ими пяти тысяч человек. Оно прообразует таинство Евхаристии. Усиливается этот мотив благодаря образу Богоматери Знамение над входом в храм. Изображение Младенца Христа воспринимается здесь как символ хлеба духовного, пребывающего в лоне Матери Церкви.
Тем самым иконописцы не просто иллюстрируют сюжет из Скитского Патерика, но и развивают его, углубляют и привносят новое в его понимание.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!