«Давай пробираться к выходу, пока вся толпа не ринулась туда же. Бежим отсюда скорее!». Момент покидания парка был настолько эпичным, что мне казалось, будто мы попали в какой-то фильм. В небе разрываются фейерверки, люди заворожённо смотрят на зрелище, а мы осторожно и очень быстро движемся мимо застывших фигур к выходу. Ещё несколько минут и гости осеннего фестиваля направятся туда же. И тогда шансов успеть на последнюю электричку в Санкт-Петербург почти не останется...
А начиналось всё в первых числах сентября, когда я увидела рекламу осеннего фестиваля фонтанов. В этом году праздник посвятили сказкам Пушкина. О том, какие сомнения одолевали нас после покупки билетов, каждый из которых стоил 2000 рублей, я уже писала. Сейчас расскажу, что мы увидели в Петергофе, и какой вывод я сделала.
У всех проблем одно начало...
На территорию парка запускали заранее, но приехать туда стоило ещё раньше. Примерно на 2-3 часа. Почему? Вот наглядное объяснение:
Это очередь на вход. Все эти люди уже купили билеты и стоят здесь, чтобы посетить шоу. Мы присоединились к очереди около 17 часов, а вошли в парк в 18.30, изрядно озябнув на ветру.
Что мы увидели
Как и обещали организаторы, фестиваль в этом году проходил на нескольких площадках. Чтобы посмотреть все, пришлось спешно передвигаться по парку. Сейчас коротенько (минут на 40) опишу каждую площадку: что там было, и какие впечатления вызвало.
«Три девицы»
Первым мы увидели перформанс «Три девицы»: три девушки в образе сказочных персонажей Пушкина пели песни по мотивам известных с детства строк. Красиво, колоритно, но почему-то мне было больше жаль девушек, вынужденных почти неподвижно сидеть на холодном ветру.
«Живая голова»
На карте фестиваля это место называлось "Интерактивная лендарт-инсталляция". А на входе в "голову" висело предупреждение, что людям с эпилепсией туда заходить не надо... Потом я поняла почему. Инсталляция внутри вибрировала и издавала хаотичные громкие звуки, напрягая глаза резкими всполохами света. В общем, я сказочной атмосферы не почувствовала... Наверное, этот вид искусства не для меня.
«Саша спит»
Далее мы прошли к спектаклю, в котором няня Арина Родионовна читала сказки спящему в кроватке Александру Сергеевичу, одновременно общаясь со зрителями. Вокруг кружили духи из сновидений поэта, создавая мистическую атмосферу. Разглядеть что-то из-за толпы было сложно, но слышно было хорошо. Общалась няня в основном на тему биографии Пушкина, периодически спрашивая у зрителей: "Как думаете, а вот это было или нет?". Для кого-то спектакль мог быть познавательным, но меня не впечатлил.
«Гвидон»
Видеоарт-инсталляция около фонтана "Адам" – пожалуй, самая непонятная часть фестиваля. Вокруг фонтана расположили экраны, на которых возникали сцены из "Сказки о царе Салтане..." и персонажи произведения. Но выглядят они... кхм... почти неузнаваемо. У меня было ощущение, что создавала это зрелище нейросеть. В общем, я опять не прониклась.
«Хрусталь»
Колоннада со статуей Нимфы стала местом, где спит царевна из "Сказки о мертвой царевне". Аудиовизуальная инсталляция погружает в мистическую атмосферу сказки, и выглядит это в темноте очень эффектно. Звуки флейты, арфы и звон хрусталя удачно дополняли это необычное место.
«Чего тебе надобно?»
На Китовом пруду ожила сказка о Золотой Рыбке. Только рыбка – это инсталляция, а старик в лодке – настоящий актёр. Мистический голос читает сказку и периодически вопрошает незыблемое "Чего тебе надобно, старче?". Этот объект мне понравился больше всех перечисленных ранее. Волшебную атмосферу удалось создать однозначно.
Представления уличных театров
Тут, как мне кажется, лучше показать видео, чем описывать происходящее. Видео будут, скоро опубликую. Если кратко: театрализованные представления содержали ироничный взгляд на сюжеты сказок и факты из жизни Пушкина. Например, зрители узнали, сколько раз в произведениях поэта упоминаются мухи и какой ещё Пушкин писал стихи одновременно с Александром Сергеевичем.
Главное шоу «Сказка Пушкина»
Пушкинские образы на фасаде Большого петергофского дворца – это то, ради чего мы все собрались. Соединение цифровых технологий и пиротехнического искусства – настоящая сказка! Фейерверки были такими, какие не каждый Новый год увидишь. Фантастика! Но мы успели полюбоваться только первой частью шоу, а вторую смотрели уже в бегах.
Всё-таки время проведения фестиваля не очень сочеталось с расписанием электричек в обратном направлении. И пока вся толпа не ринулась к выходу, нам нужно было успеть туда добежать первыми. В темноте, осторожно огибая других зрителей. Мы это сделали! Успели. Как потом огромная толпа штурмовала несчастную электричку, описывать не буду, зрелище печальное... У меня только вырвалось: "А я думала, на фестиваль приехали культурные люди...".
Что я могу сказать по завершении? Жалею ли я, что туда поехала? Нет. Я поставила для себя галочку и получила новые впечатления. Поеду ли ещё раз? Нет! По моему мнению, шоу сильно переоценено и таких денег не стоит. О комфорте зрителей как будто мало заботились: дополнительные проходные начали открывать, только когда от начала шоу уже прошло полчаса, а очередь ещё была огромной. Было холодно и не очень приятно... Эмоции от шоу не перекрыли разочарования от всего остального. Но это только моё мнение, никого не отговариваю участвовать и посещать фестиваль в следующий раз.
Могу составить памятку, как облегчить посещение фестиваля и Петергофа вообще. Если нужно, напишите в комментариях. Поставьте этой статье лайк, чтобы поддержать меня! Это очень важно для каждого автора :)