Вопросы этики, морали и нравственности всегда идут рука об руку со спорами о защите прав авторов. Уместно ли публиковать частную переписку писателя с издателем после смерти первого, когда один из адресатов ясно выразился о желании сохранить ее в тайне?
Советский, а позже – и американский прозаик и журналист Сергей Довлатов умер в Нью-Йорке в 1990 году. Причина его эмиграции в США была вполне в духе того времени - в СССР его совсем не печатали. Писать о том, что от него требовали, он не хотел, а его саркастические рассказы совсем не вписывались в идеологические рамки соцреализма. Довлатов перебивался заработками от написания статей в газетах и журналах Ленинграда и Таллинна, но пристальное внимание со стороны органов госбезопасности, равно как и несложившиеся взаимоотношения с Союзом писателей предопределили окончательный жизненный выбор писателя в пользу эмиграции.
И вот, с 1978-го по 1990-й годы в США и Европе были опубликованы его двенадцать книг, в том числе, известные российскому читателю «Компромисс», «Зона» и «Заповедник». Однако на тот момент бывшим соотечественникам Довлатова приходилось довольствоваться лишь Самиздатом и его авторской передачей на радио «Свобода».
Видимо, этим следует объяснить специальный пункт в т.н. творческом завещании писателя, в котором он запретил печатать в собраниях сочинений и сборниках любые тексты, созданные им в Советском Союзе.
Полный текст самого завещания видели лишь вдова писателя (именно она и признана американским судом правообладателем и распорядителем его литературного наследия), дочь Катерина и адвокаты семьи. Но некоторые выдержки из текста завещания были предоставлены и СМИ.
Как отмечала Катерина Довлатова в интервью одному из интернет-изданий, «отец действительно оставил детальные инструкции, точно оговорив, что именно может быть опубликовано. Так что большинство книг, которые вы видите на полках магазинов, напечатаны абсолютно легально. Официальным издательством, которое обладает исключительными правами на публикацию произведений Довлатова, является «Азбука/Аттикус».
Однако в начале 2000-х разгорелся спор из-за проекта издательства «Захаров» - книги «Эпистолярный роман», представляющей собой избранное из частной переписки Сергея Довлатова и другого писателя-эмигранта Игоря Ефимова (его издателя).
Помимо положений упомянутого выше завещания, Довлатов и при жизни выступал против публикации своих писем, о чём упоминал в одном из писем Ефимову: «Я сейчас начну, но сначала прошу Вас не давать это письмо посторонним людям… Во всяком случае, мне для того, чтобы писать совершенно открыто, нужно ощущение, что никто посторонний этого не прочтет»…. Эти аргументы были положены в основу судебного иска вдовы писателя к издательству.
Представители издательства, в свою очередь, мотивировали свое решение тем, что ответственность издательства перед читателями больше, чем его ответственность перед семьёй Довлатова. «Трудно поверить,- указано в предисловии к изданию, - но два с лишним года эта книга не могла найти своего издателя — многих смущала «обидная неправда про живых людей», но не напечатать такую блестящую книгу — это, по-моему, большое преступление перед читателями».
И, тем не менее, в ноябре 2002 года иск Елены Довлатовой был удовлетворен. Согласно судебному решению запрещено тиражировать и распространять издания, в пользу истицы была присуждена значительная компенсация – ведь 15 000 экземпляров книги были распроданы еще задолго до принятия судебного акта. Справедливости ради нужно отметить, что вдова также требовала уничтожить все выпущенные экземпляры книги, но это требование суд не поддержал.
В моем тг-канале еще больше интересного https://t.me/alvoskresenskaya
Познакомиться с моим творчеством можно на Литрес https://www.litres.ru/author/alena-voskresenskaya