Красноармейцы, воевавшие в 3-й армии под командованием генерала Горбатова, считали, что им повезло. Ему удавалось освобождать города без больших потерь. Видимо два года, проведенные в лагере на Колыме, научили его ценить жизни других людей. Он даже отказывался выполнять приказы командующего фронтом, если это было нецелесообразно и вело к гибели многих солдат и офицеров.
"Рокоссовский произнес: "Встать! Смирно! Приказываю немедленно начать наступление на Бобруйск!". Горбатов уже стоя ответил: "Стоять смирно буду. Но армию на погибель, на тот свет не поведу!"
Генерал Пыльцын, "Штрафбат. Наказание, искупление".
Взбешенный Рокоссовский пожаловался Сталину по ВЧ, что Александр Васильевич не выполняет его приказы. Ну а тот в свою очередь отбил телеграмму в Ставку, что комфронта хочет преступно погубить войска. Мудрый вождь, зная о высоком профессионализме командарма, взял паузу и через несколько дней жизнь показала, что Горбатов был прав. И Рокоссовский, надо отдать ему должное, тут же извинился перед ним. И это не байка. Очевидцем данного разговора стала Нина Александровна – жена командующего, которая 4 года сопровождала его по фронтовым дорогам.
А вообще интересных историй, связанных с героем статьи предостаточно. О них можно прочесть в мемуарах генерала "Годы и войны". Вот одна из них. В ней написано о том, как командарм грубо нарушил закон, а Сталин отреагировал на преступление весьма неожиданным образом.
Делегация из Донбасса
Когда 3-я армия вошла в Польшу, население встретило красноармейцев в целом доброжелательно. Однако многие отнеслись к этому настороженно, были и враги. Поэтому советское руководство выработало правила, как вести себя с поляками: не обижать и крепить дружбу; своих солдат воспитывать в духе пролетарского интернационализма; ничего чужого не брать и пресекать на корню мародерство. И тут командарм сам дал маху, когда случайно услышал рассказ одного офицера.
Дело в том, что его отец-шахтер написал: "На Донбассе не могут восстановить шахты, так как отсутствует крепежный лес (свыше 20 см в диаметре). А эшелоны не дают. Они потоком везут на фронт оружие, боеприпасы, которые стране более необходимы. А раз нет работы, то шахтеры бедствуют".
Штаб армии дислоцировался в лесу и его окружали вековые сосны. Горбатова осенило, и он велел офицеру написать отцу, чтобы тот приехал за лесом или кого-нибудь прислал. Мол, сами срубим и погрузим в вагоны, которые от нас на восток идут порожними. Прошло время, генерал забыл об этом разговоре. И тут из Донбасса прибыла делегация из трех человек: два кондовых седых шахтера и молодой инженер. Командарм привёл их домой, велел жене накормить гостей и налить им по 100 грамм.
Сам герой статьи в 16 лет дал зарок не пить и сдержал его, однако для гостей у него всегда имелась чарка. А когда к гостям присоединился член Военного совета генерал Коннов, шахтеры поведали о разрухе на Донбассе и о том, с каким энтузиазмом народ начал восстанавливать дома и заводы, несмотря на отсутствие нужного сырья. Но у строителей возникли проблемы с лесом, ведь без него шахты не восстановить. Генералы прочувствовали горе шахтёров, но особенно сильно их взволновали последние слова:
"Мы слезы уже выплакали. Думали, что у одного не хватит слез, чтобы упросить вас помочь нам, вот мы и приехали не один, не два, а втроем".
Генерал А. Горбатов, "Годы и войны".
Вытерев слезу, командарм спросил Коннова: "Поможем шахтерам?". Тот ответил, что грех не помочь, но вывозить лес запрещено. Горбатов о запрете ничего не знал и был озадачен. Шахтеров охватило отчаяние. И тогда Александр Васильевич рубанул с плеча:
"Будем считать, что ты мне ничего не говорил об этом постановлении, а я о нем не знаю. Лес мы срубим и отправим возвращающимся порожняком в Донбасс. А если уж что и случится, всю вину я возьму на себя".
"Годы и войны".
"Горбатова только могила исправит"
Коннов дипломатично промолчал, едва кивнув головой. Лес рубили возле ж/д подальше от станций, там и грузили. Всего успели вывезти 50 тыс. кубометров, но приехала еще одна делегация, на этот раз из Москвы, и отправил её к Горбатову лично Сталин. Как итог, командарм честно поведал комиссии о разговоре офицера, о делегации из Донбасса и о том, что Коннов его предупреждал.
Ему пришлось рассказать и всю свою биографию от раннего детства до судимости и отбывания срока на Колыме. Исповедь длилась 4 часа. Хоть Горбатов и верил в лучшее, но ожидание решения было мучительно долгим. Наконец по ВЧ позвонил председатель инспекторов и рассказал о разговоре у Сталина. Тот был удивлен, что командарм рассказал всё и ничего не утаил. Он был в курсе предупреждения Коннова. После чего вождь с усмешкой произнес:
""Да, это на него похоже. Горбатова только могила исправит". А затем вынес вердикт: "Преступление налицо, но, поскольку он не преследовал личной выгоды, на деле надо поставить точку"".
"Годы и войны".
Шахтеры сильно переживали за командарма: трех "делегатов" по запросу из Москвы допрашивал следователь. А узнав о мудром решении Сталина, на шахте установили мемориальную доску с благодарностью 3-й армии за оказанную помощь. На этом история с лесом завершилась благополучно.
Спасибо за лайк, комментарий и репост! Это помогает в развитии канала и заставляет автора лучше прорабатывать материал.