Друзья, мы живем в одном из лучших городов мира! Согласно HSE Global Cities Innovation Index 2024, Москва занимает 9-е место за свою инновационность. Но задумывались ли вы, что стоит за этим?
Какие преобразования сделали нашу жизнь удобной, комфортной и эстетически привлекательной? Давайте начнем новый цикл статей о тех изменениях, через которые прошла Москва, чтобы в 2024 году с гордостью сказать: "Мы живем в одном из лучших городов мира!"
Взглянем в 1930 год, когда в результате советской реконструкции города возникла необходимость расширить улицы и возвести новые здания. Промышленный бум и доступность автотранспорта требовали создания широких проспектов. Инженеры и архитекторы столкнулись с непростой задачей: как сохранить старинные здания, не разрушая их? Запятая в вопросах сохранения могла стоять где угодно, но, стараясь сохранить архитектурные шедевры, в центре Москвы чаще всего выбирали формулировку: "разрушить нельзя, сохранить".
Вопрос оставался: как реализовать амбициозный план по расширению проспектов? "Нет такой задачи, с которой не справился бы советский инженер!" — с таким задором подступились к делу наши изобретательные соотечественники. Они приняли смелое решение: передвигать здания, весом в тысячи тонн, ночью, без отключения коммуникаций.
Представьте себе: темные московские улицы, работающая техника и тысячи тонн кирпичей и бетона отправляются на новое место. Это было не только инженерное чудо, но и символ решимости и креативности, который вдохновил целое поколение.
Вот некоторые из домов, которые были перенесены: Дом на Павелецкой сдвинули на 30 метров. На Тверской улице дома передвигали массово, в том числе бывшее здание Саввинского подворья весом в 23 000 тонн, здание Моссовета вместе с подвалом, и глазную больницу.
Дом №77, который находился на улице Осипенко (сейчас это Садовническая), был построен в 1929 году и весил более 8 тысяч тонн. Его перемещение в 1937 году связано со строительством Большого Краснохолмского моста через Москву-реку. Мост планировали возвести под определённым углом, чтобы сделать участок Садового кольца более прямым, и дом мешал осуществить этот замысел.
Передвижка дома №77 была технически сложной задачей. Необходимо было не просто установить здание на новое место, но и развернуть его на 19,5 градусов. Для этого конструкцию в прямом смысле разрезали на два прямоугольника, а граница "разлома" проходила по лестничной клетке одного из подъездов.
В 1979 году дом Сытина был перевезён на 30 метров. А в 1983 году переместили Чеховский МХАТ.
Каждый из этих переносов — ещё одна страница в увлекательной истории архитектуры Москвы, показывающая, как искусство и инженерия могут сочетаться ради прогресса города. Коммуникации продолжали работать, жители не покидали своих домов. Передвижение зданий обозначают как прямолинейное (перемещение по прямой) и криволинейное (с поворотами). Для укрепления конструкции использовали рандбалки из железобетона и металла, которые поддерживали стену. Также применялись поперечные и ходовые балки, необходимые не только для устойчивости, но и для фактического движения дома. Передвижение осуществлялось по железнодорожным рельсам с помощью катков, шаров или салазок.
Сегодня передвижения такого масштаба кажутся немыслимыми, но в целом мы понимаем, что нет ничего невозможного для русского человека.
Знали ли вы про эту страницу истории Москвы, делитесь в комментариях.