Найти в Дзене
Миллиард Татар

«В Ассоциации учителей татарского языка доля преподавателей до 30 лет составляет лишь один процент»

Оглавление

Сегодня в России празднуют День учителя. «Миллиард.Татар» побеседовал с главой Ассоциации учителей татарского языка и литературы Рузилей Фаттаховой и выяснил, с какими сложностями сталкиваются педагоги.

О том, как возникла Ассоциация

- Как возникла Ассоциация учителей татарского языка и литературы?

- Потребность в ней возникла давно. И вот 26 апреля 2023 года представители татарской научной и педагогической интеллигенции на встрече с Раисом Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым выступили с обращением о создании Ассоциации учителей татарского языка и литературы. Раис поддержал эту идею и дал поручение создать Ассоциацию.

Ассоциация учителей татарского языка и литературы учреждена Институтом развития образования Республики Татарстан и Всемирным конгрессом татар. 

В Ассоциацию вошли учителя, методисты, ответственные за национальное образование, специалисты управления образования, директора школ, воспитатели, ученые в области языка, литературы, искусства.  В настоящее время в Республике Татарстан и регионах РФ насчитывается около 4500 учителей татарского языка и литературы. 

Основная цель создания Ассоциации - объединение учителей татарского языка и литературы РТ, регионов РФ, зарубежных стран, координация их деятельности в рамках Ассоциации, создание научно-педагогических и методических контактов, оперативное сопровождение новостей, касающихся преподавания родных языков и литературы в Федеральном центре, создание условий для сохранения и развития татарского языка, литературы.

Об учителях из других регионов России

- Большинство учителей из Татарстана?

- 62% зарегистрированных в объединении - учителя Татарстана, 38% - преподаватели в субъектах России. Больше всего в Ассоциации зарегистрировались учителя из Республики Башкортостан, Самарской, Саратовской, Тюменской, Оренбургской областей, Пермского края. В этих регионах наши соплеменники живут компактно, включены в инвариантную часть учебного плана татарского языка как предмета в школах с татарским языком обучения, обучение татарскому языку проводится по заявкам родителей. Учителя татарского языка в этих регионах участвуют в различных профессиональных конкурсах, организованных Министерством образования и науки РТ, одерживают победу.

Например, с 16 по 21 сентября этого года в Казани во Всероссийском конкурсе «Лучший учитель родного языка и родной литературы» приняли участие учителя родного языка и литературы Самарской, Саратовской, Тюменской областей (татарский) и стали лауреатами. Учительница татарского языка Лейла Фаязовна Гарифзянова, которая преподает в казанской гимназии №19, заняла второе место. У нас очень много учителей, которыми мы можем гордиться.


Фото: из открытых источников vk.com
Фото: из открытых источников vk.com

- Как организуется преподавание татарского языка в Татарстане и других регионах?

- И в РТ, и в регионах РФ обучение татарскому языку и национальному воспитанию организовано в соответствии с обновленными ФГБОУ ВПО и федеральными образовательными программами, а также федеральными рабочими программами по татарскому языку и литературе.

Татарский язык в Республике Татарстан преподается в двух направлениях: как родной язык и государственный язык Республики Татарстан. А в регионах Российской Федерации татарский язык преподается как родной. 

В Татарстане много детей, обучающихся татарскому языку. По сравнению с «Родным русским» количество избирателей на татарском языке больше.

О молодых учителях

- Есть ли в Ассоциации молодежь? 

- Дефицит молодых учителей ощущается очень сильно – доля учителей до 30 лет, зарегистрированных в Ассоциации, составляет лишь 1%. Эта проблема касается не только учителей татарского языка - в школах вообще не хватает молодых педагогов. 

Нужно как можно скорее создавать условия для привлечения молодых учителей: составлять удобный график работы, давать возможности для личного развития, давать материальные стимулы, повышения престижа профессии учителя.

Материальная мотивация молодых педагогов - одно из главных требований. В среднем молодой специалист, окончивший институт, получает зарплату 25 тысяч рублей. Как на эти деньги покупать еду, одеваться, платить за квартиру? Молодой учитель вынужден оставить школу и перейти на другую работу с более комфортными условиями.

Если сравнивать с другими регионами, в Татарстане больше условий для привлечения молодых специалистов. Например, учителя со стажем до 3 лет могут участвовать в гранте «Наш новый учитель».

- Каков средний возраст учителей татарского языка? 

- Средний возраст учителей, зарегистрированных в Ассоциации, - 47 лет. В школе работают учителя татарского языка со средним стажем 25-30 лет. Они опытные наставники для молодых педагогов, они преданы профессии. 

Молодые специалисты - те, кто идет в ногу со временем. Они лучше знают, чем живут дети, чем они интересуются, быстрее находят информацию, пользуются информационными и коммуникативными технологиями, они креативны, мобильны.

- Значит, после ухода старшего поколения людей на их место не будет? 

- Не буду сгущать краски. И все же очень важно привлечь молодых учителей. Это вопрос, который должен решаться на федеральном уровне.


Фото: © «Миллиард.Татар»
Фото: © «Миллиард.Татар»

О том, где и как готовят учителей татарского языка и литературы

- Раньше был педуниверситет. Сейчас есть такие вузы? Где готовят учителей татарского языка? 

- Сегодня учителя татарского языка и литературы обучаются в 6-ти высших учебных заведениях: в Казанском федеральном университете, Набережночелнинском педагогическом университете, Елабужском институте (филиале) КФУ, Башкирском государственном университете, Башкирском государственном педагогическом университете им. Мифтахутдинова Акмуллы, Стерлитамакском филиале Уфимского университета науки и технологий. В вузах учителя татарского языка получают и вторую специальность, например, учитель английского языка, журналист и др. По-моему, это делается для привлечения абитуриентов.

В Республике Татарстан два учреждения среднего профессионального образования готовят учителей татарского языка. Это Арский педагогический колледж имени Габдуллы Тукая и Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля. 

Также работу по подготовке учителей литературы татарского языка в регионах РФ организует кафедра литературы татарского языка Института развития образования РТ. За последние два года 82 учителя получили диплом по специальности «Теория и методика преподавания родного языка (татарского) и литературы» и в настоящее время успешно работают в своих регионах по обучению языку и литературе.

- Допустим, отделения в вузах есть. Но ведь нужна мотивация. 

- Конечно. Еще раз подчеркиваю, что в первую очередь нужна материальная мотивация. 

Во-вторых, приходит молодой учитель, которому дают нагрузку не 18 часов, а 24 или 30 часов. В-третьих, в школе не самый лучший эмоциональный фон: чтобы работать с детьми, нужно быть искусным психологом, родители тоже бывают разные. В-четвертых, в школе очень много общественных работ.

- Есть ли среди учителей татарского языка мужчины?

- 98% учителей, зарегистрированных в Ассоциации - женщины. 

Для сравнения: по общероссийской статистике, 86% вообще всех учителей - женщины. 

Мужчины-педагоги называют следующие причины нежелания работать по профессиональной специальности: 1) состояние высокой эмоциональной напряженности в школе; 2) низкую заработная плата; 3) большой объем бумажной работы.

Продолжение следует

Беседовали: Гуландам Фатхуллина, Арслан Минвалеев.

https://milliard.tatar/news/v-associacii-ucitelei-tatarskogo-yazyka-dolya-prepodavatelei-do-30-let-sostavlyaet-lis-odin-procent-6238