Боди-хоррор "Субстанция" француженки Корали Фаржеа с голливудскими звездами Дэми Мур и Маргарет Куолли дебютировал на Каннском кинофестивале и сразу стал одним из главных кинособытий года.
Критики и зрители оказались в восторге от этой ленты - как от ее тематики, так и от визуальной составляющей. История тут казалось бы банальная - стареющая бывшая звезда кино и телевидения осознает, что ее "списали". Всё, финиш, слава окончена. А так как тщеславие составляло единственную ценность, то соответственно и жизнь окончена.
Но решение находится и крайне оригинальное. Ей предлагают разделить себя на две составляющие - одну неделю она будет продолжать жить в своем стареющем теле. Но зато другую неделю она сможет наслаждаться славой, молодостью, красотой и всеобщим обожанием в теле юной красотки.
Естественно, мирное сосуществование быстро нарушится. А результаты злоупотреблений строгими правилами окажутся жуткими. Нет, не жуткими. А прям мерзкими. Очень мерзкими. (Если вы не любитель боди-хорроров и не готовы смотреть на отвратные трансформации тел, то "Субстанцию" даже не начинайте смотреть).
"Субстанцию" расхваливают не зря. Корали Фаржеа действительно придумала оригинальную интригующую историю и воплотила ее на киноэкране абсолютно мастерски. Тут детально продуман буквально каждый кадр. Чередование почти порнографического восхищения упругим телом с тошнотворными образами телесности - это впечатляющее зрелище, от которого сложно оторвать взгляд.
В целом все восхитившие зрителей составляющие "Субстанции" являются проявлением направления кино, получившего название "Новый французский экстрим". Он существует еще с 1990-х и отличается трансгрессивностью - обилием телесности, шокирующих образов, откровенности и жестокости. Французы смело ломают границы нормальности и выводят современный кинематограф на новый уровень, опираясь на довольно спорную идею о зрелищности.
Представители Нового французского экстрима предлагают зрителям восхититься агрессивными дискомфортными образами насилия, интима и манипуляций с телами. Предполагается, что такие образы способны разрушать устоявшиеся стереотипы и заставить зрителей смотреть на мир по-новому. И чем более мерзкий и неприятный осадок у зрителя остается от просмотра ленты - тем больше в ней эстетики и влияния.
Можно по-разному оценивать такие ленты как "Субстанция" и спорить об уместности трансгрессивного кино в целом. Но концепция Нового французского экстрима, это необходимо признать, более чем действенна. Вряд ли после просмотра "Субстанции" вам удастся воспринимать прекрасную Аллею славы в Голливуде, выбросив из головы образ жуткого кровоточащего шмотка непонятной субстанции с лицом Дэми Мур...
Так что похоже трансгрессивное кино похоже ждет громкое будущее в ближайшие годы. Голливудский кинематограф скатился сейчас к бесконечному самоцитированию и идеологизированному бубнежу. Такие фильмы как "Барби" в ущерб визуальности и органичному развитию сюжета, превращены в головомойку, где герои стоят перед камерой и чуть ли не прямым текстом говорят зрителю: "Вот это неправильно, а вот это правильно. Думай и делай так, а не сяк".
"Субстанция" по сути очень похожа на "Барби" своей феминисткой идеологией и размышлениями об объективации женской красоты. Но зато содержательно куда богаче - со зрителем тут говорят на языке кинематографа, а не читают лекцию. Этот кинематографический язык богат ненормативной лексикой, вульгаризмами, жаргонами и прочими составляющими табу. Но зато это кино, это визуальное искусство. А не идеологизированный отупляющий примитив.
Смотрели "Субстанцию" (The Substance)? Делитесь впечатлениями в комментариях.
Еще по теме: