Найти в Дзене
Записки не краеведа

Соображения по поводу строевой подготовки молодых казаков

На возбуждённый вопрос – быть или не быть приготовительному разряду казаков, руководствуясь опытом, приобретённым как по службе военным приставом, так и во время многолетнего командования сотнями в полках и отдельно, - я нахожу нужным высказать своё по этому делу мнение. Приготовительный разряд, как существует он в настоящее время в Донском войске, совсем не отвечает своему назначению в смысле подготовки казака к строевому делу. На неудовлетворительность подготовки молодых казаков давно слышатся жалобы со стороны строевых частей, что: молодые казаки являются в полки мало или вовсе недисциплинированными; плохо сидят на лошади и не умеют управлять ею; не умеют владеть оружием, как огнестрельным, так и холодным, в особенности плоха рубка; вовсе не знакомы с уходом за лошадью; слабы в правильности седловки, при полном отсутствии знания седловки с походным вьюком; внутренний, гарнизонный и полевой уставы не знают; верхом ездят, за малым исключением, слабо, неумело берут препятствия, при пол

На возбуждённый вопрос – быть или не быть приготовительному разряду казаков, руководствуясь опытом, приобретённым как по службе военным приставом, так и во время многолетнего командования сотнями в полках и отдельно, - я нахожу нужным высказать своё по этому делу мнение.

Приготовительный разряд, как существует он в настоящее время в Донском войске, совсем не отвечает своему назначению в смысле подготовки казака к строевому делу.

На неудовлетворительность подготовки молодых казаков давно слышатся жалобы со стороны строевых частей, что: молодые казаки являются в полки мало или вовсе недисциплинированными; плохо сидят на лошади и не умеют управлять ею; не умеют владеть оружием, как огнестрельным, так и холодным, в особенности плоха рубка; вовсе не знакомы с уходом за лошадью; слабы в правильности седловки, при полном отсутствии знания седловки с походным вьюком; внутренний, гарнизонный и полевой уставы не знают; верхом ездят, за малым исключением, слабо, неумело берут препятствия, при полном отсутствии понятий об управлении конём и прочее.

Да и естественно, можно ли выполнить ту широкую программу (настоящего времени) воинских знаний, какую требуется пройти с молодыми казаками в такой короткий, как трёхнедельный, срок пребывания казака в майском лагерном сборе.

Скажут – ведь они, кроме этого, занимаются три недели дома, в станицах. Но этим занятиям я не могу дать серьёзного значения, так как они очень часто ведутся при отсутствии офицерского руководства, одними урядниками, подчас весьма слабыми в инструкторских занятиях. Кроме того, и сами занятия недельных сборов, совпадая с неблагоприятной погодой, - мороз, вьюга, метель, дождь, - большей частью, сводятся к словесным комнатным занятиям, устраняясь далеко от настоящего казачьего дела – коня. И, таким образом, в зимний период, если придётся иному казаку в трёхнедельный сбор садиться на лошадь самое большее 10 раз, то это хорошо.

Но, что же можно сделать с молодым казаком, в этот период в первый раз севшим на лошадь, да ещё в холодную или ненастную погоду, тяжело и неуклюже одетым в зимний костюм? Можно ли при такой обстановке заставить в первый раз севшего на лошадь казака быть внимательным к показам инструктора? Естественно нет. Видя безуспешность своего старания уяснить казаку, правильность посадки, а тем более – управление лошадью, инструктор начинает гонять озябших казаков рысью и вскачь, не обращая ни малейшего внимания на то, как они сидят и управляют лошадью. Другое дело, если бы в станицах имелись тёплые манежи и другие учебные приспособления. Да к тому же надо принять во внимание, что первое время многие казаки являются на лошадях, совсем негодных для занятия, или вовсе без лошадей. Это я указываю на недостаток с чисто учебной стороны в сборах, в станицах. Но не менее серьёзное влияние имеет и материальная сторона на неуспех этих сборов. Казаки съезжаются в станицу с дальних хуторов, иногда вёрст за 40-50, несмотря на распутицу: дождь, грязь, метель (так как время сборов делается по известному, заблаговременно составленному, расписанию) и должны везти с собой или покупать на месте недельный запас провизии для себя и фураж для лошади. Квартирами устраиваться в последнее время также очень трудно. В доброе старое время казаки-станичники принимали приезжих хуторян даром, а теперь нужно заплатить. Эта экономическая сторона также является большим противником обязательных станичных сборов.

Такие неблагоприятные условия зимних сборов в станицах заставляют всю тяжесть строевого обучения, в особенности на конях, перенести на майский трёхнедельный сбор, и, конечно, поверхностно, так как, само собой разумеется, в трёхнедельный срок очень трудно, а правильнее – невозможно справиться с той широкой программой, которую должен пройти молодой казак: пеший строй, езду, правильную посадку на лошади, управление ею, аллюры, взводное учение, не исключая и атак, рубку шашкой, уколы пикой, стрельбу с коня, препятствия, - барьер и канавы, курс стрельбы и изучение уставов дисциплинарного, внутреннего, гарнизонного и полевого, по сокращённой программе. Всё это вместить в трёхнедельный срок при правильном взгляде на дело подготовки казака – невозможно.

Фото oldtaganrog.ru
Фото oldtaganrog.ru

Принимая же во внимание семимесячный перерыв со времени окончания майского лагеря до времени сборов на службу (январь следующего года), молодые казаки, нахватавшись верхов всего понемногу, скоро забывают, а потому и имея у себя, большей частью, новых молодых невыезженных лошадей, производят впечатление недоучек или как бы никогда не ездивших на лошадях.

В виду этого краткого обзора подготовительного периода казаков на Дону, я прихожу к такому заключению. Чтобы улучшить подготовку молодых казаков, необходимо изменить саму систему подготовительных сборов: сборы в станицах и майские отменить и заменить их сборами осенью на два месяца: август и сентябрь, с тем, чтобы там же, в этих сборах, были сформированы и обмундированы команды пополнения первоочередных полков и оттуда же, по окончании сборов, или непосредственно, или после увольнения на месяц в дома, - командировать в полки на трёхлетний срок.

О том же, чтобы отменить приготовительный разряд и устранить подготовку молодых казаков на Дону не может быть и речи: ибо пока существует казак для службы государству в настоящем его виде, подобное новшество допустимым быть не может. Казак должен являться в полк, хотя и молодым казаком, но всё-таки казаком, а не мужиком. Следовательно, из сего вытекает, что приготовительный разряд отменить нет оснований, а лишь изменить пребывание в нём приблизительно до одного года. Рядом с этим изменить и время присяги, так, чтобы казаки присягали 20-21 года к первому января года переписи; в этом же году, осенью, на август и сентябрь, призывать их в лагерные учебные сборы для подготовительного обучения строевой службе, формирования и снаряжения команд пополнения и отправки их в полки.
Составление возрастных и очередных списков реформировать, заменив одним списком.

Я полагал бы справедливым вернуться к старине и командировать на службу в первоочередную часть всех без исключения, кроме неспособных к службе по болезни, но с той лишь разницей, чтобы имеющие право, по существующему закону, на льготу по семейному положению, служили в первоочередной части только один год. Если же это почему-либо осуществить нельзя, то вызывать их в лагерь с молодыми казаками на полный срок ежегодно до возвращения товарищей со службы, прогрессирую программой их обучения до прохождения курса стрельбы и изучения полевой службы включительно.

Льготы по образованию отменить вовсе, как не имеющие никакого смысла в казачьем быту, при равноправии всех казаков на пользование казачьим паем во всех земельных и других довольствиях. Справедливо было бы тех, кто не желает прохождения казачьей воинской службы в рядовом или офицерском звании в течение трёх лет, без уважительных, законом предусмотренных, причин, – лишать права на земельное и другое довольствие.

В лагерь казаки должны являться на конях, годных к службе, на которых они и командируются на службу; в лагере же их следует обмундировать, пригнать амуницию и сёдла. Программу подготовительных обучений в лагерном сборе ограничить требованием от молодого казака, чтобы он умел правильно седлать коня как учебной, так и походной седловкой, и к концу сбора крепко сидел на лошади на всех аллюрах и верно управлял последней; умел хотя и не в совершенстве, но правильно владеть ружьём, пикой и шашкой и быть лихим джигитом-наездником.
Желательно также упражнение в стрельбе дробинками и добавить стрельбу пулями с уменьшенными зарядами. Строевое обучение на конях не должно идти дальше одиночной езды и преодоления препятствий, а пешком – шереножного ученья. Необходимо практическое ознакомление с общими обязанностями внутренней лагерной, гарнизонной и полевой службы пешком, главным образом, с обязанностями дневального и часового. Укладку своих вещей во вьюк, посадку на железную дорогу и размещение по вагонам людей и лошадей также необходимо знать молодому казаку.

Но главное внимание должно быть обращено на укрепление в смелой и лихой одиночной езде в связи с владением оружием и управлением конём; практический уход за лошадью и корм её также должны быть внесены в программу обучения. Прохождение курса стрельбы и вся последующая строевая и полевая подготовка к боевой службе должны быть даны казаку в полку.

В конце сентября молодым казакам следует производить проверку успешности строевой подготовки по намеченной выше программе. После чего молодых казаков, сформированных в команды пополнения первоочередных частей, распустить по домам на один месяц для устройства домашних дел с тем, чтобы к первому ноября они собрались для командирования на службу в полки, сотни и команды. На время этого отпуска обмундирование и снаряжение, кроме сёдел, должно быть сдано на хранение в окружные склады.

Неуспешных или не бывших в лагере молодых казаков призывать вновь в следующий год.
Казаков, которые и во второй лагерный сбор окажутся неуспешными, а также не являвшихся два лагеря подряд без уважительных причин, командировать на службу с первой же отходящей командой в ноябре, на полный трёхлетний срок и переносить в списки казаков соответствующего возраста, с какими командированы на службу и с которыми они должны оставаться до конца службы до перечисления в отставку. На действительной службе в полку, сотне или в команде казаки должны пробыть около трёх лет – до 1 октября третьего года службы (это касается мирного времени) и затем увольняются домой на льготу.

По прибытии казаков с действительной службы в октябре месяце, они с первого января следующего года зачисляются во вторую очередь, где должны состоять 4 года; затем перечисляются в третью очередь также на 4 года, и, наконец, поступают в запасный разряд на 1 год. Таким образом, казак в возрасте 33-34 лет оканчивает всю службу и выходит в отставку.

Недостающее число казаков для команд пополнения первой очереди одного округа должно пополняться остатками другого округа.
Установить, чтобы казаки, отставшие от командирования на первоочередную службу с однолетками-товарищами, - кроме обучающихся в учебных заведениях, - были командированы на службу с другими младшими возрастами и с ними бы зачислялись в расчёт будущей службы второй и третьей очереди.

Словом, чтобы никто из здоровых казаков без уважительных причин не остался без прохождения первоочередной службы, как это имеет место теперь при существовании четырёх младших возрастов.

-3

В случае, если бы оказались излишки после командирования молодых казаков в полки, то таких казаков посылать туда сверх комплекта, увольняя вместо них на льготу соответствующее число из лучших, вполне готовых к боевой службе казаков, прослуживших два года. Мало этого, я полагал бы вполне справедливым, таких казаков на втором году службы, в обычное спокойное время, в поощрение их усердной и выдающейся службы, - увольнять в отпуска на летние рабочие месяцы: июнь, июль, август, а равно – таких же выдающихся казаков на третьем году службы, в виде награды, увольнять вовсе на льготу раньше своих сверстников товарищей, - 15 июня, по окончании сотенных и полковых сборов.

Для обучения молодых казаков должны являться в лагерный сбор все инструктора, и, кроме того, необходимо приглашать урядников со льготы или вызывать из полков с таким расчётом, чтобы на каждые 15-20 казаков приходился один инструктор-урядник. Всем урядникам выдавать по одному рублю суточных при полном казачьем довольственном пайке, как для него самого, так и для его лошади. Ответственными руководителями занятий должны быть те господа офицеры, которые будут наряжены в тот или другой полк, сотню или команду, а общее наблюдение за выполнением программы обучения возложить на заведующего коневодством в округе с присвоением ему наименования: «Заведующий коневодством и наблюдающий за обучением молодых казаков в округе», с правами командира полка на время лагерного сбора. Я устраняю заведующих в звеньях полками от их прямого кажущегося назначения, как строевых штаб-офицеров, потому, что они, большей частью, будут временными, а заведующие коневодством постоянными ответственными лицами за успешность выполнения программы обучения молодых казаков.

Общий контроль и проверка результатов обучения лежит на обязанности окружных атаманов.
Чтобы не лишить связи казаков-стариков с военным воспитанием молодёжи, необходимо вернуться к прошлому – установить в станицах и хуторах осенние и зимние, в праздничные дни, вольные занятия верховой ездой малолеток-казаков, начиная с 17 лет до года присяги (20-21 год); можно допустить и моложе – с 15 лет. Программа этих занятий не должна идти дальше смелой и лихой езды на конях в связи с управлением ими, обучения фехтованию на эскадронах и стрельбы дробинками в цель, для чего при станичных и хуторских правлениях должны быть устроены тиры или другой вид помещения.

На пасхальной неделе станичные и хуторские атаманы с выборными почётными стариками из вахмистров и урядников, по преимуществу из бывших инструкторов, делают смотр малолеткам, удостаивая лихих наездников-молодцов призами.

Примечание. Если в станице имеются офицеры, то приглашать желающих и предоставлять им право председательствования в этих комиссиях в том случае, если атаман нижний чин или гражданский чиновник.

Для организации этих занятий необходимо иметь в каждой станице и хуторе своего инструктора, на которого возлагать, кроме этого, и обучение детей гимнастике в школах. Инструктора эти в праздничные дни, начиная с ноября и кончая февралём или мартом, должны обучать вольной езде желающих малолеток; устраивать, по мере успеха, лихие скачки с препятствиями и джигитовкой; руководить проездками с песнями, воспевающими подвиги славных донских героев и строевых частей этого войска.

Инструкторам за дни обучения малолеток назначить суточные деньги по 2 рубля. Занятия эти должны быть каждый раз удостоверяемы станичным или хуторским атаманом, с указанием числа, - сколько обучалось каждый день конных казачат.

По окончании же зимнего периода таких вольных занятий, на пасхальной неделе, комиссия определяет успешность всех подготовленных малолеток, за что инструктору должно быть выдано от 1 до 2 рублей за каждого обученного малолетка, в зависимости от успешности подготовки. Двумя рублями премируются, такие малолетки, которые сумеют достать с земли положенный предмет, спрыгнуть и впрыгнуть на лошадь в седло и лихо взять барьер и канаву.

Малолеток также поощрять наградой призами по определению комиссии, награждая лучших часами, охотничьими ружьями, шашками, револьверами, металлическим конским убором и другими предметами воинского снаряжения.

Патриот Дона
Газета «Донские областные ведомости» № 262 от 9 декабря 1907 года.

НавигаторКазачье войско

Подборка "Снаряжение казака на службу"