На возбуждённый вопрос – быть или не быть приготовительному разряду казаков, руководствуясь опытом, приобретённым как по службе военным приставом, так и во время многолетнего командования сотнями в полках и отдельно, - я нахожу нужным высказать своё по этому делу мнение.
Приготовительный разряд, как существует он в настоящее время в Донском войске, совсем не отвечает своему назначению в смысле подготовки казака к строевому делу.
На неудовлетворительность подготовки молодых казаков давно слышатся жалобы со стороны строевых частей, что: молодые казаки являются в полки мало или вовсе недисциплинированными; плохо сидят на лошади и не умеют управлять ею; не умеют владеть оружием, как огнестрельным, так и холодным, в особенности плоха рубка; вовсе не знакомы с уходом за лошадью; слабы в правильности седловки, при полном отсутствии знания седловки с походным вьюком; внутренний, гарнизонный и полевой уставы не знают; верхом ездят, за малым исключением, слабо, неумело берут препятствия, при полном отсутствии понятий об управлении конём и прочее.
Да и естественно, можно ли выполнить ту широкую программу (настоящего времени) воинских знаний, какую требуется пройти с молодыми казаками в такой короткий, как трёхнедельный, срок пребывания казака в майском лагерном сборе.
Скажут – ведь они, кроме этого, занимаются три недели дома, в станицах. Но этим занятиям я не могу дать серьёзного значения, так как они очень часто ведутся при отсутствии офицерского руководства, одними урядниками, подчас весьма слабыми в инструкторских занятиях. Кроме того, и сами занятия недельных сборов, совпадая с неблагоприятной погодой, - мороз, вьюга, метель, дождь, - большей частью, сводятся к словесным комнатным занятиям, устраняясь далеко от настоящего казачьего дела – коня. И, таким образом, в зимний период, если придётся иному казаку в трёхнедельный сбор садиться на лошадь самое большее 10 раз, то это хорошо.
Но, что же можно сделать с молодым казаком, в этот период в первый раз севшим на лошадь, да ещё в холодную или ненастную погоду, тяжело и неуклюже одетым в зимний костюм? Можно ли при такой обстановке заставить в первый раз севшего на лошадь казака быть внимательным к показам инструктора? Естественно нет. Видя безуспешность своего старания уяснить казаку, правильность посадки, а тем более – управление лошадью, инструктор начинает гонять озябших казаков рысью и вскачь, не обращая ни малейшего внимания на то, как они сидят и управляют лошадью. Другое дело, если бы в станицах имелись тёплые манежи и другие учебные приспособления. Да к тому же надо принять во внимание, что первое время многие казаки являются на лошадях, совсем негодных для занятия, или вовсе без лошадей. Это я указываю на недостаток с чисто учебной стороны в сборах, в станицах. Но не менее серьёзное влияние имеет и материальная сторона на неуспех этих сборов. Казаки съезжаются в станицу с дальних хуторов, иногда вёрст за 40-50, несмотря на распутицу: дождь, грязь, метель (так как время сборов делается по известному, заблаговременно составленному, расписанию) и должны везти с собой или покупать на месте недельный запас провизии для себя и фураж для лошади. Квартирами устраиваться в последнее время также очень трудно. В доброе старое время казаки-станичники принимали приезжих хуторян даром, а теперь нужно заплатить. Эта экономическая сторона также является большим противником обязательных станичных сборов.
Такие неблагоприятные условия зимних сборов в станицах заставляют всю тяжесть строевого обучения, в особенности на конях, перенести на майский трёхнедельный сбор, и, конечно, поверхностно, так как, само собой разумеется, в трёхнедельный срок очень трудно, а правильнее – невозможно справиться с той широкой программой, которую должен пройти молодой казак: пеший строй, езду, правильную посадку на лошади, управление ею, аллюры, взводное учение, не исключая и атак, рубку шашкой, уколы пикой, стрельбу с коня, препятствия, - барьер и канавы, курс стрельбы и изучение уставов дисциплинарного, внутреннего, гарнизонного и полевого, по сокращённой программе. Всё это вместить в трёхнедельный срок при правильном взгляде на дело подготовки казака – невозможно.
Принимая же во внимание семимесячный перерыв со времени окончания майского лагеря до времени сборов на службу (январь следующего года), молодые казаки, нахватавшись верхов всего понемногу, скоро забывают, а потому и имея у себя, большей частью, новых молодых невыезженных лошадей, производят впечатление недоучек или как бы никогда не ездивших на лошадях.
В виду этого краткого обзора подготовительного периода казаков на Дону, я прихожу к такому заключению. Чтобы улучшить подготовку молодых казаков, необходимо изменить саму систему подготовительных сборов: сборы в станицах и майские отменить и заменить их сборами осенью на два месяца: август и сентябрь, с тем, чтобы там же, в этих сборах, были сформированы и обмундированы команды пополнения первоочередных полков и оттуда же, по окончании сборов, или непосредственно, или после увольнения на месяц в дома, - командировать в полки на трёхлетний срок.
О том же, чтобы отменить приготовительный разряд и устранить подготовку молодых казаков на Дону не может быть и речи: ибо пока существует казак для службы государству в настоящем его виде, подобное новшество допустимым быть не может. Казак должен являться в полк, хотя и молодым казаком, но всё-таки казаком, а не мужиком. Следовательно, из сего вытекает, что приготовительный разряд отменить нет оснований, а лишь изменить пребывание в нём приблизительно до одного года. Рядом с этим изменить и время присяги, так, чтобы казаки присягали 20-21 года к первому января года переписи; в этом же году, осенью, на август и сентябрь, призывать их в лагерные учебные сборы для подготовительного обучения строевой службе, формирования и снаряжения команд пополнения и отправки их в полки.
Составление возрастных и очередных списков реформировать, заменив одним списком.
Я полагал бы справедливым вернуться к старине и командировать на службу в первоочередную часть всех без исключения, кроме неспособных к службе по болезни, но с той лишь разницей, чтобы имеющие право, по существующему закону, на льготу по семейному положению, служили в первоочередной части только один год. Если же это почему-либо осуществить нельзя, то вызывать их в лагерь с молодыми казаками на полный срок ежегодно до возвращения товарищей со службы, прогрессирую программой их обучения до прохождения курса стрельбы и изучения полевой службы включительно.
Льготы по образованию отменить вовсе, как не имеющие никакого смысла в казачьем быту, при равноправии всех казаков на пользование казачьим паем во всех земельных и других довольствиях. Справедливо было бы тех, кто не желает прохождения казачьей воинской службы в рядовом или офицерском звании в течение трёх лет, без уважительных, законом предусмотренных, причин, – лишать права на земельное и другое довольствие.
В лагерь казаки должны являться на конях, годных к службе, на которых они и командируются на службу; в лагере же их следует обмундировать, пригнать амуницию и сёдла. Программу подготовительных обучений в лагерном сборе ограничить требованием от молодого казака, чтобы он умел правильно седлать коня как учебной, так и походной седловкой, и к концу сбора крепко сидел на лошади на всех аллюрах и верно управлял последней; умел хотя и не в совершенстве, но правильно владеть ружьём, пикой и шашкой и быть лихим джигитом-наездником.
Желательно также упражнение в стрельбе дробинками и добавить стрельбу пулями с уменьшенными зарядами. Строевое обучение на конях не должно идти дальше одиночной езды и преодоления препятствий, а пешком – шереножного ученья. Необходимо практическое ознакомление с общими обязанностями внутренней лагерной, гарнизонной и полевой службы пешком, главным образом, с обязанностями дневального и часового. Укладку своих вещей во вьюк, посадку на железную дорогу и размещение по вагонам людей и лошадей также необходимо знать молодому казаку.
Но главное внимание должно быть обращено на укрепление в смелой и лихой одиночной езде в связи с владением оружием и управлением конём; практический уход за лошадью и корм её также должны быть внесены в программу обучения. Прохождение курса стрельбы и вся последующая строевая и полевая подготовка к боевой службе должны быть даны казаку в полку.
В конце сентября молодым казакам следует производить проверку успешности строевой подготовки по намеченной выше программе. После чего молодых казаков, сформированных в команды пополнения первоочередных частей, распустить по домам на один месяц для устройства домашних дел с тем, чтобы к первому ноября они собрались для командирования на службу в полки, сотни и команды. На время этого отпуска обмундирование и снаряжение, кроме сёдел, должно быть сдано на хранение в окружные склады.
Неуспешных или не бывших в лагере молодых казаков призывать вновь в следующий год.
Казаков, которые и во второй лагерный сбор окажутся неуспешными, а также не являвшихся два лагеря подряд без уважительных причин, командировать на службу с первой же отходящей командой в ноябре, на полный трёхлетний срок и переносить в списки казаков соответствующего возраста, с какими командированы на службу и с которыми они должны оставаться до конца службы до перечисления в отставку. На действительной службе в полку, сотне или в команде казаки должны пробыть около трёх лет – до 1 октября третьего года службы (это касается мирного времени) и затем увольняются домой на льготу.
По прибытии казаков с действительной службы в октябре месяце, они с первого января следующего года зачисляются во вторую очередь, где должны состоять 4 года; затем перечисляются в третью очередь также на 4 года, и, наконец, поступают в запасный разряд на 1 год. Таким образом, казак в возрасте 33-34 лет оканчивает всю службу и выходит в отставку.
Недостающее число казаков для команд пополнения первой очереди одного округа должно пополняться остатками другого округа.
Установить, чтобы казаки, отставшие от командирования на первоочередную службу с однолетками-товарищами, - кроме обучающихся в учебных заведениях, - были командированы на службу с другими младшими возрастами и с ними бы зачислялись в расчёт будущей службы второй и третьей очереди.
Словом, чтобы никто из здоровых казаков без уважительных причин не остался без прохождения первоочередной службы, как это имеет место теперь при существовании четырёх младших возрастов.
В случае, если бы оказались излишки после командирования молодых казаков в полки, то таких казаков посылать туда сверх комплекта, увольняя вместо них на льготу соответствующее число из лучших, вполне готовых к боевой службе казаков, прослуживших два года. Мало этого, я полагал бы вполне справедливым, таких казаков на втором году службы, в обычное спокойное время, в поощрение их усердной и выдающейся службы, - увольнять в отпуска на летние рабочие месяцы: июнь, июль, август, а равно – таких же выдающихся казаков на третьем году службы, в виде награды, увольнять вовсе на льготу раньше своих сверстников товарищей, - 15 июня, по окончании сотенных и полковых сборов.
Для обучения молодых казаков должны являться в лагерный сбор все инструктора, и, кроме того, необходимо приглашать урядников со льготы или вызывать из полков с таким расчётом, чтобы на каждые 15-20 казаков приходился один инструктор-урядник. Всем урядникам выдавать по одному рублю суточных при полном казачьем довольственном пайке, как для него самого, так и для его лошади. Ответственными руководителями занятий должны быть те господа офицеры, которые будут наряжены в тот или другой полк, сотню или команду, а общее наблюдение за выполнением программы обучения возложить на заведующего коневодством в округе с присвоением ему наименования: «Заведующий коневодством и наблюдающий за обучением молодых казаков в округе», с правами командира полка на время лагерного сбора. Я устраняю заведующих в звеньях полками от их прямого кажущегося назначения, как строевых штаб-офицеров, потому, что они, большей частью, будут временными, а заведующие коневодством постоянными ответственными лицами за успешность выполнения программы обучения молодых казаков.
Общий контроль и проверка результатов обучения лежит на обязанности окружных атаманов.
Чтобы не лишить связи казаков-стариков с военным воспитанием молодёжи, необходимо вернуться к прошлому – установить в станицах и хуторах осенние и зимние, в праздничные дни, вольные занятия верховой ездой малолеток-казаков, начиная с 17 лет до года присяги (20-21 год); можно допустить и моложе – с 15 лет. Программа этих занятий не должна идти дальше смелой и лихой езды на конях в связи с управлением ими, обучения фехтованию на эскадронах и стрельбы дробинками в цель, для чего при станичных и хуторских правлениях должны быть устроены тиры или другой вид помещения.
На пасхальной неделе станичные и хуторские атаманы с выборными почётными стариками из вахмистров и урядников, по преимуществу из бывших инструкторов, делают смотр малолеткам, удостаивая лихих наездников-молодцов призами.
Примечание. Если в станице имеются офицеры, то приглашать желающих и предоставлять им право председательствования в этих комиссиях в том случае, если атаман нижний чин или гражданский чиновник.
Для организации этих занятий необходимо иметь в каждой станице и хуторе своего инструктора, на которого возлагать, кроме этого, и обучение детей гимнастике в школах. Инструктора эти в праздничные дни, начиная с ноября и кончая февралём или мартом, должны обучать вольной езде желающих малолеток; устраивать, по мере успеха, лихие скачки с препятствиями и джигитовкой; руководить проездками с песнями, воспевающими подвиги славных донских героев и строевых частей этого войска.
Инструкторам за дни обучения малолеток назначить суточные деньги по 2 рубля. Занятия эти должны быть каждый раз удостоверяемы станичным или хуторским атаманом, с указанием числа, - сколько обучалось каждый день конных казачат.
По окончании же зимнего периода таких вольных занятий, на пасхальной неделе, комиссия определяет успешность всех подготовленных малолеток, за что инструктору должно быть выдано от 1 до 2 рублей за каждого обученного малолетка, в зависимости от успешности подготовки. Двумя рублями премируются, такие малолетки, которые сумеют достать с земли положенный предмет, спрыгнуть и впрыгнуть на лошадь в седло и лихо взять барьер и канаву.
Малолеток также поощрять наградой призами по определению комиссии, награждая лучших часами, охотничьими ружьями, шашками, револьверами, металлическим конским убором и другими предметами воинского снаряжения.
Патриот Дона
Газета «Донские областные ведомости» № 262 от 9 декабря 1907 года.
Навигатор ← Казачье войско
► Подборка "Снаряжение казака на службу"