Найти тему
Алина Матвейчева

Что такое обратная связь, как её получать и не обижаться

Всегда восхищаюсь людьми, которые находят время, чтобы написать слова поддержки. Человек в один момент остановился, подумал о тебе и накатал текст, который, возможно, станет для тебя пинком вдохновения.

Чем еще так полезна обратная связь.

1. Вдохновляет, мотивирует и развивает. Человек понимает, как его оценивают, какие преимущества у него есть, в каком направлении лучше расти. Это спасает от выгорания и помогает сохранить энтузиазм в работе.

2. Помогает устранять ошибки и избегать их в будущем. Если в работе что-то пошло не так, обратная связь помогает понять причины сбоя. Важно обсудить проблему и решить, что делать, чтобы неприятная ситуация не повторилась.

3. Выстраивать доверительные отношения. Это основа любой коммуникации. Человек понимает, что происходит, и не страдает от неопределённости. Он не живёт в страхе, что что-то теряет или упускает. Знает, что может обратиться за советом, обсудить возможности для роста и поделиться своими опасениями.

4. Хорошая возможность взглянуть на себя со стороны. Не стоит пренебрегать обратной связью. Конечно, требуется время, чтобы научиться давать ее и принимать. Поначалу может получаться не очень гладко: будут захлестывать эмоции и теряться правильные слова. Это не страшно. Если навык практиковать регулярно, постепенно станет проще его применять.

Фотограф Алина Матвейчева
Фотограф Алина Матвейчева

Как принимать обратную связь

Выслушивать замечания не нравится никому, чего уж скрывать. Особенно если фидбэк дают в грубой форме: это сильно демотивирует. Но можно приучить себя правильно реагировать на обратную связь, чтобы извлекать из неё пользу и не обижаться. Вот несколько советов, которые в этом помогут.

Не спешить отвечать на критику, внимательно слушать собеседника. Постараться отделить его эмоции от реальных фактов и понять, в чём же всё-таки проблема, какую мысль хочет донести человек. Возможно, сначала возникнет желание защищаться — это естественно. Нужно отследить эту реакцию, взять паузу и успокоиться.

Участвовать в обсуждении, не молчать. После того как первые эмоции улеглись, можно приступать к диалогу: задавать уточняющие вопросы, делиться информацией, которую упустил собеседник, высказывать свои мысли. Делать всё это спокойно, без криков и истерики.

Принять объективную информацию. Если ошибка действительно была, не нужно спорить и доказывать, что виноват кто-то другой. Умение признавать свою вину — это признак сильной личности, такое поведение заслуживает уважения. А ошибаются все, нет идеальных специалистов.

Составить план действий. Чтобы получить пользу от обратной связи, стоит подумать, как учесть замечания в будущем. Можно вместе с собеседником обсудить дальнейшие шаги и постепенно внедрять изменения в работу.

Благодарить за обратную связь. У любой обратной связи благородная цель — так, по крайней мере, должно быть. Целью отзыва НЕ оскорбить, обидеть или обесценить чей-то труд. Его задача — помочь стать лучше. Поэтому важно поблагодарить человека за то, что он говорит о своих наблюдениях и подсвечивает зоны роста.

Помогать собеседнику делиться обратной связью. Не все люди умеют давать качественный фидбэк. Если человек слишком резко разговаривает и не соблюдает базовые правила, ему можно об этом сказать. Вежливо объяснить, как стоит высказывать замечания, а какой вариант недопустим. Тогда в следующий раз диалог с этим собеседником пройдёт приятнее.

Просить фидбэк, если его не дают. Людям чаще всего непривычно давать обратную связь. Тогда можно запросить её, проявить инициативу. Вряд ли вам откажут в просьбе. Если делать это постоянно, со временем станет легче принимать фидбэк и извлекать из него выгоду.