Такой совет дал священник на форуме вопросов и ответов православному священнику. Фактически означавший: ломай семью, разводись.
Это несколько необычно, так как церковь обычно оберегает малую церковь (семью) и старается сохранить ее всевозможными способами. Часто это бывает спасительно и ценно, так как сломать (семью, судьбу) легче, чем построить .
Последовала ли женщина совету священника – неизвестно. С той поры прошло 13 лет.
Что была за ситуация? Почему священник дал такой совет? Прав ли он?
Здесь есть одна (а может и несколько) загадка. Читайте ниже.
Вопрос женщины священнику.
Женщина представилась Светланой. Сказала, что живет в Гродно, Беларусь. Сколько ей лет, как давно она в браке, является ли она верующей, воцерковленной – неизвестно. Она задала вопрос он лайн на форуме вопросов и ответов священнику в октябре 2011 года.
Женщина описала ситуацию: ее муж раздобыл где-то архиерейское облачение и просит, чтобы в постели она называла его «Владыкой». Муж, пояснила Светлана, не является религиозным человеком.
Да, ситуация нестандартная: ложится муж в архиерейском облачении на семейное ложе и просит называть его «владыкой». На том форуме это был самый яркий и необычный вопрос.
Священнику Света задала вопрос: как поступать в такой ситуации? Не является ли это кощунством?
Ответ священника женщине.
Священник, общавшийся со Светланой онлайн – протоиерей Алексий Федянин.
Он задал женщине встречный вопрос: не состоит ли ее муж на учете у психиатра? И сразу (не получив ответ) дал совет: бегите от такого мужа, чем скорее, тем лучше. Ничего от таких фантазий хорошего не бывает. И пожелал, чтобы Бог ее хранил. (По материалам христианского портала Truechristianity.info, раздел Вопросы священнику РПЦ: блуд)
Почему священник сказал так?
Он мог посчитать мужа Светланы кощуном, мол, тот стебается над церковью. И потому дал совет Свете – бежать.
Если бы священник сказал бы: бес в Вашем муже – это было бы понятно. Такое объяснение было бы церковным. И Светлана, если она верующая, поняла бы это на глубоко мистическом уровне.
Но отец Алексий посчитал это не бесовством, а психиатрией.
Если Светлана последовала его совету, то могла развестись с мужем из-за этого, сама разбить свою семью.
Но так ли это?
И вот здесь мы подходим к самому главному: загадке ее мужа.
Кто он?
Стебающийся над церковью (тогда бес в нем?), псих (и тогда ему место в клинике и на учете психиатра?), или что-то другое, и может быть вполне приемлемое?. И тогда бежать, разводиться не стоит ни в коем случае. Не ломать семью!
Давайте, посмотрим внимательней.
У священника мог сработать триггер: архиерейское облачение – стеб над церковью - муж псих -бежать от него – (а значит - разрушить семью).
Но дело может быть в другом. И триггер этот формальный и ошибочный, так как не выяснено содержание, суть, загадка не понята.
Для объяснения феномена обратимся, например, к юнгианской терапии (можно и к любой другой, которая поможет разобраться).
Облачение иерарха церкви - архетип высшего священника. Какой мотив человека, который одевает это облачение и просит называть его «Владыкой»?
Мотив безусловной власти. Иерарх РПЦ выражает собой безусловную власть для паствы.
Таким образом, муж Светланы хочет со своей женой поиграть в тематическую игру, где он является обладателем безусловной власти. Название такой игры, например, иерарх и послушница.
Муж ее, точно также, мог бы раздобыть облачение адмирала, генерала, президента авторитарной страны и поиграть в такую же, по сути, игру, реализовать ту же свою фантазию безусловной власти (например, адмирал и покорный матрос, или генерал и рядовой, и так далее). Но он решил сделать это в образе иерарха РПЦ как представителя безусловной власти для своих пасомых. Может этот образ является для него более ярким в выражении мотива безусловной власти.
Является ли муж сумасшедшим? Нет. Если бы он вошел в роль, потерял рассудок, делал бы это прилюдно, не осознавая ситуации – то да, он был бы психом, сумасшедшим. Кроме того, если муж не состоит на учете у психиатра и Светлана не замечала в нем других странностей, то с ним все более - менее в порядке. Здесь он контролирует ситуацию, входит и выходит из образа, просто предлагает жене поиграть в некую игру.
У него есть некий нереализованный мотив безусловной власти. Он не может реализовать его в реальности и предлагает поиграть в игру. Может это его возбуждает, может успокаивает.
Психопатология ли это? Да. Но она свойственна всем людям. Каждый человек в чем-то ненормален. Фрейд называл такие вещи «психопатологией обыденной жизни» (есть у него одноименная работа с таким названием). У каждого есть свои нереализованные мотивы. Этот, в данном случае, вполне безобиден. Бывают похлеще.
Верующему человеку помогает покаяние и глубокое духовное очищение и обретение возможности управлять страстями, а не подчиняться им. Но в веру приходят не для того, чтобы работать с собой, а потому что любят Бога. Силком в веру не затянуть.
Неверующему – психотерапия и очищение на уровне психики (менее глубокое). Не психиатрия, а психотерапия. Может проще разрешить этот мотив, чем держать его в фантазиях?
Как стоило бы поступить Светлане?
То, что она обратилась с вопросом к священнику в данном случае – правильный шаг, но не единственно требуемый. Вполне возможно, что она и не была верующей, но ее могло смутить архиерейское облачение, как атрибут церковный. Ведь она задает вопрос: не кощунственно ли это? И задает ее по адресу – священнику, представителю церкви. Если бы мужем было использовано другое облачение, например, адмирала, то вопрос священнику был бы неуместен.
Разве жена не знает своего мужа? Если она знает по жизни, что он не псих, то почему она должна от него бежать? Не проще ли просто поговорить, узнать для чего ему это. И либо подыграть мужу (сыграв с ним в такую игру, если ей это не претит), либо – предложить ему сходить на сеанс психотерапии. В зависимости от того, как будет лучше ему, им обоим, что не обидит его, а поможет.
Может быть муж Светланы достаточно творческий человек и предложил такую творческую игру ей. Чтобы разнообразить их интимную жизнь. Разве это зло?
Может, у него нереализованный мотив власти и ему важно хотя бы в игре фантазии реализовать его. Почему жена не может помочь в этом мужу?
Все это выясняется в спокойном, внимательном и почтительном разговоре двух близких людей - жены и мужа. В разговоре, а не в бегстве.
В личностно – интимную жизнь семьи церковь не вмешивается и не должна вмешиваться. На том же форуме некоторые задавали вопросы священнику, какие позы не разрешает церковь в интимной жизни мужа и жены. Священник сказал, что церковь не дает в этом плане советы. Это дело семьи. То же и в этой ситуации. Во что одеваются муж и жена, чтобы сделать ярче свою интимную жизнь (или по другим основаниям, мотивам) и как себя ведут – их дело. Лишь бы это не было травматичным в психологическом и фактическом плане ни для кого, и не имело последствий.
Не стоит бежать (не выяснив ситуацию и мотивы), как посоветовал священник. Это не разумное поведение. Можно поговорить, выяснить, разобраться.
Стоит поговорить с мужем, выяснить мотивы его и вместе все решить. Муж и жена одно целое, если они – семья. Если у них нормальная семья, то стоит ли ее разрушать из-за этого? Семья ценна.
А может Светлана сама слишком шаблонна. Творческий муж (если это так) поможет ей стать более творческой. И в этом будет плюс, а не минус.
Я бы еще спросил с долей юмора: где благоверный смог достать архиерейское облачение? Ведь тоже загадка.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.