Упражнение 5. Определи тип связи и средства связи предложений в тексте.
1. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.
2. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям.
Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем. наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.
3. Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет.
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной - в улетающий день.
Раздышались цветы - и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню - откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок)
Анализ типов связи и средств связи предложений в тексте
Текст 1
Тип связи: Цепная (последовательная)
- Средства связи:Лексический повтор: Хорь
Местоимения: он, его
Синонимы: крестьянин - мужик
Однокоренные слова: достоинство - достойный
Союзы: и, такой же
Анализ: Каждый следующий предложение развивает мысль предыдущего, добавляя новые детали о Хоре. Между предложениями установлена логическая последовательность.
Текст 2
Тип связи: Цепная (последовательная) и параллельная
- Средства связи:Лексический повтор: Хорь, человек
Местоимения: он, его, они
Синонимы: положительный - хороший
Союзы: и, а
Параллельная конструкция: Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным. (три однородных сказуемых)
Анализ: В начале текста преобладает цепная связь, а затем автор переходит к параллельной конструкции, чтобы подчеркнуть различные качества Хора, которые делали его авторитетным.
Текст 3
Тип связи: Параллельная
- Средства связи:Лексический повтор: день, цветы
Синонимы: исчезающий - улетающий, распахнул - открывая
Антитезы: запевающий сон - погасающий свет, задыхалась тоска - занималась душа
Анафора: Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет.
Эпифора: ...дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
Анализ: В этом тексте преобладает параллельная связь. Автор использует ряд художественных средств, чтобы создать образ весны и пробуждения души. Параллельные конструкции подчеркивают контрасты и динамику описания.
Общие выводы
- Цепная связь характерна для повествовательных текстов, где предложения следуют друг за другом, развивая основную мысль.
- Параллельная связь часто используется в описаниях, сравнениях и контрастах, чтобы подчеркнуть сходство или различие между явлениями.
- Средства связи помогают связать предложения в единое целое и создать логически связный текст.
Важно отметить: В тексте могут сочетаться разные типы связи. Например, в тексте 2 сначала используется цепная связь, а затем переходит к параллельной.
Дополнительные средства связи:
- Союзные слова: который, какой, где, куда и др.
- Частицы: же, ведь, вот, даже
- Порядок слов
- Интонация
Примечание: Анализ типов связи и средств связи предложений является важным навыком для понимания текста и его анализа. Он помогает глубже проникнуть в авторский замысел и оценить выразительность языка.