Найти тему

Определи тип связи и средства связи предложений в тексте.

Оглавление

Упражнение 5. Определи тип связи и средства связи предложений в тексте.

1. На пороге избы встретил меня старик: лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. Он был похож на Сократа: такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. Крестьянин чувствовал своё достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных усов.

2. Хорь был человек положительный. Это проявлялось в его выдержанности и в отношении к людям.

Они же ценили и другие качества мужика. Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем. наладить быт делали Хоря человеком авторитетным.

3. Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной - в улетающий день.

Раздышались цветы - и на темный карниз

Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню - откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо. (А. Блок)

Анализ типов связи и средств связи предложений в тексте

Текст 1

Тип связи: Цепная (последовательная)

  • Средства связи:Лексический повтор: Хорь
    Местоимения: он, его
    Синонимы: крестьянин - мужик
    Однокоренные слова: достоинство - достойный
    Союзы: и, такой же

Анализ: Каждый следующий предложение развивает мысль предыдущего, добавляя новые детали о Хоре. Между предложениями установлена логическая последовательность.

Текст 2

Тип связи: Цепная (последовательная) и параллельная

  • Средства связи:Лексический повтор: Хорь, человек
    Местоимения: он, его, они
    Синонимы: положительный - хороший
    Союзы: и, а
    Параллельная конструкция: Хозяйственность, умение правильно распорядиться временем, наладить быт делали Хоря человеком авторитетным. (три однородных сказуемых)

Анализ: В начале текста преобладает цепная связь, а затем автор переходит к параллельной конструкции, чтобы подчеркнуть различные качества Хора, которые делали его авторитетным.

Текст 3

Тип связи: Параллельная

  • Средства связи:Лексический повтор: день, цветы
    Синонимы: исчезающий - улетающий, распахнул - открывая
    Антитезы: запевающий сон - погасающий свет, задыхалась тоска - занималась душа
    Анафора: Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет.
    Эпифора: ...дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.

Анализ: В этом тексте преобладает параллельная связь. Автор использует ряд художественных средств, чтобы создать образ весны и пробуждения души. Параллельные конструкции подчеркивают контрасты и динамику описания.

Общие выводы

  • Цепная связь характерна для повествовательных текстов, где предложения следуют друг за другом, развивая основную мысль.
  • Параллельная связь часто используется в описаниях, сравнениях и контрастах, чтобы подчеркнуть сходство или различие между явлениями.
  • Средства связи помогают связать предложения в единое целое и создать логически связный текст.

Важно отметить: В тексте могут сочетаться разные типы связи. Например, в тексте 2 сначала используется цепная связь, а затем переходит к параллельной.

Дополнительные средства связи:

  • Союзные слова: который, какой, где, куда и др.
  • Частицы: же, ведь, вот, даже
  • Порядок слов
  • Интонация

Примечание: Анализ типов связи и средств связи предложений является важным навыком для понимания текста и его анализа. Он помогает глубже проникнуть в авторский замысел и оценить выразительность языка.