Настолько долго, что выросло целое поколение политиков (на постсоветском пространстве и за его пределами) которые не воспринимают Россию иначе как «слабую страну». И это стало проблемой как в 2014-м, так и особенно после 2022-го года.
Просто зарубежные (в том числе «ближнезарубежные») политики Россию всерьёз не воспринимают. И именно поэтому мнение Москвы просто-напросто игнорируется. Ты не можешь вести серьёзные переговоры с кем-то если этот кто-то не воспринимает тебя всерьёз. И, самое обидное, политические результаты этих переговоров будут весьма сомнительны.
Просто-напросто достигнутые договорённости никто выполнять не будет, а в ответ на твоё возмущение последует полный игнор. Как-то так.
СВО случилось потому что не случилось никакого политического компромисса по Украине.
Все те, кто сегодня агитирует за то, чтобы начать новый раунд переговоров между Россией и Украиной, игнорируют один простой вопрос: а что случилось с результатами предыдущих раундов? Нет, мы же о чём-то там пытались договориться и даже договорились? Почему же те договорённости не были выполнены?
А никакого политического компромисса не случилось именно потому что современную Россию сочли недостаточно авторитетной чтобы с ней договариваться. Всё, точка. И ответ на вопрос, а почему бы России не начать решать проблемы «за столом переговоров» упираются как раз в этот простой факт: не хватает авторитета в глазах «широкой мировой общественности».
Серьёзные вопросы или решаются без России, или они пытаются так делать. Россия начала СВО по одной простой причине: никакие «политические соглашения по Украине» не работали от слова совсем.
В 2014-м году Россию просто поставили перед фактом второго Майдана. И его результатов. При этом никто серьёзных переговоров с Москвой не вёл. Причём и политический Киев, и простых украинцев просто-напросто обманули: никто им не мог, не собирался обеспечить полной и абсолютной безопасности и экономического процветания.
Украинцев уверили, что все вопросы они смогут решить только и исключительно с Западом, а Россия — недостаточно влиятельна. Как показала практика это оказалось не совсем так. Запад не может/не хочет вот так вот запросто: взять и порешать все украинские проблемы. Более того в результате санкций непосредственно в ЕС начались очень крупные проблемы в энергетике и экономике.
Почему же эти самые европейцы не договаривались с Россией чтобы избежать столь негативного сценария? А потому что с их точки зрения «Россия — недостаточно влиятельна», а сегодня, в ходе серьёзного военного конфликта договариваться уже как-то совсем сложно.
Россия слишком долго демонстрировала окружающему миру слабость, ну и все решили, что она слаба. Всё. Именно отсюда проистекает сегодняшняя ситуация. И именно поэтому так сложно остановить военный конфликт, потому что он — результат, а не главная проблема.
А этот результат был получен именно по итогам оценки современной России как «слабой державы». И вся «евростратегия» (а Европа зависит от России гораздо больше, чем далёкие и загадочные США) строилась именно исходя из этого «факта». И разрыв «Минских соглашений» — это как раз потому что… Россия не та страна, с которой надо считаться.
Согласитесь, и в жизни всё обстоит точно так же: договариваются с равными, слово данное ребёнку или случайному незнакомцу мало чего стоит. Цинично, но именно так всё и обстоит. Слово офицера? Как правило, оно для таких же офицеров. Тогда да, тогда работает. Слово офицера и джентльмена? Конечно! Для таких же «офицеров и джентльменов».
И даже «слово вора». Оно есть, но не для всех.
С их точки зрения мы им не равны, а потому любое «честное слово» с их стороны ничего не стоит. Вот как-то так, обидно, понимаю. Поэтому любые призывы к переговорам сегодня выглядят очень странно: как показала практика никакие правители Украины никаких договорённостей с Россией не соблюдают и соблюдать не хотят.
Лидеры Франции/Германии тоже показали свою полную недоговороспособность на украинском треке. И те, и другие исходят из того, что Россию можно просто кинуть.
Даже президент России с болью в голосе произносил, что Россию обманывали (и не раз). Так вот это как раз «нормально». С их точки зрения. Если бы они всерьёз уважали Россию никакого бы Минск-1/2 просто бы не потребовалось. Потому что столь странная ситуация попросту бы не возникла.
А по факту они нас кинули до переговоров в Минске, а потом после переговоров. И это не баг, это фича. Т.е. проблема как раз в том, что никакие договорённости России с ЕС просто не работают, а потому о них говорить практически бессмысленно.
И создалась довольно странная ситуация, когда политические договорённости с ядерной сверхдержавой европейские лидеры просто не собираются выполнять изначально. Им это не нужно и не интересно. Что, безусловно, создаёт «определённые риски».
Просто постарайтесь посмотреть на ситуацию «с их стороны доски». По сути, они идут «ва-банк», делая вид, что у России и нет никакого ядерного арсенала. А тренд такой уже сложился, в рамках которого как-то уступить России — значит «продемонстрировать слабость».