Найти тему
7ДнейКино

Брижит Бардо — 90: лучшие роли чарующей блондинки, ставшей секс-символом Франции

Оглавление
Кадр из фильма «Очаровательная идиотка»
Кадр из фильма «Очаровательная идиотка»

28 сентября 90 лет исполнилось Брижит Бардо — той, кого философ Жан-Поль Сартр величал иконой борьбы за раскрепощение женщин и главным символом эпохи наряду с Че Геварой. Ей восторгались Федерико Феллини, Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар — виднейшие режиссеры своего времени. Она была неотъемлемым элементом буйных 60-х наравне с движением хиппи, сексуальной революцией, студенческими протестами, музыкой The Beatles, брюкам клеш и сапогами гоу-гоу. Что говорить, если название одной из самых распространенных женских причесок того времени отсылало к имени персонажа, сыгранного Бардо.

Брижит ушла из профессии в 1973 году, после чего посвятила свою жизнь защите прав животных. За свою двадцатилетнюю карьеру у нее набралось немало культовых ролей. По случаю юбилея вспоминаем самые яркие появления на экране харизматичной блондинки.

«И Бог создал женщину» (1956)

«И Бог создал женщину». Фото: кадр из фильма
«И Бог создал женщину». Фото: кадр из фильма

Этот фильм стал знаковым не только для Брижит Бардо, но и для ее первого супруга — режиссера Роже Вадима. Именно в этой картине впервые так громко с больших экранов зазвучала тема женской эмансипации. Свободолюбивая и раскрепощенная Жюльет в исполнении Бардо стала такой же культурной иконой для девушек, коей для парней был Джеймс Дин в «Бунтаре без причин». И если в Европе «И Бог создал женщину» приняли в основном положительно, то ситуация с прокатом в куда более консервативных Соединенных Штатах была сложнее: фильм Роже Вадима регулярно подвергался нападкам со стороны правых активистов и религиозных организаций. К тому же, французская новинка создавала конкуренцию пуританскому кино, одобренному в соответствии с Кодексом Хейса.

По мнению многих современных исследователей, лента своим выходом предвосхитила сексуальную революцию и вторую волну феминизма.

«Бабетта идет на войну» (1959)

«Баббетта идет на войну». Фото: кадр из фильма
«Баббетта идет на войну». Фото: кадр из фильма

Спустя три года после роли, принесшей скандальную известность Бардо, она вновь снимается в фильме, что идет вразрез с общественными нормами и постулатами. На сей раз это комедийный фарс в антураже Второй Мировой. Тогда шли серьезные дискуссии, насколько уместно в контексте пережитой трагедии совмещать подобную тематику с развлекательным жанром. Одни апеллировали к тому, что в военные годы хватало карикатурных произведений, высмеивающих врага, другие — к тому, что сюжет уж слишком комичный для выбранного исторического периода. В центре внимания Бабетта — легкомысленная, глуповатая, но крайне соблазнительная француженка, которую вербует английская разведка для миссий в немецком тылу ввиду того обстоятельства, что та похожа на любовницу высокопоставленно нациста фон Аренберга.

Фильм стал классикой жанра и разошелся на цитаты, а прическа героини Бардо стала сверхпопулярной у молодежи, причем, как ни странно, особенно в Советском Союзе.

«Истина» (1960)

«Истина». Фото: кадр из фильма
«Истина». Фото: кадр из фильма

Режиссера Анри-Жоржа Клузо называли «французским Хичкоком» за то, как он мастерски выстраивал саспенс на экране и экспериментировал с формами повествования. Картина «Истина» остается самой удачной в фильмографии позднего периода его творчества. Многоуровневая черно-белая судебная драма, основанная на реальных событиях (резонансное дело Полин Дюбюисон), стала вершинной творчества и для Брижит Бардо. Ей удалось превосходно передать внутренний конфликт героини, которую сторона обвинения называла распутной девицей, а сторона защиты — невинной жертвой обстоятельств. Особенно выдающейся в контексте ее игры является сцена перепалки с сестрой в зале суда, когда Доменик в исполнении Бардо натурально выходит из себя, пытаясь доказать, что настоящая любовь с Жильбером была только у нее.

«Истина» в 1961 году победила на «Золотом глобусе» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», а также была отмечена номинациями на «Оскаре» и нескольких европейских премиях. Сама же Брижит удостоилась от итальянской киноакадемии награды как лучшая зарубежная актриса.

«Презрение» (1963)

«Презрение». Фото: кадр из фильма
«Презрение». Фото: кадр из фильма

Жан-Люк Годар — ключевая фигура французской новой волны, настоящий бунтарь и творец-контркультурщик. Учитывая социалистические взгляды, он проповедовал отказ от принципов, на которых строится коммерческое кино. Картина «Презрение» с Брижит Бардо в роли обворожительной Камиллы — это своего рода манифест его понимания искусства. Это философская притча о выборе между авторским и студийным подходами к кинопроизводству и к искусству в целом. Главный герой (Мишель Пикколи) не только поступается своими принципами, но и, преследуя цель расположить к себе американского продюсера, никак не препятствует тому, что бизнесмен положил глаз на его жену. В конечном счете это приводит к трагедии.

Неудивительно, что Годар выбрал на роль Камиллы именно Брижит Бардо. Во-первых, по той причине, что она в выше упомянутом «И Бог создал женщину» уже играла героиню, ищущую эмансипацию. Во-вторых, актриса не стеснялись провокационных по меркам того времени обнаженных сцен.

«Вива, Мария» (1965)

«Вива, Мария». Фото: кадр из фильма
«Вива, Мария». Фото: кадр из фильма

Еще одна крайне провокационная роль Брижит Бардо. До картин комик-группы «Монти-Пайтон» подобные политические сатиры выходили нечасто. По сюжету Мария, дочь ирландского революционера-анархиста, прибивается к бродячему цирку в латиноамериканской стране, где знакомится со своей тезкой (Жанна Моро). Во время исполнения одного из номеров дамочки случайно изобретают стриптиз, что и становится гвоздем программы в цирке. Спустя какое-то время они знакомятся с Флоресом, предводителем восстания против местного диктатора. После его смерти они возглавляют революцию и создают свое социалистическое государство. Местные приставляют их к лику святых, что очень не нравится церкви.

Абсурдистская комедия еще одного яркого представителя «французской новой волны» Луи Маля не осталась без фестивальных наград и премий. В частности Брижит Бардо за роль в этом фильме получила «Хрустальную звезду».

«Медведь и кукла» (1970)

«Медведь и кукла». Фото: кадр из фильма
«Медведь и кукла». Фото: кадр из фильма

Брижит Бардо неспроста считается последней кинодивой именно Золотого века Голливуда. Закономерно, что вместе с этим периодом в истории кинематографа на нет сошла и актерская карьера Бардо. Все ленты, вышедшие после 1967 года, не получали теплого приема как от критиков, так от зрителей. К примеру, старомодный вестерн «Шалако» с ней и Шоном Коннери оглушительно провалился в прокате.

Правда, была одна романтическая комедия, которая все же стала со временем культовой. И это «Медведь и кукла». В этой картине Брижит исполнила роль эгоцентричной Фелиции. Героиня, привыкшая к вниманию противоположного пола и восторженным взглядам, наконец встречает мужчину, которому она безразлична. Фелиция, не готовая мириться с таким раскладом дел, всеми силами пытается влюбить в себя бедного виолончелиста.

Есть злая ирония в том, что последний действительно удачный фильм Брижит Бардо — это своего рода деконструкция ее образа роковой и всеми желанной красотки. В 1970 году пуританские времена закончились даже в Америке: пресловутый кодекс Хейса канул в лету вместе со всеми его ограничениями. То, что раньше казалось эпатажным и даже возмутительным, чего не гнушалась Бардо, постепенно становилось обыденностью. Темы секса и эмансипации перестали быть табуированными в обществе. Даже откровенно эротический и феминистский «Если бы Дон Жуан был женщиной» (последняя работа в кино) не смог произвести революцию, сравнимую с той, которую начал «И Бог создал женщину».

Никита Маргаев специально для 7ДнейКино. Присоединитесь к обсуждению этого материала в комментариях или на нашем сайте.

Больше интересных материалов о кино — в нашем Telegram-канале.